Веста

 

Гестия (Ἑστία) – в древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Во многом соответствует Весте (Vesta) – также покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме.

О Гестии и о ее имени известно крайне мало. Очень часто употребляется лишь эпитет «богиня-девственница». Вскоре Гестия вообще перестает персонифицироваться и ассоциируется лишь с огнем в очаге, а ее образ практически не связан с мифологическими сюжетами.

В отличие от Весты, изображений Гестии вообще практически не существует. Огонь считался материальным воплощением богини, поэтому сохранилось очень мало изображений Гестии, ибо как пламя не имеет ни рук, ни ног, ни тела, так и богиня не имеет зримого облика. На немногих сохранившихся изображениях богиня предстает в образе высокой женщины с покрывалом на голове и светильником в руке. Однако, Гестия входила в список олимпийских богов (иногда ее замещает Дионис, хотя они не имеют ничего общего).

Гестия не любит дел Афродиты. Гестия как и Веста –  вечная девственница. Краткое изложение мифологии Гестии дано в трех Гомеровых гимнах. Она описывается как «та, достойная почитания дева, Гестия», одна из той троицы, которую Афродита не способна подчинить, уговорить, соблазнить или даже «пробудить приятные томления» в них.

Она является богиней домашнего очага, и каждый от ее имени может найти защиту в частном доме или общественном здании. Гестия пользовалась почитанием не только потому, что была самой доброй, самой справедливой и самой сердобольной из всех олимпийских богов, но еще и потому, что ей все обязаны искусством строить здания. Ее огонь был столь священен, что стоило ему погаснуть в знак траура или случайно, как его тут же вновь разводили с помощью кресала. Для того, чтобы просто строение стало домом (жилищем - "гнездом"), требовалось присутствие Гестии. Когда пара заключала брак, мать невесты зажигала факел от пламени ее собственного очага и несла его перед только что поженившимися к их новому жилью, чтобы зажечь их первый домашний огонь. Это действие освящало новый дом. После рождения ребенка имел место второй ритуал Гестии. Когда младенцу было пять дней, его обносили вокруг очага, что символизировало его вхождение в семью. Затем следовал веселое и благочестивое празднество.

Позже, в Риме, Гестию почитали как богиню Весту, вернее, – образ Гестии был полностью поглощен принципами Весты. При этом, почитание Гестии в Греции не идет ни в какое сравнение с пиететом по отношению к Весте в Риме. Сведения о Весте, ее культе и жрицах рассеяны по страницам очень многих античных сочинений. Веста – одно из главных божеств Римской империи, ее культ занимал ну очень почетное место и он достаточно древний. Принципиальное различие между Вестой и Гестией (!) заключается в том, что по большому счету, культ Гестии был домашним, а культ Весты был главнейшим государственным культом, и огонь в храме Весты символизировал благополучие всей Римской империи. Священный огонь Весты объединял вместе жителей Рима в одну семью. Если в Греции за огнем Гестии чаще всего приглядывали старые девы, то в Риме уже для контроля за огнем Весты был учрежден целый орден жриц-весталок, основание которого приписывается императору Нуме Помпилию. Целомудренные жрицы-весталки – исключительно почитались в обществе, были образованы и по происхождению своему принадлежали знатным римским семьям. Весталки давали обет целомудрия, им запрещено было выходить замуж (на время службы); всё их основное время занимала служба в храме Весты. Virgo Vestalis Maxima или Vestalium Maxima («величайшая из весталок» или «верховная жрица») присутствовала в Коллегии понтификов. Весталка обладала в сравнении с другими римскими женщинами огромными привилегиями и почетом. Внешне это выражалось в том, что весталки передвигались по городу на повозке, сидели на специальных местах во время спектаклей, и их хоронили в гробницах (скорее всего общих) внутри городских стен. Весталка, единственная, была персоной sui juris, могла владеть и распоряжаться имуществом без посредства опекуна. Человека, оскорбившего весталку-жрицу, наказывали, иногда смертью.

Огонь в храме Весты символизировал благополучие всей Римской империи и жрицы Весты были обязаны наблюдать за тем, чтобы огонь на алтаре не потух, что считалось величайшим несчастьем для римского государства. Веста сохраняла за собой и олицетворение домашнего очага, на котором всегда горит священный небесный огонь, поддерживаемый всеми членами семьи. Этот очаг был центром семейной жизни: семья, собираясь вокруг него, укрепляла свои узы, и вместе с тем это место, куда ставились фигурки домашних божков – ларов. Культ имел большое значение в Риме еще и потому, что он включал в себя почитание неких святынь, считавшихся залогом римского могущества, которые с определенного времени стали называться пенатами.

Весте воздвигались алтари посреди города, как охранительнице города и всех общественных союзов. Когда члены общества покидали родной город, они увозили с собой огонь, взятый на алтаре этой богини, для нового очага в новом месте.

По сути, Веста воплощала в себе принцип «общего храма для всех», собирая людей в одно цельное «сообщество-семью» объединенное одной религиозной доктриной. В этом она схожа уже с современными религиозными приходами, которые объединяют людей под крышами храмов. Можно сказать, что культ Весты органично вписывался в сакральную сферу Рима архаического, республиканского и императорского времени, удовлетворяя определенные идеологические и духовные потребности римлян. Забота римских правителей о культе Весты объяснялась еще и тем, что Веста могла, подобно богине огня у иранских народов, наделять правителя-царя его властью.



Астрального воплощения в виде планеты у Гестии-Весты в представлении древних не существовало. В 1807 году между орбитами Марса и Юпитера был обнаружен объект (один из многих, классифицируемый сейчас как «астероид», причем самый крупный в этой области) который и получил имя этой богини – Веста. Стоит отметить, что Веста – самый яркий астероид и единственный из них, который в ясную ночь виден невооруженным глазом с Земли, что делает его уникальным.



Астероид Веста. Базовые астрологические клише:


— служение во имя; преданность идее;

самоопределение, посвящение себя цели, миссии;

— готовность принести на алтарь все; жертвенность; 

— посвящение как приобщение к таинствам;

— мистичность, загадочность; погружение в «сакральное действо»;

— духовная просветленность и осмысленность;

— духовная чистота;

мудрость;

— религиозность;

— доктрины; своды правил;

— идеологии;

почести; уважение; 

родовые обязательства; связь с предками;

«храм внутри»; внутренняя точка опоры; соприкосновение с внутренним источником тепла и света;

фокусировка;

целостность; самодостаточность; порядок;

молитвы и медитация;

интуитивное ощущение происходящего;

смирение, терпение;

— умеренность, скромность; отсутствие навязчивости;

спокойствие, умиротворение;

избегание сиюминутных страстей; сдержанность;

бурные события проходят мимо; отсутствие связи с внешними обстоятельствами;

— потребность в безмолвном спокойствии, интровертность; закрытость; сосредоточенное внутри себя; концентрация на субъективных внутренних переживаниях;

подавление сексуальной энергии;

— ограничения; отречение от радостей жизни; эмоциональная обособленность;

— одиночество;

— «стерильность»;

— минимализм;

монашество, жречество.

— домашний очаг, уют родного дома; убежище. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий