Про Жребии. Часть II

 

Дар и Возможность: Жребии Фортуны и Даймона


Жребии Фортуны и Даймона тесно связаны между собой через то, как они рассчитываются, так что они становятся зеркальными отражениями друг друга в гороскопе. Это переплетение может иметь скрытый смысл того, что они означают, как они используются и почему возникла путаница в нахождении 'правильного' расчета для них. Они являются первой парой Жребиев, которые должны быть связаны таким образом; то, что их названия соотносятся с двумя наиболее важными концепциями в Греческой философии и религии не может быть случайным.

Из семи ‘Герметических Жребиев' (так называемых планетарных Жребиев), Жребий Фортуны, за которым следует Жребий Даймона, наиболее часго используются в астрологической технике. Философская связь между даймоном и Жребиями достаточно продемонстрирована у Платона. Фортуна имеет подобную связь со Жребиями. Культурное и историческое использование Тихе и Даймона дает некоторые причины, почему Жребии Фортуны и Даймона становятся важными в Эллинистической астрологии. Эта важность будет установлена посредством рассмотрения некоторой истории их использования в сохранившихся гороскопах, исследованием формул, которыми они рассчитываются, и техник, использующих их. Это исследование может также пролить некоторый астрологический свет на концепцию Жребиев и даймонов в других контекстах.

Жребий Фортуны, безусловно, является Жребием, наиболее используемым в интерпретации. Он упоминается почти каждым Эллинистическим астрологом. Из 326 сохранившихся Греческих гороскопов, 90 рассчитывают Жребий Фортуны. Жребий Даймона является вторым.


Жребии и их Светила


Жребии рассчитываются с использованием положений Светил, Солнца и Луны. Луна ассоциируется с телом, а Солнцес разумом, душой и духом. При определенной доли ассимиляции эти два Жребия также получают эти ассоциации. Луна традиционно является границей между небесами и землей‘подлунная сфера’ в противоположность небесного дома богов. Даймоны также связаны с Луной, напр., у Плутарха, где они, как говорят, живут на Луне, чтобы лучше следить за делами людей. Луна также является традиционной «планетой», связанной с Фортуной, поскольку она является буквальным отображением изменчивости жизни с ее циклами нарастания и убывания. Фирмик говорит о Луне:.. сохраняя свой ход в бесконечном разнообразии ... она порождает все тела и зачинает живые существа, и растворяет их после того как они были сформированы’. Валенс пишет: ‘Ибо космически Луна является фортуной и телом и дыханием, а так как она близка к Земле и посылает свое влияние на нас, она вносит нечто подобное, поскольку она имеет власть над нашим телом’.

Солнце, с другой стороны, связано с Даймоном, в том отношении, что оно метафорически ассоциируется с разумом и духом. Как говорит Валент, 'всевидящее Солнце, будучи огненным и светом ума, являясь инструментом чувственного восприятия души, сигнифицирует... интеллект, практический и сознательный разум...’. И он добавляет, ‘Солнце, которое космически является разумом и даймоном в силу его собственной действенности и прекрасной природы, побуждющее человеческие души для начинаний, установлено как причина действия и движения’.

Взаимосвязи между Луной и Жребием Фортуны, и Солнцем и Жребием Даймона показаны в следующей таблице:


Солнце и Луна рассматривались наиболее значимыми телами в астрологической интерпретации. Они получили эту значимость от своей астрономической известности, своих явных причинно-следственных связей с жизнью на земле и в особенности от света, который они предоставляют. (Не следует также сбрасывать со счетов их значимость в Египетской и Вавилонской космологии, повлиявших на доктрины и принципы Эллинистической астрологии.) Несмотря на то, что они рассматриваются как «планеты» в астрологии, они также отделены от других пяти видимых планетпо крайней мере отчастииз-за света, который они дают. Отметьте, что в планетарной схеме Платона в Мифе об Эре, сфера Солнца является ‘самой яркой’, а сфера Луны ‘отраженным светом’. В планетных списках, как для нелитературных, так и литературных сохранившихся Греческих гороскопов, Светила обычно перечисляются вместе, до или после других планет. Демотические гороскопы также, похоже, следуют этим схемам. Вавилонские гороскопы обычно перечисляют Луну первой, а Солнце следующее, перед остальными планетами.

Тот факт, что Жребии Фортуны и Даймона соотносятся со Светилами и образованы от них, может помочь объяснить их важность и, в свою очередь, подчеркнуть значимость Светил. У Валенса Жребии используются как в сложных системах время-владыка (time-lord), так и в прогностической технике, известной как профекции. У Манилия и у Валенса Жребий Фортуны и места от него имеют большое интерпретационное значение. У Павла Александрийского и Олимпиодора, его комментатора, Фортуна и Даймон перечислены первыми в главах о Жребиях; фактически, Олимпиодор отмечает, что они имеют первостепенное значение для образования других планетарных Жребиев.


Расчет Жребиев Фортуны и Даймона


В формулах для Жребиев Фортуны и Даймона мы знаем, что, за исключением Птолемея, практически все Эллинистические астрологи берут во внимание секту гороскопа. Для Жребия Фортуны они берут дугу от Солнца к Луне в дневном гороскопе, а дугу от Луны к Солнцу в ночном гороскопе, и проецируют эту дугу от Асцендента для нахождения положения Жребия. Мы можем изложить это математически как:

Asc + Луна - Солнце (Д) или Asc + Солнце - Луна (Н)

Дуга определяется от секты Светила - Солнца днем и Луны ночью. Для Жребия Даймона формула имеет обратный порядок:

Asc + Солнце - Луна (Д) или Asc + Луна - Солнце (Н)

Благодаря необходимости включения секты в формулу, взаимосвязь между Жребиями визуально видна, поскольку они становятся зеркальным отражением друг друга. Кроме того, они связаны математически через их равное соотношение от Асцендента. Жребий Фортуны называется ‘архетипическим’ Жребием у Валента и Серапиона, тогда как Жребий Даймона является ‘вторичным’ Жребием. В Комментарии на Павла Олимпиодора, вспомним, что он говорил, ссылаясь на Жребии Фортуны и Даймона, ‘Особенно касательно этих вещей, величайшая сила прорицания пребывает в познании особенностей души и указания о теле     необходимо искать Жребий Даймона и Фортуны прежде всех [других] Жребиев’.


Жребий Фортуны и Даймона в дневном гороскопе.



Вариации касательно Гороскопа: Жребий Базиса


Еще один Жребий имеет сильную связь со Жребиями Фортуны и Даймона. Это Жребий Базиса или Основы, используемый в ‘Исследование Факторов Гороскопа' (Έπίσκεψις πινακική) Ретория, у Антиоха/Ретория (Павел) и Фирмиком Матерном. Веттий Валент приводит самую подробную трактовку. Его родство можно увидеть непосредственно по его формуле, которая использует Жребии как Фортуны, так и Даймона в своем расчете. Формула приведена в довольно сложном отрывке, к сожалению:

...и точно также от Жребия Базиса (который изыскивается от Фортуны к Даймону и от Даймона к Фортуне, и равное количество от Метки Часа; и все же он не переносит седьмое число как для ночного, так и дневного [рождения], но должен отбрасывать от более близкого Жребия к другому Жребию

Смысл, по-видимому, заключается в том, что используется более короткая дуга между Фортуной и Даймоном, но проекции всегда в Зодиакальном порядке от Асцендента. Использование более короткой дуги будет обеспечивать то, что Жребий Базиса будет всегда выпадать ниже горизонта, что имеет символический смысл, поскольку это Жребий оснований (четвертое место, в нижней части гороскопа, также известно как основа). Что же касается того, что Жребий показывает, то Антиох (Павел)/Реторий говорит: ‘Жребий Метки ЧасаЖребий Базисапризнан как несущий ответственность за жизнь и дыхание; ибо сам Базис является подателем дыхания для Horoskopos и сигнифицирует телесные вещи и жизнь на чужбине’. Пожалуй, показательно, что этот Жребий связан с Меткой Часа и лежит в основе его выражения.

Жребий Базиса, связанный, если можно так сказать, с Жребиями Фортуны и Даймона, описывается ими как показатель славы и благополучия (fortune) у Валента. Жребий Базиса также связан своей формулой с двумя другими Жребиями, как Валент рассчитывает их, таковых Эроса и Необходимости. Положение Базиса будет идентично тому или иному из них.


Жребии в Интерпретации: Описания


В Carmen Astrologicum Доротей посвящает главу I,  Жребию Фортуны и его интерпретации. Предыдущие несколько глав были посвящены влиянию Солнца и Луны, и их владык триплицитета, на благополучие; эта глава является краеугольным камнем того, как найти благополучие в гороскопе рождения. Доротей указывает нам смотреть на Жребий, если владыки Светил находятся в неблагоприятном состоянии. Его метод интерпретации является обычным: смотреть куда Жребий выпадает, его аспекты от благоприятных и зловредных планет, и владыку Жребия и его состояние. Лучший указатель благополучия и собственности, говорит он, - это если Жребий Фортуны обладает достоинством, либо по Дому, триплицитету, возвышению, либо по терму. Он не приводит никаких гороскопов в качестве примеров в этой главе. Доротей представляет один гороскоп, который упоминает ‘фортуну’. Это, возможно, означает одиннадцатое место, хотя это может относиться к Жребию Фортуны, поскольку гороскоп дневной, и при использовании дневной формулы, Жребий бы выпал там, где он говорит расположена ‘фортуна.

Антиох Афинский приводит только описания, не примеры, действий Жребиев Фортуны и Даймона и других. Они приводятся в Главе 48 его «Сокровищницы». Действия зачастую имеют отношение к изгнанию, ранению или насильственной смерти.

Солнце, смотрящее на Жребий Даймона делает тех, у которых нет детей. Солнце, получающее (в качестве своей части) Жребий Ранения, наносит сердечные травмы.

Когда владыка Жребия Фортуны находится под лучами, это делает тех, кто умирает насильственно, согласно природе Зодиакального Знака Жребия Фортуны. Если он избегает немного лучей Солнца, то они более не будут умирать насильственно, но станут бродягами и многие обвинения будут возбуждены против них. Если благотворные смотрят вперед [к Жребию Фортуны?], он более не будет иметь насильственной смерти, но посредственную судьбу (fortune). Когда владыка Фортуны и Даймона находятся под лучами, это приводит к насильственной смерти, ни достойной, ни совершенно низменной по природе, но всегда почтенной, когда на угле (centrepin)....

