Зевс-Юпитер

 

Зевс (Ζεύς) в Греции, Юпитер (Iupiter) в Риме, – сын Крона и Реи, отсюда Κρονίων, Κρονίδης, Saturnius; брат Посейдона, Гадеса, Гестии, Деметры и Геры, муж Геры, могущественнейший и высочайший из богов греческого народа, державный властитель мира. Главный из богов-олимпийцев. Греки называли его Отец Зевс, и его латинское имя Юпитер также объединяется со словом «отец». Он патриарх Олимпа и имеет несколько общих характерных черт с «современным отцом небесным», старозаветным Яхве. Хотя строго говоря, он не является отцом человечества в целом, его отеческая роль часто обобщалась и до этого понимания, и Гомер регулярно ссылался на него как на «отца людей и богов». Гомер описал Зевса как «непобедимого, который разрушил башни многих городов и сделает это еще не раз».

Самый совершенный идеал Зевса воспроизвел Фидий в статуе этого бога в Олимпии; сюжетом для статуи послужило одно место из Гомера. Эта статуя представляет Зевса как всемогущего властителя, всюду побеждающего и милостиво исполняющего просьбы людей. Он представлен здесь сидящим на троне, украшенном золотом и слоновой костью. Само тело сделано было из слоновой кости, а одежда, спускающаяся на бедра, из золота.

По мифу, низвергнув в союзе со своими братьями своего отца Крона и титанов, он разделил с ними мир: Посейдон получил море, Аид-Гадес – подземный мир, а сам Зевс небо; земля же и Олимп были их общим достоянием. Как старший, сильнейший и умнейший (по Гесиоду же, который говорит, что совершенное следует за несовершенным, он младший), он имеет верховную власть над остальными: он царь богов. Его власть больше власти всех остальных богов вместе ; поэтому все его боялись и почитали. Впрочем, периодически в мифах некоторые боги оспаривают у него власть (например, Посейдон), но их старания остаются напрасными.

Зевс господствует на Олимпе, горе Фессалии, вершина которой покрыта снегом и уходит в небеса, эфир и облака.  Небо есть его настоящее местопребывание; он производит всякие небесные явления. Он бросает молнию, свое страшное оружие, производит гром, собирает и разгоняет облака; а когда он потрясает своей страшной эгидой, то происходят бури и непогоды; с другой стороны, он же и успокаивает элементы, дает ясный день, посылает попутный ветер.

Он властвует над людьми подобно тому, как господствует над богами и природой. Судьба людей находится в его руках. В его чертогах стоят два сосуда: в одном сосуде находятся злые дары, в другом – хорошие; он разделяет их по своему усмотрению; он взвешивает судьбу людей на золотых весах. Хотя он часто отождествляется с роком-судьбой, но все-таки и против него выступает Μοῖρα (Мойра, мойры), как самостоятельная сила, которой он не может избегнуть.

Зевс-Юпитер – император античного мира. В его распоряжении – обустройство условного «государства». Всякий порядок в жизни людей, законы, право – идут от Зевса и находятся под его покровительством. Как царь богов, он есть также и учредитель царского достоинства на земле. Он наблюдает за исполнением законов, за соблюдением клятвы; он – покровитель народных собраний и совета; Фемида, Дика и Немесида (богини справедливости) – его союзницы. Подобно тому, как он охраняет государство, он охраняет семью и дом; поэтому он имел в середине каждого богатого античного двора алтарь. Он оберегает права гостя, беглеца, просящего защиты и вообще всякие постановления законов, обычаев и религии. Как властитель, повелевающий всем, он знает будущее и настоящее; отсюда он бог всевозможных пророчеств, бог голосов и звуков; он возвещает о судьбе, о своей воле посредством всевозможных знамений, сновидений, молнии и грома, полета птиц и оракула. Аполлон – его сын (также великий прорицатель) есть только язык своего отца. Но этого всеведущего и всемудрого бога можно было обмануть и провести. Он находится также во власти Ἄτη (ослепления).

Все греки почитали и признавали его высочайшим божеством. Самым блестящим праздником в честь его были общественные игры в Олимпии, в которых принимали участие греки всех племен и земель.

Как бога природы и оракула его чтили уже с древнейших времен в Додоне. Его считали богом, посылавшим плодородие и пищу, господствовавшим в эфире и открывавшим свою волю посредством шума деревьев.

У Зевса богатое потомство (от Геры, Латоны, Майи, Дионы, Семелы, Фемиды, Евриномы, Мнемосины, Деметры).  Афина родилась из его собственной головы, после того как он проглотил свою первую жену – Метиду (мудрость). Кроме того, от него произошло множество героев, между которыми самые замечательные: Геракл, сын Алкмены, Персей, сын Данаи, Кастор и Полидевк, сыновья Леды.

Из эпитетов его стоит указать еще и на следующие: ἀλάστωρ и ἀλιστήριος — мститель, ἀλεξίκακος — отвращающий несчастья, ἐλευθέριος, ἐφέστιος — покровитель дома, γαμήλιος и ζύγιος — покровитель брака, γενέθλιος — родоначальник, Ἑλλήνιος, Πανελλήνιος; ὑέτιος — ниспосылающий дождь, ὓπατος, ὓψιστος, Ἰδαῖος; καθάρσιος — очиститель, καταιβάτης — нисходящий сверху, громовержец; μειλίχιος — милостивый; μόριος — покровитель маслин; νικηφόρος, πατρῷος, φράτριος — защитник фратрий, φύξιος — покровитель бегства, πολιεύς — защитник города, σωτήρ, σαώτηρ, στράτιος.

