Дискретные аспекты

 

Секстиль – дуговой зодиакальный аспект величиной в 1/6 окружности (60°). C латинского sextil – «шестая часть».

Квадратура – дуговой зодиакальный аспект величиной в 1/4 окружности (90°). С латинского quadrare – «делать четырехугольным».

Секстиль и квадратура – дискретные аспекты. Что такое дискретность? Дискретность (от лат. Discretusразделенный, прерывистый)свойство, противопоставляемое непрерывности, – прерывистость, нарушение однородности, постепенности. Синонимы к слову дискретный: корпускулярный, отдельный, прерывистый, раздельный и т. п. Секстилю и квадратуре присущи качества как бы относительно непроницаемой извне границы, обеспечивающей ему сравнительно независимое бытие.

Секстиль и квадратура, таким образом, являются противоположными по действиям постоянным, непрерывным аспектам: соединению – аспект величиной в 1/1 окружности (0°, 360°); оппозиции – аспект величиной в 1/2 окружности (180°);  трину – аспект величиной в 1/3 окружности (120°). Соответственно, непрерывность этих аспектов выражает относительную проницаемость границ между отдельными «одно», слитность многих и разных «одно» в нечто для них единое, приблизительную однородность структурной дробимости целого на всех его уровнях, постоянную плавность роста целого в том или ином направлении, сохранение постепенности и преемственности в процессах изменения.


*


Секстиль и квадратура – аспекты внезапного, скачкообразного действия. Это можно сравнить с процессом эволюции, ее дискретностью, внезапностью появления у организмов новых свойств, появления новых биологических видов и более высоких таксонов. Процесс появления новых качеств организмов получил название ароморфоза. Иначе говоря, ароморфоз – это такое проявление биологического прогресса, которое характеризуется, пусть небольшим, но качественным, скачкообразным усовершенствованием живых существ. Да, и секстиль и квадратура – могут исключительно качественно совершенствовать.

Другое сравнение – светофор, в котором есть только два фонаря – красный и зеленый. Такой светофор – «внезапный» (для водителя – точно). Так вот, уже постоянные аспекты – это светофор с желтым фонарем – «желтый» сглаживает «внезапность» светофора и напряженное внимание водителя. «Внезапные» светофоры привычная практика для всех, кто за рулем. Много раз за день  водитель решает одну и ту же проблему – «успею\не успею». Иногда даже, бывает, обсуждается с пассажиром – «проскочим\ не проскочим». То есть, желательны светофоры предсказуемые. Соединение, оппозиция и трин – как постоянные, плавные аспекты –  предсказуемы. Секстиль и квадратура – нет.

Можно привести и такой пример, хоть и немного грубоватый: представим, что секстили и квадратуры – это «ситуации» (от лат. situs – позиция, положение), в то время как соединения, оппозиции и трины – это «среда». Среда характеризуется стабильностью и длительностью воздействия, в то время как ситуация кратковременна. Среда всегда внесубъектна, а ситуация субъектна, она всегда «чья-то ситуация». В данном случае, – чья-то удача (секстиль) или чья-то проблема (квадратура).


*


В личных гороскопах секстили и квадратуры не оказывают перманентного воздействия в контексте формирования  черт характера, привычек натива, развития особых навыков-способностей и т.д. и т.п...


*


Каким образом «работают» дискретные аспекты?


Как уже стало понятно, секстиль и квадратура не несут в себе перманентного действия, находясь как бы в состоянии покоя, сна. Каким же образом «работают» эти дискретные аспекты? Ответ: их активизация (стимуляция, оживление) в гороскопе (радикс) происходит в «момент» ключевых транзитов, которые называют «внешней структурой аспекта радикса», которая в свою очередь подразумевает формирование аспектов от транзитных планет к обеим (!) планетам радикса формирующим аспект. Наиболее серьезное воздействие оказывают транзитные медленные планеты (Уран, Сатурн, Юпитер), тогда как движение самых быстрых планет оказывает менее мощный эффект, либо не оказывает его вовсе. Как правило, самыми действенными транзитными аспектами являются соединения, оппозиции и квадратуры.


Главное!

Особенность дискретных аспектов заключается в том, что активизация их в радиксе автоматически провоцирует некое краткосрочное событие для «здесь и сейчас», но как правило, с далеко идущими последствиями. Эти аспекты можно сравнить с особыми встроенными в структуру гороскопа «элементами», которые срабатывают подобно триггерам, нарушающим привычный ход эволюции, что может провоцировать как значительные, так и не очень изменения в психоструктуре натива. Под триггерами здесь подразумеваются события, ситуации, вызывающие срабатывание механизмов автоматических психологических и поведенческих реакций (привычек, паттернов), как неадекватных и деструктивных, так и полезных и адаптивных, сопровождаемых, как отрицательными эмоциями, так и нейтральными и положительными.

Ключевое различие между секстилем и квадратурой заключается в том, что секстиль – гармоничный аспект, в то время как квадратура – дисгармоничный. Если секстиль предоставляет неожиданные, но благоприятные возможности (случаи, шансы) для достижения желаемой цели, то квадратура – привносит удары извне, провоцируя неадекватную активность, агрессию, формирует в человеке негативные будоражащие чувства, внезапные вспышки неуравновешенности и напряжения.

Считается, что отсутствие квадратур и секстилей в личном гороскопе делает жизнь натива значительно более предсказуемой, ровной.


Пример 1: активизация секстиля Марс-Юпитер на одновременных транзитных квадратурах от Сатурна и Марса.


Пример 2: активизация квадратуры Солнце-Юпитер на транзитных соединении и оппозиции-квадратуры от Марса и Юпитера.


*


Реализация «по сектилю» может качественно выражаться в стимуляции оперативности и гибкости. Оперативность – быстрота, своевременность. Под оперативностью также понимается адаптация, соответствие, синхронизация ритмов, темпов, необходимые условия достижения запланированного результата. Гибкость – также способность к адаптации, и к модернизации, реформированию. Гибкость в значительной степени определяет или обусловливает способность к приспособлению, переориентации, изменению. Она играет важную корректирующую роль в конкретной организации как для процессов, так и для систем.

Реализация «по квадратуре» может качественно выражаться в виде события, оказавшего сильнейшее воздействие на эмоциональную и когнитивную сферы человека – чрезвычайного события. Это могут быть как масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, так и менее масштабные события, которые также являются мощными стрессогенными воздействиями для человека (потеря работы, ДТП, насилие, внезапная смерть близкого человека, суицидная попытка, сообщение о тяжелом диагнозе и др.). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие, психологически внезапное, событие, к которому человек психологически не подготовлен (если это первый подобный опыт в его жизни).


*


Бисектиль и т-квадратура.


Бисекстиль – конфигурация гармоничных аспектов, в которой две планеты, находящиеся в трине (основание), образуют к третьей планете секстили (вершина).

Т-квадратура (или тау-квадрат) – конфигурация напряженных аспектов, в которой две планеты находящиеся в оппозиции друг к другу (основание) образуют к третьей планете квадратуры (вершина).

Активизация бисекстилей и т-квадратур происходит посредством транзитов к планете стоящей на вершине конфигурации, вследствие чего планеты в основании получают дополнительный мощный стимул к условному развитию и сверх-активному взаимодействию между собой в отрезок времени ограниченный транзитом. Таким образом, в конфигурациях бисекстиль и т-квадрат, секстили и квадратуры играют роль «посредников-ускорителей» между транзитной планетой (планетами) и планетами формирующими аспект в основании конфигурации. 


Мифология аспектов.


Секстиль – это аспект Кайроса. Кайрос (др.-греч. Καιρός –  «момент») – это древнегреческий бог счастливого мгновения. Он так быстро появляется и исчезает между людьми, что встреча с Кайросом и его поимка – большая удача, счастливый миг. Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени Кайрос : «подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия», «особо благоприятное дерзновение», «справедливая мера всех вещей», «миг вне времени и предшествующий времени», «время Кайроса коротко – оно не ждет», «мгновение великого счастья».

Известно, что Кайросу поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр. Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой – Кайросу. Об этом пишет Павсаний в «Описании Эллады» :

Рядом с самым входом на стадион находятся два жертвенника: один из них называется жертвенником Гермеса Покровителя в состязаниях, другой жертвенник Кайросу (Счастливому случаю); я знаю гимн о нем, сочиненный Ионом Хиосским.


Кайрос всегда появляется обнаженным, чтобы никто не мог удержать его за одежды, он практически всегда неуязвим и стремительно проносится мимо, что символизирует редкую возможность удержать счастливое мгновение, – чаще всего оно скользит сквозь пальцы рук и проносится мимо. Увидеть Кайроса – благоприятный момент – можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за его чуб на голове (таким он изображался).

