Солярные мифы – мифы, главным
персонажем которых является солнце. В научной литературе солярными называются
также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т. е.
черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном
смысле Солярные мифы относят к астральным мифам.
Детальное исследование мифов
таких народов, как австралийские (вообще, в «примитивных», архаичных
религиозно-мифологических системах), не подтвердило высказывавшиеся ранее
некоторыми учеными предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее
архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории мифопоэтической школы,
пытавшейся вскрыть черты Солярных мифов в большинстве древних мифологических
образов, приходит такая историческая интерпретация, которая относит нарастание
роли Солярных мифов (в частности, по сравнению с лунарными и другими
астральными) к позднейшим этапам мифологии в обществах, имеющих развитый
аппарат власти и достаточно продвинутую технологию (обработка металлов,
использование колесных повозок, запряженных конями).
Важное место солярные культы
занимают в индоевропейской мифологии, где они связываются с культом коня и
образом божественных близнецов (Ашвины, Диоскуры). По индоевропейским
представлениям, Солнце «путешествует» (или «провозится») по небу на запряженной
лошадьми повозке, проезжая за день небосклон. Примеры индоевропейских солярных
божеств – древнеиндийский Сурья, греческие Аполлон и Гелиос, римский Сол.
Во многих индоевропейских
языках Солнце обозначается словом, имеющим корень sol. Так, слово sol означает
«Солнце» на латыни и в современных португальском, испанском, исландском,
датском, норвежском, шведском, каталанском и галисийском языках. В английском
языке слово Sol также иногда (преимущественно в научном контексте) используется
для обозначения Солнца, однако главным значением этого слова является имя
римского бога. В персидском языке sol означает «солнечный год». От этого же
корня происходят древнерусское слово сълньце, современное русское солнце, а
также соответствующие слова во многих других славянских языках.
Солярное происхождение имеет
главное божество зороастризма Митра.
Существенным отличием
развитых Солярных мифов от архаических является включение солнца в пантеон в
качестве главного божества или одного из главных божеств.
Согласно гипотезе английского
этнолога Хокарта, Солярные мифы этого типа характерны для обществ, в которых
увеличиваются функции священного царя или около...
Например, в аккадской
мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей. А в
древнегреческой, Аполлон – несет в себе утонченные аристократические черты.
В мифологиях Египта и
Передней Азии к XVI-XV вв. до н. э. выработались представления о солнце как
единственном царе вселенной (в египетском гимне, составленном в XV в. до н. э.,
солнце называется «одним единственным») и земном царе как солнечном божестве
или сыне бога солнца.
Мотивы и символика Солярных
мифов сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального
периода нового времени) в качестве элементов официального государственного
ритуала и мифо-поэтической образности, связываемой с реальными царями.
Солнце – центральное и самое
большое тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная
звезда-карлик, одна из звезд нашей Галактики (Млечный Путь).
Как и многие другие природные
явления, на протяжении всей истории человеческой цивилизации во многих
культурах Солнце было объектом поклонения.
Мощный культ Солнца существовал в Древнем Египте, где солнечным божеством являлся Ра. Собственно этим именем Солнце у них и называлось. У греков Солнце называлось уже упомянутым выше именем бога Гелиоса (Ήλιος ; также Аполлон и Феб). В Риме – Сол.
В древнерусском языческом
пантеоне было два солнечных божества – Хорс (собственно олицетворенное солнце)
и Даждьбог. В скандинавской мифологии Солнце (Суль) – женское
божество. Но иногда Солнце называлось глазом Одина. В Восточной Азии, в
частности, во Вьетнаме Солнце обозначается символом 日 (китайский пиньинь rì), хотя есть также и другой
символ — 太阳 (тай
ян). В этих коренных вьетнамских словах, слова nhật и thái dương указывают на
то, что в Восточной Азии Луна и Солнце считались двумя противоположностями –
инь и ян. Как вьетнамцы, так и китайцы в древности считали их двумя первичными
природными силами, причем Луна считалась связанной с инь, а Солнце – с ян. У самых продвинутых астрономов древности, а именно у жителей Месопотамии,
Солнце имело несколько названий-имен. Самые известные – Шамаш, Алам, Гур. В Индии Солнце – Сурья (санскр. सूर्य Sūrya «солнце»). У иранцев Солнце – глаз Ормузда. Мухаммад называл его глазом Аллаха. У инков Солнце
называлось Инти или Пунчау. Солнце, находящееся в зените обозначалось Интип
тикнарайан. Восток и место, где восходит солнце – Yntip lloksimunan, или
ceccamunan; запад и место, где садится солнце – Yntip yaucunan pata. Кольцо
солнца или луны – Chimpu. Отклонение солнца от зенита вниз – Ticnumanta intiñam
tticçun. Полное затмение солнца – Yntimtutayan, частичное затмение солнца –
Llantuytucun asnillan. Солнце, поднимающееся к полудню – Inti ñam tiknurimun.
Солнце, опускающиеся после полудня – Inti ttiksumun ttiksuycumun.
Ацтеки четырьмя солнцами называли четыре эпохи существования человечества, которые предшествовали пятой (той, в которой мы живем). Эти эпохи связаны с четырьмя природными стихиями, странами света и божествами. Первое Солнце, науи-Оцелотлъ (четыре-Ягуар), связанное с Землей, Севером и богом Тецкатлипокой, символизирует ночное движение Солнца. Второе, науи-Эхекатлъ (четыре-Ветер), связанное с Воздухом, Западом и богом Кетцалькоатлем, изображаемым в виде обезьяны с надутыми щеками,— это заходящее Солнце. Третье, науи-Квиауитлъ (четыре-Дождь, или Солнце Огненного Дождя), связанное с Огнем, Югом и богом Тлалоком, уступило место – науи-Атлю (четыре-Вода), соответствующему Востоку, богине воды Кальчиуитлики, а затем – пятому Солнцу, науи-Оллину (четыре-Движение), посвященному Тонатиу,— это Солнце погибнет в результате землетрясения. Символом Солнца, находящегося в зените, выступает бог Уицлипочтли.
Одним из первых, кто
попытался взглянуть на Солнце с научной точки зрения, стал греческий философ
Анаксагор. Он утверждал, что Солнце – это не колесница Гелиоса, как учила
греческая мифология, а гигантский раскаленный металлический шар. За эти
еретические домыслы он был брошен в тюрьму, приговорен к смерти и освобожден
только благодаря вмешательству афинского государственного деятеля Перикла.
Греческий философ Аристарх
Самосский и древнеиндийские ученые были первыми, кто предположил, что Земля
вращается вокруг Солнца.
Солнце. Базовые астрологические клише:
— мужское начало;
— сознательный пласт психики;
— центр в человеке, самосознание, основа всех его проявлений, канал для выражения активной творческой энергии; идентификация себя с неким неповторимым «Я»;
— сила воли, личность, эго; основное выражение индивидуальности человека (источник самостоятельного действия как основа индивидуальности);
— общий жизненный потенциал и генеральная направленность сознания, реализуемая в событиях внешней жизни индивида;
— сущность, ядро, фокус; основной источник энергии;
— «психологическое топливо», использование которого дает возможность субъекту достичь желаемой степени самореализации;
— управление произвольным контролем над предпринимаемыми действиями; сознательность целенаправленных действий;
— интеграция, синтезирование, воссоединение; объединяющее действие вообще;
— чувство собственной правоты, амбициозность, потребностью в контроле над окружением;
— чувство собственного достоинства, осознание личной ценности; «царственность»;
— физическая, жизненная сила; общая витальность организма;
— желание блистать; яркость; сильное и убедительное самовыражение;
— любовь, счастье, радость;
— вдохновение, творческий подъем; энергичность;
— цельность, самостоятельность, независимость;
— личная свобода, удача, социальный подъем и материальное положение, слава, почести, почет, уважение, титулы, награды, признательность окружающих или общества;
— практичность, реалистический образ мышления, терпение, упорство, настойчивость (в знаках стихии земли);
— легкость ощущения бытия, возвышенные устремления, идеализм (в знаках стихии воздуха);
— сильная воля, высокие жизненные идеалы, целеустремленность, желание быть заметным (в знаках стихии огня);
— неявная импульсивность;
восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность и экспрессивность ( в
знаках стихии воды).
Комментариев нет:
Отправить комментарий