Римский Юпитер совершенно одинаков по значению и функциям. Он есть небесный отец, властитель неба, от которого исходят все небесные явления (Fulminator, Tonitrualis, Pluvius, Serenator, Lucetius, Diespiter). To место, в которое ударяла молния, считалось священным и было освящаемо понтифексом. Понтефекс собирал землю, на которую упала молния, и закапывал ее вместе с кремнем, символом молнии; тихо читая молитву, он освящал место приношением в жертву двухгодовалой овцы (bidens, почему и место называлось bidental), воздвигал жертвенник и окружал это место оградой, чтобы никто не ходил по нему (puteal).

Будучи царем небесным, он был в то же время властителем и правителем всего мира. От него зависела судьба и отдельных лиц, и целых народов и государств. Как высочайший и лучший (Optimus, Maximus), он был по преимуществу защитником Римского государства, которому он предназначил владеть миром; он был самым главным богом римской религии. На Капитолии, в средоточии римского государства, стояло важнейшее святилище его (Capitolinus). Tак как он предводительствовал войсками в сражениях и доставлял победы, то он назывался Imperator, Victor, Opitulator, Stator (останавливающий бегство).

Как и все успешные правители, Зевс-Юпитер в античном мифотворчестве предстает самым умелым стратегом и владеющим искусством создания союзов, – что помогло ему справиться с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю другим.

Зевсу как и Юпитеру посвящены были – орел, скипетр, громовой молот и чаша, как знак его культа; как покровительствующий состязаниям и дарующий победу, он носил в руке Нику. Орел все же – один из главных его сопроводителей.



Архетип Зевса-Юпитера представляет из себя чистый принцип исключительной ВЛАСТИ и патриархата. Он властная авторитетная фигура, способен гневаться и наказывать, но он также расположен поощрять и оберегать.

Юпитер – планета известная и наблюдаемая с древнейших времен. Поскольку очень яркая Венера видна лишь по утрам и вечерам, место ярчайшего светила среди ночи принадлежит Юпитеру. Отсюда и его древнегреческое имя – «Фаэтонт» (Φαέθων - блистающий, лучезарный). Греки именовали его также Διὸς ὁ ἀστήρ – «звезда Зевса». Римляне дали этой планете название в честь Юпитера. Так и пошло...



Планета Юпитер. Базовые астрологические клише:


— авторитет, влияние; протекция; репутация;

— отцовство; архетип «отца-основателя династии»;

— глобальный обзор;

— значительные знания и умения; высшее образование;

— большие дела, высота, рост;

— принцип справедливости, постижение основ общественной иерархии;

— милосердие, дружелюбие; сердечность; установление законных и справедливых отношений с людьми; альтруизм; меценатство; широкие жесты;

— взгляды, убеждения; внутреннее познание, собственная совесть;

— моральные и этические правила;

— сознательная позиция, точка зрения, ставящая самообладание, рассудок и волю выше всех остальных качеств;

— слава, почести; мирское признание – популярность;

— мудрость, величие, достоинство; мир могущественных людей, обладающих политической или экономической властью;

— средства, используемые для приспособления к окружающей среде, активной социальной жизни; социальный запрос к индивидууму;

— тяга к общественной жизни;

— стремление к преодолению собственной ограниченности за счет расширения сферы влияния и увеличения числа значимых социальных контактов;

— стремление к достижению более высокого социального статуса;

— ощущение своего могущества, силы, расцвета, удовлетворенности, уверенности;

— способность к включению в социальные организации, умение социализироваться; отношение к общественной жизни, принятие личностью законов поведения в обществе; процесс усвоения социальных ценностей;

— способность к ориентации во внешнем мире и целенаправленной деятельности по достижению желаемого;

— ментальное и эмоциональное совершенствование; развитие личности и непрестанное повышение уровня притязаний; стремление самостоятельно определять направление развития;

— возможность расширения творческих горизонтов; горизонты познания; умение воспринимать новое; широта взглядов и интересов;

— экспансия, завоевание новых пространств; стратегии и  искусство создания союзов; широкий кругозор и одновременно способность вычленять отдельные важные детали;

— стремление владеть собственной территорией;

— глубокое осознание человеческой природы;

— развитие навыков, необходимых для анализа больших массивов информации;

— абстрактное мышление;

— философские измышления и рефлексии;

— «большое счастье», удачливость; процветание, возможности;

— жизненный дух и все, что касается продления и поддержания в хорошем состоянии, полноты и роста;

— исключительная убежденность в собственной правоте; способности быстро принимать решения и влиять «издалека»;

— гостеприимство;

— юмор, искренность, открытость;

— организованность и эффективность;

— социально одобренные пути расширения сознания – книги, библиотеки, своя и чужая культура, путешествия и изыскания в дальних странах;

— законы и правосудие; карательная власть;

— социальные и культурные ценности общества;

— научно-исследовательская деятельность; взгляды и чаяния исследователя;

— крупный бизнес; политика; международные отношения;

— теология, этика, педагогика, юриспруденция, философия, социология и общественная психология;  

— праздники, юбилеи, ритуалы, конференции, совещания, симпозиумы, международные встречи, благотворительные акции, развивающие беседы, лекции, пожертвование, заключение мира, пакты, амнистии; 

— среди вкусов – все, что есть нежного и приятного;

— навязывание своей воли другим;

— солидность, важность;

— претенциозность, напыщенность, самомнение самодовольство;

— экстравагантность, склонность к преувеличениям;

— морализаторство;

— снобизм, надменность, ханжество;

— гедонизм; ощущение увеличивающегося аппетита, гурманство, расточительность;

«кто сильнее, тот и прав»; «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». 



Комментариев нет:

Отправить комментарий