Древнейший критик астрологии

 

Трактат “Влияют ли на нас звезды?”, хотя и относится ко II книге “Эннеад”, был одним из последних, написанных Плотином: по словам Порфирия (“Жизнь Плотина”), Плотин прислал ему этот трактат в Сицилию незадолго до смерти. Чуть ниже (гл. 15) Порфирий говорит, что Плотин не занимался астрологией с математической точки зрения, однако любил читать предсказания астрологов и уличать их в ошибках, допущенных при обосновании предсказаний. Поэтому трактат как бы суммирует наблюдения и критические замечания философа по поводу астрологии, которые он делал на протяжении всей жизни. Сочинение Плотина вызвало неудовольствие у поклонников астрологии: ритор и астролог Фирмик Матерн даже усмотрел в смертельной болезни Плотина кару богов за пренебрежительное отношение философа к астрологии.

Четкого плана и последовательного изложения в трактате, как, впрочем, и во многих других сочинениях Плотина, не наблюдается. Однако трактат все же можно разделить на три равные части: гл. 1-6, гл. 7-12 и гл. 13-18. В первой, скептической и полемической, критикуются или признаются невероятными некоторые астрологические положения: о том, что физические достоинства и недостатки, здоровье и болезни, богатство и бедность, добродетели и по¬роки людей зависят от воздействия и положения звезд на небе; они влияют на выбор профессии, формирование характера и даже на отдельные поступки людей; состояние и поведение звезд зависит от образуемых ими аспектов и нахождения в том или ином доме; каждая из планет производит свое особенное действие, а вместе они дают отличный от их отдельных действий результат (Плотину это утверждение кажется невероятным. “Ведь не договорившись же друг с другом производят они приписываемое им воздействие на нас!” - восклицает он в гл. 4); о том, что блага или беды, посылаемые ими людям, обусловлены воздействиями, которым подвергаются одни планеты со стороны других (звезды, утверждает Плотин, всегда благосклонны, радуясь тем благам, которыми они обладают, и тем зрелищам, которые созерцают в том мире, и им вообще нет дела до нас). В пятой главе отдельно и специально философ критикует астрологическое положение, согласно которому Луна в конъюнкции с другой планетой в пору полнолуния благоприятна, а в пору новолуния нет (невидимая сторона Луны, говорит Плотин, в пору полнолуния для другой планеты как раз темна, в пору же новолуния, наоборот, светла, так что Луна в пору полнолуния и новолуния должна оказывать на эту планету воздействие, обратное тому, которое приписывают ей астрологи).

В шестой главе Плотин говорит о вреде астрального фатализма, который (вред) заключается в том, что люди, считающие причиной всего происходящего расположение звезд, не признают единого руководящего начала, распространяющего свое действие на все, в том числе и на звезды; а в начале первой главы он походя обозначает и этический вред астрального фатализма: люди, верящие в астрологию, объявляют звезды виновниками собственных неудач.

Во второй части (гл. 7) Плотин соглашается, что звезды могут предвещать будущее, т.е. их расположение обозначает наступление того или иного события, но непосредственно порождать это событие и вообще все то, что приписывают им астрологи, звезды не могут. Они - лишь знаки, а поскольку все вещи в универсуме взаимосвязаны, по звездам, также как по полету птиц и по внутренностям животных, можно предсказывать будущее. Таким образом, Плотин признает за астрологией право на существование, но лишь в качестве одной из разновидностей гадательного искусства, не более. Дальнейший ход его мысли может вызвать недоумение и даже предположение, что философ противоречит самому себе. Согласившись с тем, что платоновское веретено Необходимости из “Государства” (616-617 с.) - это сфера планет и неподвижных звезд, а в “Тимее” Платона движущиеся по небу боги обозначают планеты и звезды, созидающие смертный вид души, Плотин заключает: “Это значит, что и характер нам дан от них, и действия, соответствующие характеру, и страсти” (гл. 9). Но это - лишь видимое противоречие. Дело в том, что Плотин отрицает такое влияние звезд на нас, какое приписывают им астрологи, вообще же влияние звезд, особенно при воплощении души, он не отрицает. Страсти и свойства смертной части души, о сотворении которой (части) планетами говорит в “Тимее” Платон, действительно, связывают нас со звездами и подчиняют необходимости, и Плотин признает изначальное влияние звезд на смертную часть человеческой души. Но высшая, бессмертная часть души, сотворенная Демиургом, изначально и по своей природе свободна от их влияния, и чем больше человек живет ею, тем больше он освобождается от власти судьбы - тот же, что больше живет смертной частью души, подчиняется мировому целому и в том числе звездам. Сами звезды, как мир, как человек, имеют два вида души, и высшей, чистой частью души они не порождают ничего дурного, и последнее - и в человеке, и в звездах, и во всем мире - порождает часть души, смешанная с телесным, воля же звезды и ее подлинная душа всегда обращена ко Благу.