Кайрос – это должная мера, которая достигает цели. Это божество приносит то, что удобно, подходит и приходит в нужный момент. Иногда это может быть критический или опасный момент, но чаще Кайрос представляет благоприятный момент, случай. Отсюда и то, что является благоприятным, или «возможностью». В эллинистическую эпоху этот термин («кайрос») также использовался как для описания хорошего времени, или хорошего сезона.

Кайрос всегда означает место в пространстве (сначала) и времени (позже), отличающееся благосклонностью природы (или божества), восприятие и использование которого обещает успех любому человеческому акту/действию. Кайрос нельзя высчитать. Кайрос (подлинное время) не есть Хронос (формальное время), он находится за пределами линейного течения. Это внезапный, легкий, крылатый бог, вечно юный, вечно неуловимый.

Древние греки считали, что необходимо развивать особое чутье, чтобы не упустить подходящий момент, почувствовать его приближение. В риторике Аристотеля понятие кайроса было связано с местом и временем, когда доказательство должно быть предоставлено слушателям. А еще философы античного мира говорили что, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, – разум и интуицию.

В эпоху Ренессанса образ Кайроса сливается с Фортуной.

Кайрос активен в области расщепления, целей, перехода, прохождения и проникновения через, сквозь.... По аналогии, Кайрос ориентирован на цель, но эфемерен, внезапен, но неизбежен. Он разделяет эти характеристики с ветром, который также может возникнуть из ничего и затихнуть еще быстрее…прийти из ниоткуда и уйти в никуда.


Квадратура – это аспект Ареса. Арес, Арей (др.-греч. Ἄρης,) – яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери Геры. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, бросается он от одной воюющей стороны к другой (ἀλλοπρόσαλλος) в сопутствии своих сыновей Деймоса и Фобоса (страх и смятение/ужас). Он –  ненавистнейший из богов даже для отца своего Зевса, и Афина, богиня справедливой войны – непримиримая противница Ареса. Гомеровским представлениям об этом боге следуют, вообще говоря, и греки последующих времен. Он по-прежнему понимается как бог-губитель, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться.

Арес олицетворяет собой спонтанность, сиюминутный интерес, силу желания, напор, азарт, любовь к сексу и физической активности. Он необуздан, громко заявляет о своем недовольстве и мгновенно вспыхивает гневом в ответ на малейшую провокацию. Он прямолинеен и простоват, не умеет плести интриги и поэтому подвергается насмешкам и презрению со стороны других богов Олимпа, ценящих сдержанность, продуманность, умение действовать стратегически, не предаваясь сиюминутным порывам.

В греческой мифологии нет упоминаний ни об одном храме, посвященном Аресу. В них не было необходимости: поля сражений считались его храмами, мертвые –  жертвоприношениями ему, а грифы-стервятники – его священными животными. Этого бога боялись, но не любили. Если греки относились с неодобрением к этому божеству, то римляне глубоко восхищались им и возводили в его честь множество храмов (чего греки не делали). Аналог в Риме – Марс.

Культ Ареса был вообще мало распространен в Греции; редки были здесь и статуи этого бога, чаще они встречались у римлян. Вообще, его изображали в виде сильного юноши, с широкой грудью, сильными плечами и мрачными чертами лица, со шлемом на голове. По легенде, в детстве Арес не проявлял особых способностей, поэтому его предали на обучение одному из титанов, который сделал его мышцы крепкими и привил ему уверенность, что единственное занятие достойное внимания – война. Заказав у Гефеста целый арсенал мечей, щитов, копий, Арес сошел на землю. До того времени люди не знали военного ремесла. Убивали друг друга очень неумело. Воинственными их делали страх и корысть. Только Арес научил их бескорыстному геройству, и они стали жестоки. Люди изготовили себе оружие по примеру той, которую Арес им показал, и превратились в солдат. С тех пор война приобрела свое естественное значение. Организованная жестокость стала потешным занятием, почетным и выгодным.

Арес появлялся везде, где был слышен звон оружия. Вооруженный с головы до ног, он ставал на колесницу, которую его сыновья, Фобос и Деймос – запрягали огненными конями. Он бросался в самое пекло битвы и убивал, топтал, крушил шеренги, счастливый, что воюет с людьми, а не с богами.

Однако, Арес мог быть как причиной войны и внезапной насильственной смерти, так и избавителем от нее.


***

D76 / 2020




Комментариев нет:

Отправить комментарий