Солнце


Солярные мифы – мифы, главным персонажем которых является солнце. В научной литературе солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т. е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном смысле Солярные мифы относят к астральным мифам.

Детальное исследование мифов таких народов, как австралийские (вообще, в «примитивных», архаичных религиозно-мифологических системах), не подтвердило высказывавшиеся ранее некоторыми учеными предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть черты Солярных мифов в большинстве древних мифологических образов, приходит такая историческая интерпретация, которая относит нарастание роли Солярных мифов (в частности, по сравнению с лунарными и другими астральными) к позднейшим этапам мифологии в обществах, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию (обработка металлов, использование колесных повозок, запряженных конями).

Важное место солярные культы занимают в индоевропейской мифологии, где они связываются с культом коня и образом божественных близнецов (Ашвины, Диоскуры). По индоевропейским представлениям, Солнце «путешествует» (или «провозится») по небу на запряженной лошадьми повозке, проезжая за день небосклон. Примеры индоевропейских солярных божеств – древнеиндийский Сурья, греческие Аполлон и Гелиос, римский Сол.

Во многих индоевропейских языках Солнце обозначается словом, имеющим корень sol. Так, слово sol означает «Солнце» на латыни и в современных португальском, испанском, исландском, датском, норвежском, шведском, каталанском и галисийском языках. В английском языке слово Sol также иногда (преимущественно в научном контексте) используется для обозначения Солнца, однако главным значением этого слова является имя римского бога. В персидском языке sol означает «солнечный год». От этого же корня происходят древнерусское слово сълньце, современное русское солнце, а также соответствующие слова во многих других славянских языках.

Солярное происхождение имеет главное божество зороастризма Митра.

Существенным отличием развитых Солярных мифов от архаических является включение солнца в пантеон в качестве главного божества или одного из главных божеств.

Согласно гипотезе английского этнолога Хокарта, Солярные мифы этого типа характерны для обществ, в которых увеличиваются функции священного царя или около...

Например, в аккадской мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей. А в древнегреческой, Аполлон – несет в себе утонченные аристократические черты.

В мифологиях Египта и Передней Азии к XVI-XV вв. до н. э. выработались представления о солнце как единственном царе вселенной (в египетском гимне, составленном в XV в. до н. э., солнце называется «одним единственным») и земном царе как солнечном божестве или сыне бога солнца.

Мотивы и символика Солярных мифов сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального периода нового времени) в качестве элементов официального государственного ритуала и мифо-поэтической образности, связываемой с реальными царями.



Солнце – центральное и самое большое тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик, одна из звезд нашей Галактики (Млечный Путь).

Как и многие другие природные явления, на протяжении всей истории человеческой цивилизации во многих культурах Солнце было объектом поклонения.

Мощный культ Солнца существовал в Древнем Египте, где солнечным божеством являлся Ра. Собственно этим именем Солнце у них и называлось. У греков Солнце называлось уже упомянутым выше именем бога Гелиоса (Ήλιος ; также Аполлон и Феб). В Риме – Сол.

В древнерусском языческом пантеоне было два солнечных божества – Хорс (собственно олицетворенное солнце) и Даждьбог. В скандинавской мифологии Солнце (Суль) – женское божество. Но иногда Солнце называлось глазом Одина. В Восточной Азии, в частности, во Вьетнаме Солнце обозначается символом 日 (китайский пиньинь rì), хотя есть также и другой символ — 太阳 (тай ян). В этих коренных вьетнамских словах, слова nhật и thái dương указывают на то, что в Восточной Азии Луна и Солнце считались двумя противоположностями – инь и ян. Как вьетнамцы, так и китайцы в древности считали их двумя первичными природными силами, причем Луна считалась связанной с инь, а Солнце – с ян. У самых продвинутых астрономов древности, а именно у жителей Месопотамии, Солнце имело несколько названий-имен. Самые известные – Шамаш, Алам, Гур. В Индии Солнце – Сурья (санскр. सूर्य Sūrya «солнце»). У иранцев Солнце – глаз Ормузда. Мухаммад называл его глазом Аллаха. У инков Солнце называлось Инти или Пунчау. Солнце, находящееся в зените обозначалось Интип тикнарайан. Восток и место, где восходит солнце – Yntip lloksimunan, или ceccamunan; запад и место, где садится солнце – Yntip yaucunan pata. Кольцо солнца или луны – Chimpu. Отклонение солнца от зенита вниз – Ticnumanta intiñam tticçun. Полное затмение солнца – Yntimtutayan, частичное затмение солнца – Llantuytucun asnillan. Солнце, поднимающееся к полудню – Inti ñam tiknurimun. Солнце, опускающиеся после полудня – Inti ttiksumun ttiksuycumun.

Ацтеки четырьмя солнцами называли четыре эпохи существования человечества, которые предшествовали пятой (той, в которой мы живем). Эти эпохи связаны с четырьмя природными стихиями, странами света и божествами. Первое Солнце, науи-Оцелотлъ (четыре-Ягуар), связанное с Землей, Севером и богом Тецкатлипокой, символизирует ночное движение Солнца. Второе, науи-Эхекатлъ (четыре-Ветер), связанное с Воздухом, Западом и богом Кетцалькоатлем, изображаемым в виде обезьяны с надутыми щеками,— это заходящее Солнце. Третье, науи-Квиауитлъ (четыре-Дождь, или Солнце Огненного Дождя), связанное с Огнем, Югом и богом Тлалоком, уступило место – науи-Атлю (четыре-Вода), соответствующему Востоку, богине воды Кальчиуитлики, а затем – пятому Солнцу, науи-Оллину (четыре-Движение), посвященному Тонатиу,— это Солнце погибнет в результате землетрясения. Символом Солнца, находящегося в зените, выступает бог Уицлипочтли.

Одним из первых, кто попытался взглянуть на Солнце с научной точки зрения, стал греческий философ Анаксагор. Он утверждал, что Солнце – это не колесница Гелиоса, как учила греческая мифология, а гигантский раскаленный металлический шар. За эти еретические домыслы он был брошен в тюрьму, приговорен к смерти и освобожден только благодаря вмешательству афинского государственного деятеля Перикла.

Греческий философ Аристарх Самосский и древнеиндийские ученые были первыми, кто предположил, что Земля вращается вокруг Солнца.



Солнце. Базовые астрологические клише:


— мужское начало;

— сознательный пласт психики; 

— центр в человеке, самосознание, основа всех его проявлений, канал для выражения активной творческой энергии; идентификация себя с неким неповторимым «Я»;

— сила воли, личность, эго; основное выражение индивидуальности человека (источник самостоятельного действия как основа индивидуальности);

— общий жизненный потенциал и генеральная направленность сознания, реализуемая в событиях внешней жизни индивида;

— сущность, ядро, фокус; основной источник энергии;

— «психологическое топливо», использование которого дает возможность субъекту достичь желаемой степени самореализации;

— управление произвольным контролем над предпринимаемыми действиями; сознательность целенаправленных действий;

— интеграция, синтезирование, воссоединение; объединяющее действие вообще;

— чувство собственной правоты, амбициозность, потребностью в контроле над окружением;

— чувство собственного достоинства, осознание личной ценности; «царственность»;

— физическая, жизненная сила; общая витальность организма;

— желание блистать; яркость; сильное и убедительное самовыражение;

—  любовь, счастье, радость;

— вдохновение, творческий подъем; энергичность;

— цельность, самостоятельность, независимость;

— личная свобода, удача, социальный подъем и материальное положение, слава, почести, почет, уважение, титулы, награды, признательность окружающих или общества;

— практичность, реалистический образ мышления, терпение, упорство, настойчивость (в знаках стихии земли);

— легкость ощущения бытия, возвышенные устремления, идеализм (в знаках стихии воздуха);

— сильная воля, высокие жизненные идеалы, целеустремленность, желание быть заметным (в знаках стихии огня);

— неявная импульсивность; восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность и экспрессивность ( в знаках стихии воды).




Комментариев нет:

Отправить комментарий