Если Жребий Даймона выпадет в Козероге, то это сделает натива многострадальным и с легкостью колеблющимся. Но если в Овне, Льве или Скорпионе, то раздражительным и упрямым. Солнце, смотрящее на Жребий Фортуны, и имеющее своего хозяина обители [οικοδεσπότης] под лучами, делает тех, кто будет изгнанным.... Когда хозяин обители Жребия Фортуны находится в [месте] Злого Даймона и смотрит на Жребий, он говорит, что фигура является злобной, особенно, если он [хозяин обители] должен быть под лучами или созерцаем злотворными.

Если Жребий Фортуны выпадет в мужском Зодиакальном Знаке, то отец умрет первым, но если в женском Зодиакальном Знаке, то мать, как говорит Доротей.

Только одно состояние является благоприятным: ‘Когда Зевс созерцает Жребий Даймона, это приводит такого человека к получению Божественного откровения от богов и снов, и предвещает иметь все божественные милости, даже если [Зевс созерцает его] квадратом или оппозицией'. В обстоятельствах, когда зловредные аспектируют Жребии, умопомешательство следует; а когда они находятся с новой или полной Луной и в оппозиции к владыкам Жребиев, ‘хвастуны и наглые люди’.

И далее:

Жребий Луны-Жребий Фортуны – означает все в человеческих телах и действия в жизни, добрую славу, страдания души и дружеское общение. Жребий Солнца-Жребий Даймона – означает вещи, касающиеся души, характера, власти, достоинства, доброй славы и религиозных обрядов. Жребий Метки Часа -Жребий Базиса – призван в качестве ответственного за жизнь и дыхание; ибо сам Базис является подателем дыхания для Метки Часа и означает телесные вещи и жизнь вне дома. Жребий Кроноса - Жребий Немезиды – призван [в качестве ответственного за] земных даймонов, все скрытые вещи, [их] обличение, высокомерие, изгнание, разорение, горе и род смерти. Жребий Зевса-Жребий Победы, для веры, лучшей надежды, собрания и общины и, кроме того, для наказания и вознаграждения. Жребий Ареса-Жребий Мужества – свидетельствующий смелость, заговор, силу и всякую злую деятельность. Жребий Афродиты-Жребий Эроса – означает влечения, желания и вещи, которые приходят по собственной инициативе, и он свидетельствует дружелюбие и благосклонность. Жребий Гермеса-Жребий Необходимости – означает лишения свободы, войны, вражду, ненависть, осуждения и все другие принудительные действия, которые совершаются людьми.


Фирмик рассматривает секту в своей формуле для Жребиев Фортуны и Даймона, и аккуратно дает инструкции по расчету Жребиев, либо по Знаку (platice), либо по градусу (partiliter). В каждом из его описаний мы можем видеть, как они связаны между собой по его мнению:

[Жребий Фортуны] Из этого места [где Жребий Фортуны находится], как говорят, показывается качество жизни, наследство отца и ход, как благополучия, так и злополучия. Качество любви, также, и влечения мужей к женам познается из этого места. Из сущности этого определенного места востребовано также осуществление пропитания и всех желаний. Это место или боковые квадраты этого места указывают, с легким счетом, отечество. К тому же, оно называется, как Авраам определил его, местом Луны.  Рассматривай, поэтому, кто является владыкой всего Знака Зодиака и владыкой данного градуса, то есть, в термах какой звезды этот градус находится, и в каком месте находятся оба владыки Знака Зодиака, а также градусе, а именно, градус, в котором место Фортуны найдено, и в каком месте генигуры они были установлены в первейших ли местах, то есть, кардинальных (cardines); или во вторичных местах; или в падающих (cadent) местах; или, находятся ли они в своих собственных высотах [т. е., возвышениях] или  домицилях или падениях. А также сам владыка Знака Зодиака, из места, в котором он находится, рассматривает ли свой Знак Зодиака, то есть место Фортуны, надлежащими лучами; и если сам владыка Жребия, то есть, если владыка термов, в которых место Фортуны находится, рассматривает ли свой собственный Жребий из места, в котором он находится, надлежащими лучами; и если оба имеют аспект друг к другу, то в кардинальной точке (cardine) ли.

[Жребий Даймона] Это место также называется сущностью (substantia) души; из этого места мы находим виды деятельности и увеличение всего состояния. Оно показывает вид влечения, которое испытывает жена к своему мужу. Но это место и его боковые квадраты указывают, ясным счетом, отечество для нас. Наблюдай, поэтому, какие зловредные и какие благотворные звезды [т. е., планеты] рассматривают это место, и тем самым истолковывай результаты свидетельств отдельных звезд.

Фирмик противопоставляет пищу (питание) и желание, которые Фортуна представляет, с видом деятельности и приростом Даймона, и связывает оба Жребия с влечением и отечеством (‘боковые квадраты’ были бы эквивалентны четвертому и десятому местам). Интересно, он использует слово substantia применительно к обоим Жребиям.

Наконец, есть довольно необычная мелотезия от Валента, в которой он описывает назначение частей тела Жребиям Фортуны и Даймона. Назначения от Жребия Фортуны начинаются с груди и, но-видимому, связаны с Раком; хотя назначения от Жребия Даймона начинаются от сердца, связанного со Львом. Это потому, что, говорит Валент, ‘Луна является Фортуной космоса, а Солнце является разумом и Даймоном’. Вольфанг Хюбнер отмечает, что внешние части тела приписываются Жребию Фортуны, а внутренние часги Жребию Даймона. Луна и Фортуна олицетворяют то, что можно увидеть снаружи, но Солнце и Даймон, то, что сокрыто, внутри. Валент приписывает эту систему ‘древним’, но добавляет, что его опыт позволил ему также показать, что и еще как ранения и болезни проявляются от каждого из них. Фортуна, говорит он, вызывает ранения (определяется по ее Знаку Зодиака), тогда как Даймон (и его Знак Зодиака) вызывает болезни. Одиннадцать гороскопов иллюстрируют эти принципы. Антиох, возможно, заимствовал подобную доктрину, когда он дает свои описания ранения и заболевания от Жребиев Фортуны и Даймона.

Почему ранения приписываются Жребию Фортуны, тогда как заболевания это область Жребия Даймона? Это может быть потому, что ранение обычно имеет идентифицируемую причину вне себя. Это очевидное нападение на тело. Заболеванию, однако, не так легко приписать физическую причину, хотя роль внешних факторов, влияющих на здоровье человека, признавалось в античности; преобладающая традиция Гиппократа и Галена сказала бы, что это был дисбаланс гумора. Кроме того, болезни, как психические, так и физические, иногда рассматривались как вызванные злыми даймонами (как мы видели). Как физические, так и психические заболевания приписываются Жребию Даймона. Эти Жребии, объединяя Солнце, Луну и Асценденг, становятся мощной силой для воздействия на тело и разум.


Жребии в Интерпретации: Разбор Примеров


Разбор №1: Демотический Гороскоп со Жребием Фортуны?

Работа над Демотическими гороскопами еще далека от завершения. В представленном корпусе есть один гороскоп, в котором, как представляется, упоминается Жребий Фортуны. Он был найден на

остраконе из Мединет-Мади. Этот остракон содержит два гороскопа в форме списка, разделенные горизонтальной строками, плюс три раздела, разделенные прямоугольными строками, которые, как представляется, идут со второго гороскопа. Здесь будут уместны строки 7-14:

Этот гороскоп ориентировочно датирован 4 сентября 129 г. н. э., около 10:30 ч. пополудни. Это время дает Асцендент на начало Близнецов. Гороскоп ночной, и если знаки, интерпретированные как Жребий Фортуны, были правильными, то Жребий выпадает в конце градусов Овна, что соответствует ночной формуле:

Фортуна (Н) = ASC + Солнце Луна.

Возможен альтернативный перевод для строк 13 и 14. Перевод строки 13, вместо ‘Фортуны’, может быть ‘Шаи’. Эта альтернатива представляется правдоподобной, так как другой Демотический гороскоп на Египетском остраконе перечисляет астрологические места, и одиннадцатое место называется ‘Шаи’, что хорошо подходит, учитывая, что Египетским эквивалентом Агато Даймона является бог Шаи.


Разбор № 2: Места от Жребия Фортуны.

В соответствии с их статусом как главных Жребиев, Ветитий Валент излагает сложные прогностические техники, используя Жребии Фортуны и Даймона в Книгах II и IV «Антологии», с примерами. Главы в Книге II сосредоточены на Жребиях по отношению к счастью (eudaimonia, буквально, ‘имеющий благого даймона’), и вводят идею использования Жребия Фортуны в качестве Асцендента (ωροσκόπος: ‘Метка Часа’).

Известно использование Жребия Фортуны в качестве Метки Часа в ‘Круге Атла’ Манилия, и места ‘Жребия” с возможной привязкой к прорицанию по печени и катархической астрологии. Валент тоже создает систему мест от Жребиев, описывая таковую от Жребия Фортуны довольно подробно. И у Манилия и у Валента одиннадцатое место от Фортуны рассматривается сугубо благоприятным (это потому, что оно сродни месту Благого Даймона?). Валент подчеркивает, что Жребий Фортуны по силе равен Метки Часа (Асценденту). Он также цитирует интересный отрывок, который он особо не приписывает никому: ... из чего они прогнозируют в своих работах, говоря: ‘в различных фигурах, когда Жребий наделен властью Углов (осей, (centrepins)), ни тропические, ни устойчивые, ни двутелесные [Знаки Зодиака], не будут обладать той же самой силой во всем. И поэтому нужно также смотреть на звезды, которые свидетельствуют или соприсутствуют по отношению к Жребию, так что, если благоприятная находится в этом [месте, где Жребий находится] или свидетельствует его, то он становится предсказующим хорошие вещи и подателем собственности. Но если причинитель разрушения [т. е., зловредная планета], то он станет причиной потери собственности и увядания тела'.

Итак, Жребию Фортуны определенно дается та же самая власть и действенная сила, что и Углам (осям, (centrepins)), сформированным от Асцендента (Жребиям Фортуны, Даймона, Эроса и Необходимости дается подобная сила в Книге IV). Валент приводит шесть примеров этой техники. Например, датированный 9 июля 82 г. н. э., около полудня: Солнце, Гермес в Раке; Луна в Тельце; Кронос в Рыбах; Зевс, Арес во Льве; Афродита в Деве; Метка Часа в Весах. Это рождение стало блестящим (brilliant) и прекрасным; ибо ему были вверены царские чины и признан был достойным высшего священства. Ибо владыка триплицитета располагался с владыкой [Жребия] Даймона, в месте Благого Даймона и со Жребием Фортуны, и Солнцу, кульминируещему, был выделен Жребий, и владычица возвышения (exaltation), Луна, была кульминирующей по отношению к Жребию. Но приобретение было нерегулярным и нестабильным; ибо Кронос и Афродита свидетельствовали это место.

Положения Фортуны и Даймона не даны, но Фортуна находится во Льве, а Даймон в Стрельце. Такое соответствует дневной формуле. Владыка Фортуны Солнце; владыка Даймона, Юпитер. Юпитер и Марс находятся друг с другом в месте Благого Даймона (Валент считает Марс владыкой триплицитета), и Жребий Фортуны находится также там. Управитель Фортуны, Солнце, находится в Середине Неба со Жребием Возвышения. Владычица возвышения. Луна, находится в десятом месте, расположенном от Жребия Фортуны. Все это указывает на блестящее рождение. Что касается приобретения, однако, все не так радужно, поскольку одиннадцатое место от Фортуны, Близнецы, аспектировано квадратом Сатурна в Рыбах и Венерой в Деве. То, что Жребии дают, то Жребии забирают. Валент соединил интерпретацию Жребиев вместе, чтобы дать картину рождения.



Разбор №3: Места от Жребия Даймона.

В другом примере Валент использует Жребий Даймона в качестве Асцендента в своей интерпретации гороскопа.

...ибо Жребий Фортуны был в Овне, но владыка возвышения для рождения, Солнце, был найден кульминирующим по отношению к Жребию (Фортуны], а Арес [кульминирующим] по отношению к [Жребию] Даймона. Ибо владыка [Жребия]  Даймона и интеллектуального места, Гермес, был в оппозиции к себе (то есть, к Близнецам).

Очевидно, что ‘Даймон’ действительно относится здесь к Жребию Даймона, а не к одиннадцатому месту, так как Марс в Рыбах достигает кульминации по отношению к Жребию Даймона в Близнецах, но не достигает кульминации по отношению к одиннадцатому месту. Меркурий в Стрельце управляет Жребием Даймона в Близнецах и действительно находится в оппозиции к Жребию.


‘Интеллектуальное место’ может быть столковано двумя способами: там где Жребий Даймона выпадает является ‘интеллектуальным местом' или место Благого Даймона является ‘интеллектуальным’ (оба места управляются Меркурием, поэтому мы не можем сказать, что подразумевается).

Но зачем делать, если так можно выразиться, вторую Метку Часа? Причиной тому может быть особенность и индивидуализация, которые Жребии представляют в гороскопе, в отличие от универсального и общего позиционирования планет в Зодиаке. Жребий Фортуны, представляющий тело и материальное существование, становится ценной точкой для определения того, что происходит в ‘реальном’ мире. Также, как астрологический представитель Тихе, он может показывать, в частности, то, как на натива действуют ‘праща и стрелы неистовой фортуны’, что происходит по воле случая.

Жребий Даймона, с другой стороны, хотя он использован в качестве Асцендента лишь в одном примере у Валента, показывает особый способ, которым натив использует карты, которые Жребий Даймона распределил в реальном мире: ‘вещи, обходящиеся с душой, видами деятельности, репутацией и характером', другими словами, сознательными.


Разбор №4: Жребий Базиса

Последним разбором примера является гороскоп, использующий Жребий Базиса. Это Жребий, образованный дугой между Жребиями Фортуны и Даймона. 

Из описаний Валента Жребия Базиса, он, как представляется, связан как с богатством (fortune), так и со славой, в особенности когда он находится в отношениях со Жребиями Фортуны или Даймона или их владык, и особенно, если Жребий или его владыки находятся вместе с Жребиями Фортуны или Даймона или их владык. Несомненно, Жребии Фортуны и Даймона, и, следовательно, Базиса, будут находиться только в том же самом Знаке Зодиака при рождении в Новолуние или Полнолуние.

Валент приводит два примера касательно этого в практическом плане. В обоих случаях Солнце и Луна в соединении, делая Жребии Базиса, Фортуны и Даймона соединенными в Асценденте/первом месте. Вероятно, это потому, что Валент демонстрировал именитые рождения. Но поскольку эти гороскопы не перечисляют градусы, мы не можем быть уверены, где Жребий Базиса выпадет, выше или ниже горизонта, и поэтому мы не можем быть полностью уверены, что наша интерпретация того, как рассчитывать Жребий, верна. В этом же разделе примеров есть два гороскопа, которые не имеют Солнце и Луну в соединении; но они не упоминают Жребий Базиса в интерпретации. Однако, вот пример, где он упоминает Жребий.


Для иллюстрации, пусть Солнце, Луна, Зевс, Гермес будут во Льве; Арес в Близнецах, Афродита в Раке. Такой человек будет удачлив, способный руководить, царственный, обладающим царственной судьбой и устроенным в великом богатстве. Ибо Жребии Фортуны, Даймона и Базиса все выпали в том же самом [Зодиакальном Знаке], а владычецей их была Афродита на Середине Неба в Раке, а владыка триплицитета и владыка Возвышения были найдены в Благом Даймоне в месте приобретения.

Так как рождение произошло в Новолуние, все Жребии выпали в Асценденте, Весах, чьим управителем является Венера. Поскольку она находится в десятом, неизменном месте власти, а владыка триплицитета огня (в этом случае Солнце), а также владыка Жребия Возвышения, находятся в одиннадцатом, Благом Даймоне, рождение может быть только превосходным!


Разбор №5: Афеты от Жребиев Фортуны и Даймона.

Некоторые главы в Книге IV излагают использование Жребиев Фортуны и Даймона в прогнозе. Главы 4-10 излагают сложную систему время-владыка (выделение конкретной планеты для управления определенным периодом в жизни натива), использующую Жребии Фортуны и Даймона в качестве 'высвободителей’ (aphetes) для назначения различных Зодиакальных Знаков и их управителей для различных периодов жизни, с тем, чтобы делать прогнозы об этих периодах. Периоды, управляемые различными планетами, могут показать астрологу, какие времена в жизни натива будут затруднительными, либо в вопросах, касающихся тела (для Фортуны), либо в отношении тех действий, которые предпринимают, и о последующей репутации, как результат (для Даймона). Каждой планете назначается определенный период жизни. Как мы узнаем, какая планета управляет первым периодом (и как долог этот период)? Мы смотрим на Зодиакальный Знак Жребия Фортуны (или Даймона) и владыку, или управителя, Знака Зодиака. Продолжительность периода основывается на количестве лет, назначенных этой планете. Каждый большой период делится на суб-периоды, каждый с суб-управителем, который фактически отвечает за каждодневные результаты рассматриваемого периода, в то время как главный управитель дает общую особенность периода.

Так, например, если большим периодом Зодиакального Знака является Стрелец, то управитель, Юпитер, будет управлять в целом в течение двенадцати лет. Но те двенадцать лет будут разделены между каждой из других планет (начиная с главного управителя), давая каждой количество ее лет, но в месяцах. Так, Стрелец-Юпитер будет суб-управителем первых двенадцати месяцев, Козерог-Сатурн двадцати семи месяцев. Водолей-Сатурн тридцати месяцев. Рыбы- Юпитер двенадцати месяцев, Овен-Марс пятнадцати месяцев и так далее до тех пор, пока двенадцать лет не заполнятся. Любые планеты, попадающие в те Знаки Зодиака или аспектирующие их, будут рассматриваться важными для результата.


Планетарные годы для Владык Времени у Веттия Валента (Малые Годы Планет)


Валент приводит обширный пример в котором он описывает результаты и от Фортуны и от Даймона. Валент говорит нам, что из-за положения Жребия Фортуны его клиент умер от кашля в возрасте шестидесяти девяти лет, когда Стрелец был главным управителем периода, но Сатурн там сделал это время затруднительным (а управитель Жребия был в Раке, который, говорит он, управляет горлом).


Через Жребий Даймона он был в периоде Водолея, с квадратирующем Марсом и оппозицинирующем Меркурием, а благоприятные (планеты) были в антипатии, так он потерял доверенное имущество и накопления, которые получил он в предыдущий период; когда он умер, он был в Стрелец-Юпитер суб-периоде, Юпитер был ретроградным и в падении в Козероге.

Обширная делинация Валента показывает, что он комбинирует действия как от Жребия Фортуны, так и Даймона для объяснения всех обстоятельств, как физических, так и психических, приведших к смерти клиента. Практически, связи между Жребиями трудно разделить, поскольку оба результата влияют друг на друга.


Расчет Жребия и Доктрина Секты


На этих примерах приблизительно видно как Эллинистический астролог использует Жребии Фортуны, Даймона и Базиса в интерпретации. Эти интерпретации показывают как Валент переплетает символизм Жребиев вместе для образования ковра жизни натива. В частности, Валент заботился о том, чтобы показать способ, как Жребии Фортуны и Даймона и их управители действуют вместе как в физическом, так и в ментальном смысле. Эти двое, по-видимому, зависят друг от друга, и результаты в отношении нативов отражают это.

Важным критерием для истинной интерпретации Жребиев является использование правильной формулы, основанной на секте гороскопа. Только Птолемей использует дневную формулу для Жребия Фортуны.

Еще в античности атрологи знали, что Птолемей был иконоборцем в использовании только одной формулы: в своем 'Исследовании Факторов Гороскопа'  Реторий отмечает, что...если Жребий Фортуны и его владыка окажутся хорошо [расположенными], но Жребий Даймона и его владыка окажутся плохо [расположенными] и созерцаются зловредными, то они приводят к изгнанию для рождения, особенно для ночного рождения, исходя из Птолемеева Жребия Фортуны, фактически являющимся Жребием Даймона.

Каковы весомые предпосылки этого рвения к использованию ‘правильной’ формулы? Можно найти некоторые вопросы, обратившись к прогнозу продолжительности жизни в античной астрологии.


Жребии и Продолжительность Жизни


Светила и Жребии Фортуны и Даймона появляются в астрологических техниках по нахождению продолжительности жизни исходя из гороскопа. Возможно, что обоснование использования Светил и Асцендента в формуле для Жребиев Фортуны и Даймона, особенно в их использовании в расчёте продолжительности жизни, состоит в том, что Солнце, Луна и Асцендент являются индикаторами времени: Солнце месяца, Луна дня, и Асцендент (‘Метка Часа’) часа. Эта буквальная связь со временем делает их идеальными представителями для выявления того, как долго некто будет жить; и, по положениям Солнца, Луны и Асцендента при рождении, от дарования начала жизни к прогнозу ее окончания.

И Птолемей и Валент используют Светила и Жребий Фортуны в своих (различных) техниках для нахождения продолжительности жизни. Оба рассматривают Жребий Фортуны как возможной афетической точки, из которой может быть определена продолжительность жизни (Валент также использует Жребий Даймона). Валент использует как дневную, так и ночную формулы для Фортуны, но мы видели, что Птолемей использует только дневную формулу для Жребия.

Гефестион также обсуждает этот вопрос в своем разделе о продолжительности жизни (Apotelesmatika). Он следует Птолемею и даже упоминает его мотивировку импользования только дневной формулы, но также и ссылается на Нехепсо и Петосириса в непростом отрывке, в котором формула используется в ночное время.

Хотя астролог Манефон в своей поэме Apotelesmatika не упоминает Жребий Фортуны в своих обсуждениях о продолжительности жизни, он принимает во внимание силу Солнца и Луны. Его общее правило заключается в использовании Солнца днем, а Луны ночью в качестве aphetis (высвободителя), но делает исключение, если Светила находятся в падающих местах (cadent) или ниже горизонта. Это обстоятельство также рассматривалось Валентом и Серапионом.

В действительности, Валент весьма заинтересован использованием правильной формулы, особенно для вопросов продолжительности жизни. По Валенту, управитель Жребия Фортуны отводит определенное количество лет для натива в зависимости от его положения. Валент также говорит, цитируя, а затем интерпретируя Нехепсо, что дневная формула используется ночью, когда Луна находится ниже горизонта; но он также говорит нам, что если Жребий и его владыка ‘сбивается с пути', тогда ‘Даймон и гороскопическое место’ могут быть использованы. В Книге IX, Глава 2, Валент посвящает целую главу Жребиям Фортуны и Даймона и их использованию как для особенностей, так и продолжительности жизни. Он говорит нам, что два Жребия комбинируются для предоставления информации о продолжительности жизни:

Что касается продолжительности жизни, то два Жребия комбинируются; как в отношении Солнца и Луны, так и градуса разделения между ними, и в отношении Метки Часа, планетарной метки и ее градуса, они явно показывают годы, возможные быть прожитыми, от расстояния между ними. Они измеряют половину [всего расстояния] в одном направлении, а затем в другом, либо добавляя долготу метки часа [т. е., в Зодиакальном порядке], либо лишая [т. е., вычитая из] эту [долготу] [т. е., в суточном порядке], так два градуса Зодиака непременно действуют, и рождение, хотя и подвержено смерти, принимает живительное дыхание во взаимосвязи с симпатией космоса.

Этот отрывок является частью более крупного раздела, содержащего косвенное свидетельство, показывающее, что Нехепсо и Петосирис использовали Жребий Даймона в вопросах продолжительности и качества жизни. В любом случае, ранние авторы по Эллинистической астрологии использовали как Жребий Фортуны, так и Жребий Даймона в своих техниках, особенно в отношении продолжительности жизни.

В этой связи можно сделать два замечания. Во-первых, вопрос о том, какую формулу дневную или ночную использовать, по-видимому, возникает, главным образом, в вопросах ожидаемой продолжительности жизни (и для Валента и для Птолемея, которые были основными описателями техники). Для Птолемея любой ночной гороскоп показал бы то, что другие астрологи называли Жребий Даймона, а не Жребий Фортуны (Реторий даже указывает на это). Поэтому Жребий Даймона, будь то de facto или de jure, вполне вовлечен в это определение. Ожидаемая продолжительность жизни требует нахождения самого сильного места в гороскопе, и в первую очередь астролог смотрит на Солнце и Луну. Сила Светила зависит от его секты, достоинства и размещения в гороскопе. Каждое Светило сильнее, когда в своей собственной секте: Солнце днем, Луна ночью. Формулы для Жребия Фортуны явно пытаются учесть в расчете, в котором планета, от которой вычисляется дуга, является планетой в секте. Когда есть варианты в этом методе, они обусловлены тем, что секта Светила ослаблена (и, конечно, только ночная формула затрагивается).

Во-вторых, практика, а также теория, возможно, предписывали то, что два Жребия, в их дневной/ночной формулах, были лучше, чем один Жребий: астрологи, возможно, затруднялись получать непротиворечивые результаты по ожидаемой продолжительности жизни только из одной формулы Жребия, и поэтому использовали по необходимости обе. Это может быть причиной того, почему Валент делает так много, какую формулу использовать, и, возможно, даже почему он уделяет так много внимания Жребию Даймона в других контекстах.


Выводы


Хотя очевидное использование Жребия Даймона незначительное (но не отсутствующее) в обсуждениях предположительной продолжительности жизни, он часто используется в натальной интерпретации, системах время-владыка (Афеты от Даймона) и в профекциях, чтобы показать душевное состояние натива и показать, как это душевное состояние взаимодействует с событиями, которые, как может быть, вызваны Жребием Фортуны. Кроме того, он рассматривается как фактор в физическом и психическом заболевании. Иногда бывает сложно отделить действия обоих Жребиев, поскольку порой они рассматриваются ответственными за один и тот же результат.

Два Жребия, разделенные в гороскопе, впрочем, остаются соединенными связью Асцендента, от которого они одинаково проецируются.

Возможность и Дар, Фортуна и Даймон, как говорит Фрейд, оба ответственны за жизнь человека; ни один в одиночку не ответственный. Мы берем то, чем мы одарены назовем это талантом и применяем это к тому, что приносит нам жизнь. Наши обстоятельства наша удача, если хотите зависят от этого дара и от того, как мы используем его. Случайные события, которые нас настигают, испытывают нас физическим, умственным и духовным путями. Здесь случайность встречается с преднамеренностью. Влияние взаимное, а не последовательное. Обстоятельства вызывают действие и реакцию, основанные не только на физических импульсах, но также и на психических. Мы выбираем, как реагировать; реакция может быть основана на прошлой склонности, или она может быть более свободной от нее, но всегда есть возможность сознательного намерения.

В основу всех интерпретационных ходов Валент ставит фундамент, основанный на взаимосвязи между возможностью и намерением. Жребии Фортуны и Даймона и их срединная точка, Асцендент, демонстрируют этот фундамент. (Жребий Базиса является как буквальным, так и метафорическим символом этой комбинации.) В своей работе, как и в работах Павла, Олимпиодора, Фирмика и Ретория, Валент, как представляется, констатирует, во взаимозависимости Фортуны и Даймона друг от друга, это отношение между возможностью и намерением, желаниями тела и выборами души.

Странно, что на протяжении всех своих делинаций, Валент сохраняет допущение ‘спасательных оговорок ’ от пораженного Жребия или планеты, управляющей Жребием. Фортуна может замещать Даймона, или наоборот. Луна может приходить на замену Солнцу и наоборот. Почему это может быть? Возможно, это потому, что Валент не может оставить идею о том, что мы в какой-то мере ответственны за наши жизни, и астрологический гороскоп может показать это: есть спасательные оговорки как в астрологии, так и в жизни (мы можем учиться на наших ошибках). Валент может быть детерминистическим в своем мировоззрении (как и большинство астрологов), но он не фаталист. Петер Штрук (Peter Struck), говоря о Стоической позиции о судьбе, сформулировал разницу между детерминизмом и фатализмом:

Детерминизм говорит нам, что с учетом совокупности причинных обстоятельств в одно время, то, что происходит дальше полностью предопределено. Однако, фатализм, в смысле, в котором этот термин широко используется, притязает на нечто несколько иное. Он утверждает, что все предопределенное произойдет, независимо от человеческого выбора, усилий или рассмотрений. Но Хрисипп никогда не утверждал этого. Наш выбор, усилие и рассмотрение имеют значение в его представлении.

Мы могли бы спросить: ‘Насколько случайность влияет на интенциональность?' Или, может быть, лучше сказать, ‘Какова связь между случайностью и интенциональностью?' 

Если мы думаем, что события в мире предопределены, но то, что мы можем раскрыть вещи заранее благодаря милости богов и нашей собственной мудрости, то говорит ли это об интенциональности богов/одушевленного космоса, чтобы обеспечить такое водительство через прорицание в общем и астрологию в частности? Кто создает узоры мы или боги? Или мы запечатлеваем или наделены способностью видеть узоры, воспринимать знаки и сопоставлять символы? Для древних это дар, который предоставлен даймоном? Разве в таком случае даймон тот, кто является подателем намерения от Бога к человеку?

И мы, и боги заинтересованы в общении. Как отмечает Штрук, ‘божественный знак’ является ‘актом общения'. Если это так, то даймон снова работает в качестве посредника, коммуникатором и администратором между божественным и человеческим. В астрологии Жребий Даймона, Жребий nous и phronisis, является символом этого посредничества. Как аналог Жребия Фортуны, он является третьей точкой треугольника, созданного Фортуной, Даймоном и Асцендентом. Это, в таком случае, указывает на интенциональность с обеих сторон, и человеческого и божественного для богов, которые прочат нам толковать узоры, и для себя, кто с нашей собственной способностью для намерения, может сделать свои собственные выводы.

За весь период истории Греческой астрологии, от Доротея через Валента до Ретория, Жребии и Фортуны и Даймона были тесно связаны друг с другом, и могли даже заменять друг друга в интерпретации гороскопа. В описании и интерпретации о них говорят так, как если бы они были вариантами в гороскопе, или как зеркальные отображения, которые в действительности находятся в гороскопе. Их ‘тайное, взаимное молчаливое согласие' скрыто у всех на виду, и именно астролог должен обратить внимание на это. Подобно тому, как в культуре Греко-Римского мира Тихе и Даймон образуют пару, связанную с прорицанием, жребиями и даже с тостами за здоровье, Жребии Фортуны и Даймона не могут быть астрологически интерпретированы в изоляции друг от друга. Солнце и Луна, которые формируют их, случайность временных и пространственных уз (Асцендент), которые сязывают их все это создает связи, которые формируют на астрологическом языке отражение реальности, показанное в гороскопе. Эллинистические астрологи, буквально, не могут отделить тело от ума, душу от духа.


*


Материал: Dorian Gieseler Greenbaum, «The Daimon in Hellenistic Astrology: Origins and Influence».


Комментариев нет:

Отправить комментарий