Основная цель первой и второй частей трактата - ограничить претензии астрологии на объяснение причин всего происходящего, которые, по Платону, очень многочисленны и менее всего зависят от расположения звезд. На вопрос “Влияют ли на нас звезды?” Плотин отвечает: “Да, влияют. Но не так, как это представляют астрологи”. В понимании природы звезд и их роли в универсуме он следует “Тимею” и “Послезаконию” Платона. Для него, как и для Платона, звезды - видимые боги. Поскольку они боги и находятся в божественном месте (на небе), им не свойственны человеческие страсти и междуусобная вражда. “Какая между ними может быть вражда и по поводу чего?” - спрашивает Плотин. Звезды, утверждает философ, относятся друг к другу так, как выгодно мировому целому, частями и сотрудниками которого они являются. Не может быть у них и вражды к людям, так как последние не способны причинить им вред. Они также не оказывают людям никаких благодеяний и вообще не пекутся о них. “Что это за жизнь у них, - спрашивает Плотин, - если они, при том что живых существ бесчисленные тысячи, рождающихся и уже существующих, постоянно шлют дары каждому из них и дают людям славу, делают их богатыми, бедными, распутными и доводят до завершения действия каждого из них?”

В третьей части трактата Плотин стремится ответить на вопрос: какие силы играют роль творящих причин в действительности, как эти силы действуют и какова их иерархия? У мира, как у всякого живого существа, говорит философ, есть руководящее начало, с помощью которого формируется и правильно распределяется в составе целого каждая часть. Это руководящее начало - Душа мира, которая и управляет всем. Все живые существа живут согласно всеобщим законам универсума, частями которого они являются и изменить законы которого они не в силях. Они могут лишь произвести качественное изменение в худшую или в лучшую сторону в отношении своего тела или своей души, вызвав в последней движение вниз или вверх. Мировая душа управляет универсумом согласно сеятельному формообразующему разуму. Ничто из происходящего не происходит самопроизвольно и случайно. Душа, обладая порождающими формообразующими смыслами (“разумами”), знает результаты всех своих действий, тем более что последние в одних и тех же случаях и при одних и тех же обстоятельствах одинаковы и потому познаваемы. Душа не только знает их, но и доводит до завершения и вплетает в них то, что должно следовать за ними по порядку, причем о предшествующем она всегда печется больше, отчего последующее всегда хуже предыдущего, например, людские поколения. Однако сама мировая душа этого худшего не порождает, потому что после того как она получает изначальные образцы, эйдосы, от Ума, она дополнительно ничего не порождает; худшее же возникает оттого, что происходит непрерывная уступка сеятельных формообразующих сил состояниям материи, так что причина ухудшения - эта последняя и ее воздействие на формообразующие силы. Творящее начало Души порождает не мыслями; оно есть прежде всего сила, видоизменяющая материю. Творящая часть мировой души совпадает с ее нижним пределом. Высшая часть Души, главная ее часть, получает эйдосы от Ума и передает их низшей части, освещает ее ими; низшая же часть Души, как бы выполняя поручение высшей, творит в материи. В целом же иерархия творящих сил такова: выше всех Ум - демиург, ниже - часть Души, первично наполненная эйдосами, исходящими от Ума; за ней следует низшая часть мировой души, которая (часть) и есть собственно творящая сила. При этом Ум - демиург и высшая часть Души, примыкающая к нему, неподвижны, третья же ипостась, собственно творящая часть Души, тоже неподвижна, но оттого что она погружена в материю, движение есть ее акцидентальный признак, сущности же самой творящей части Души оно не свойственно.


*


Плотин (др.-греч. Πλωτῖνος; 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий