Гермес-Меркурий

 

Сын Зевса и нимфы Майи, Гермес (Ἑρμῆς) – менее всего «олимпиец». Он сохраняет определенные свойства, характерные для догомеровских божеств; его представляют в фаллических формах; Гермес – бог дорог, на их перекрестии нередко устанавливали его фаллические гермы. Эти гермы обозначали границы чьей-либо собственности, а также часто стояли при входе в дом. Даже в этот, самый ранний период истории, Гермес уже обозначает границу между разными состояниями сознания, определяет порог между домом и внешним миром между внутренним и внешним вообще. Он – бог порогового, промежуточного пространства, бог перекрестков и неопределенностей. Нет ничего удивительного в том, что позже он стал ассоциироваться с искусством магии. Вертикальная форма и размер герм часто провоцировали сравнения с фаллосом – в конце концов, Гермеса называли «царем нимф», и он был любовником самой Афродиты.

Он имеет «магический жезл» и шапку, делающую его невидимым; чтобы защитить Одиссея от чар Кирки, он открывает ему тайну волшебной травы moly («Одиссея»). Традиционный крылатый жезл вестника – керикион или кадуцей, способный мирить врагов, Гермес получил от Аполлона. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте – две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей – для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне.

Аналог в Риме – бог Меркурий (Mercurius, Mirquurius).

Гермес-Меркурий любит быть среди людей. Зевс говорит ему: «Сын мой, Гермес! Тебе от богов наипаче приятно в дружбу вступать с человеком» («Илиада»). Но в своих отношениях с людьми Гермес ведет себя одновременно и как бог, и как «плут», и как умелый ремесленник. Он –  непревзойденный даритель благ («Одиссея»): любая удача считается даром Гермеса. С другой стороны, он – воплощение хитрости и плутовства. Ему в этом нет равных. Только родившись, он крадет коров у своего брата Аполлона. Из-за этих своих наклонностей он становится товарищем и покровителем воров. Еврипид называет его «господином тех, кто промышляет по ночам».

Но, покровительствуя воровству и ночным любовным приключениям, он в то же время является защитником стад, пастухов и путников на ночных дорогах. По словам Павсания, ни один другой бог так не заботится о стадах и их приумножении. Гермес – бог дорог, и его имя произошло от груд камней (liermaion), лежавших на обочинах, куда каждый прохожий бросал свой камень.

Помимо этого, Гермес – бог торговли, прибыли, дающий богатство и доход в торговле Он же – бог атлетов (связь с проворством и реакцией).

Вначале Гермес был, вероятно, покровителем кочевников и глашатаев, может быть, даже повелителем зверей. Но греки переосмыслили архаические атрибуты и способности Гермеса в более глубоком смысле. Быстроногий, он правит дорогами (у него «крылатые золотые сандалии») и не сбивается ночью с пути, потому что все пути ему известны. Поэтому он одновременно поводырь и покровитель стад и помощник воров. И по той же причине он – вестник богов.

Вероятно, те же свойства сделали Гермеса «психопомпом», проводником душ в царство мертвых: он помогает умершим попасть в потусторонний мир, потому что знает дорогу и может ориентироваться в темноте. Но он не бог мертвых, хотя умирающие говорят, что их забирает Гермес. Он провожает души в Аид, но он же и выводит их обратно на землю (Персефону, Эвридику или, в «Персах» Эсхила, тень Дария). Отношениям Гермеса с душами умерших помогают также и его «духовные» способности. Его хитрость, проницательность, практичность, изобретательность (именно он открывает огонь), свойство делаться невидимым и в мгновение ока переноситься в любое место уже говорят о мудрости, особенно же – об овладении оккультным знанием, что позже, в эллинский период, станет особой привилегией Гермеса.

Главные свойства Гермеса: ловкость и изобретательность, владычество над темнотой, интерес к деятельности людей, проводы душ умерших, – будут постоянно переосмысливаться и в конце концов сделают из Гермеса чрезвычайно сложную фигуру – культурного героя, покровителя наук и образцовое воплощение оккультного знания.

Гермес открыл способ рассуждать, определил для всего сущего порядок названий, благодаря которому мы и обозначаем каждую из вещей при общении друг с другом (язык).

Гермес – один из немногих олимпийских богов, которые не потеряют своей религиозной актуальности после кризиса «классической» религии и не пропадут после триумфа христианства. Превратившись в Тота и Меркурия, он вновь войдет в моду в эллинистический период, а как Гермес Трисмегист («трижды величайший») просуществует с помощью алхимии и герметизма до XVII века.

Уже греческие философы видят в Гермесе персонификацию мышления. Гермес изобрел письмена в Египте. Он изобрел первые 7 букв, смотря на полет журавлей, он же научил смертных занятиям в палестре. Установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту (первую в имени Дий) – Дельтовидное созвездие.


В некотором роде, игрок и перевертыш, бог оборотень, юнец и мудрец, Гермес тем самым появляется на свет для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в реальный. Он классический трикстер – оборотень и для него не существует привычного понятия о жизни и смерти, потому что игра каждый раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена.

Интересно, но только Прометей –  единственный, кто не поддался на уловки красноречивого Гермеса, потому что сам не лишен трикстерных качеств. Гермес зовет Прометея хитрецом, насмешником сверхнасмешливым, предателем богов и вором огня , а также бесноватым, одержимым, безумцем, глупцом, болтуном и бахвалом. Прометей не остается в долгу, величая Гермеса хвастуном, выскочкой и прихлебателем и прислужником богов, вот рядом с каким героем Гермес кажется в самом деле мальчишкой. Однако сам по себе, не в тени героического Прометея, одного из последних Титанов, Гермес – сам господин многих искусств, мастер на все руки, добытчик знаний и инициатор мифологического действия.

Марциан Капелла в трактате «О браке Филологии с Меркурием» рассказывает, как к свадьбе Филология получила от влюбленного в нее Гермеса-Меркурия семь подарков – «семь свободных искусств» – в том числе, астрономию и геометрию.



Люди с глубокой древности наблюдали за самой быстрой и близкой к Солнцу планетой, которую греки называли Гермесом, а римляне – Меркурием. Из-за сложности наблюдений люди долгое время думали, что наблюдавшийся утром Меркурий – это одна планета, а вечером – совершенно другая. Поэтому и названий у Меркурия обычно было два (Аполлон и Стилбон (начиная с 200 г. до н.э. – Гермес)).



Планета Меркурий. Базовые астрологические клише:


— ключ к разуму; посредник между духом и материей; симбиоз интуиции и разума;

улавливает сторонние (чужие) качества и по-своему обрабатывает;

аналитизм, логичность, активность интеллекта, «подвижность ума», интеллектуальное мастерство, интеллектуальные стремления, быстрота мышления и активность ментальных процессов, привычные направления анализа и осмысления информации;

мыслеформы;

речь;

средства выражения; специфика изучения человеком самого себя; способность рационально определять сферу своих интересов и область начинаний;

познания; характер сбора сведений, обработка информации, и ловкость в обращении с информацией, порядок классифицирования данных опыта и интеллектуальное обеспечение конкретных практических действий; степень умения логически систематизировать информацию;

наблюдательность, проницательность; особенности наблюдения за внешней средой, характер коммуникации с внешней средой (способствует или нет оптимальному функционированию субъекта в любой среде); возможность быстрой и глубокой адаптации к незнакомой обстановке; способность реально оценить обстановку; широта видения рационально понимаемой ситуации;

особенности методов получения информации и определение формы ее последующего использования (специфицирует обучение и научение относительно положения в гороскопе);

распространение сведений; посреднические функции;

красноречие, мудрость, проницательность,

чувство юмора, остроумие;

любознательность; богатая фантазия и яркое, живое воображение;

расторопность, методичность, находчивость;

— способность к языкам;

принцип трикстера; ловкость; хитрость; плутовство; фальсификации;

«Фигаро тут, Фигаро там»;

меткость критики; язвительность; сарказм;

— болтливость, разорванность интеллектуальных процессов; поверхностность суждений и неспособность вести диалог; нетерпеливость (в знаках воздуха и огня);

— криминальный талант (мошенничество, воровство и т.п);

— двойственность; неоднозначность;

— спонтанный выбор тем разговоров;

— связи; круг общения по интересам, друзья-товарищи, знакомые; 

— журналистика, книги, газеты; любой информационный контент;

— особенности процесса чтения и стиль письма;

деловые предприятия, бизнес; связи-контракты; деньги; торговля; обмен;

мнения; дебаты, споры;

путешествия, перемещения;

изобретательство; инженерия; наука и техника;

загадки-ребусы, головоломки; «магия», цирк; алхимия;

быстрота и непредсказуемость; ускорение хода событий;

разные «вкусы и запахи», которые странны и смешаны;

разноцветность и разнофигурность;

брат, сестра, ребенок в подростковый период, любой подросток, ученик, студент, младший по возрасту или социальному положению.


Комментариев нет:

Отправить комментарий