Архетипы знаков Зодиака

 

Двенадцать знаков Зодиака представляют двенадцать разных персонажей, что-то вроде ролей в пьесе. Их можно описать как архетипы, модели, в которые группируются черты человеческой личности. Рассмотрение знаков Зодиака как отдельных архетипов помогает раскрыть их значение в астрологии.

Архетип (от др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец») – это понятие, знакомое уже в Древней Греции. Истоки архетипической гипотезы берут свое начало еще у Платона. Платоновские эйдосы, или идеи, были чистыми ментальными формами, которые были запечатлены в душе до того, как она родилась в мире. Некоторые философы также переводят архетип как «сущность», чтобы избежать путаницы в отношении концептуализации форм Платоном. Хотя заманчиво думать о формах как о ментальных сущностях (идеях), которые существуют только в нашем уме, философ настаивал на том, что они независимы от каких-либо умов (реальных). Эйдос были коллективными в том смысле, что они воплощали фундаментальные характеристики вещи, а не ее специфические особенности.

Психоаналитик К.Г. Юнг подхватил эту идею и несколько усовершенствовал значение этого понятия. Юнг под архетипами подразумевал врожденные модели восприятия мира и поведения людей. Это базовые матрицы психики являются формой человеческого проявления т.н. «коллективного бессознательного». Юнг обнаружил их в рисунках своих пациентов в том числе. В этих рисунках повторялись одни и те же сюжеты и образы. Но самое главное заключалось в том, что они были тождественны у всех пациентов независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи, пола и образования. Более того, они встречались в мифах разных народов, религиозных и астрологических символах, учениях алхимиков. Их онтологические основания следует искать вне человеческой психики. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. По Юнгу – «прообраз, или архетип, есть фигурабудь то демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия». Чаще всего архетипы как образы сознания («архетипические образы») стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, грандиозное. Например, идея Бога по Юнгу является архетипической, – она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души: «Если это просто образ, то перед нами будет лишь словесная картина с малым последствием. Но заряженный эмоцией образ приобретает сакральность или психическую энергию, он становится динамичным, вызывающим существенное последствие».


Типы персонажей.


Наиболее интересная параллель с идеей архетипов возникает в художественной литературе: персонажи, похоже, соответствуют определенным типам, которые появляются (проявляются) практически в каждой истории. Но особенно это верно для театральных постановок и их современных аналогов в кино. Это было известно и обсуждалось со времен древних греков, которые более или менее породили этот вид искусства, а также закрепили его структурные правила. Драматургияэто название дисциплины принципов повествования и формы, которой, по-видимому, необходимо следовать повествованиюопять же, особенно на сцене и на киноэкране.

Например, всегда есть герой, который является настоящим главным героем драмы, даже если это иногда далеко не очевидно для зрителей с самого начала повествования. Главный геройэто тот, кто развивается на протяжении истории, меняется, преодолевает препятствия и т.д. Тот, кто заставляет главного героя пройти через этот процесс, является антагонистом, очень часто, но далеко не всегда злодеем драмы. В юнгианском понимании первый будет центральным символом борьбы любого человека за самореализацию, а второй символизирует страх, который он или она испытывает перед этим.

Главный геройэто все мы, в той мере, в какой нам всем необходимо стремиться к самореализации, иначе мы останемся жертвами непонимания самих себя. Антагонист это гложущее напоминание о необходимости самореализации, чтобы жизнь была полноценной. Любая хорошая драма описывает эти препятствия как грандиозные, которые кажутся почти невозможными для преодоления. В противном случае ни ужас неудачи, ни радость успеха не имели бы достойного размаха для эмоционального накала. И для того, чтобы главный герой в процессе повествования был максимально вовлечен во все это, антагонист должен быть настолько грозным и сильным, насколько это можно себе представить. Вот тогда у нас будет настоящая драма.

Обычно антагонистом является некий злодей или враг. Это архетип, особенно когда он доведен до крайностивплоть до самого крайнего зла, предстает в образе Дьявола. И часто – не явного вот так сразу. Главный геройэто тот, кого нам нужно идентифицировать в первую очередь и кому мы должны сочувствовать, поэтому он часто бывает мягким персонажем, почти как бы не в фокусе. Таким образом, нам всем легче идентифицировать себя с ним или с ней. На самом деле это не архетип, поскольку для нас было бы контрпродуктивным принимать себя такими, как они уже сформированы. К чему тогда было бы стремиться?

Тем не менее, главный герой все таки может быть представлен в драме как нечто сродни архетипу, – он может быть показан как трус, который всегда убегает, вместо того чтобы сопротивляться, или как жертва, которую бьет по жизни, и которая кажется беспомощной, чтобы что-то с этим поделать. Это представление иллюзий и невежества, которые, кажется, поощряют большинство из нас, избегая борьбы за самореализацию. Именно так главный герой начинает действовать в драме, прежде чем антагонист заставит его или ее действовать, независимо от того, насколько это сложно и насколько безнадежным это должно казаться (чем сложнее, тем круче драма).

Есть и другие типы персонажей, которые появляются в большинстве драм-историй. Например, тот, кто смело показывает, как и что должно быть сделано, – но который по какой-то причине совершенно не в состоянии решить проблему за главного героя. Этот персонаж – вдохновляющий пример и выдающийся архетип. Другой архетип, часто присутствующий в драмах, – это учитель или наставник, который помогает главному герою понять, с чем он или она конкретно сталкивается, но он также не может напрямую помочь ни в действиях, необходимых для решения всех проблем, ни в мужестве, которое главный герой должен собрать в кулак. В драме также может присутствовать кто-то, кто пытался решить проблему, с которой сталкивается главный герой, или что-то похожее, но безуспешно. В драматургии этот архетип называется тенью. Другой – работает на контрасте: тот, кто категорически отказывается принять вызов, страдает от последствий. Кроме того, в рассказываемой истории может присутствовать поддерживающий главного героя друг-товарищ, который не в состоянии справиться с насущной проблемой, но утешает главного героя в моменты крайнего отчаяния. Например, мать как архетип, может играть эту роль. Также может присутствовать фигура отца, который требует от главного героя преодолеть свою слабость, но не так активно, как это делает антагонист если только отец не является фактическим антагонистом. Часто в сюжете проскальзывает нечто комическое, для разрядки обстановки так сказать, что-то вроде шута, появляющегося время от времени, когда напряжение драмы становится невыносимым даже для зрителей. И так далее…

То есть, идею архетипов, как пример, можно представить и в контексте функций-характеров персонажей в постановочной драме. Причина проста: чтобы драмы привлекали наше внимание, они должны быть связаны с тем, как мы относимся к жизни. Так или иначе, мы должны воспринимать их как имеющие отношение к жизни, как мы ее переживаем. Итак, мы склонны смотреть на жизнь как на своего рода драму, историю с началом, серединой и концом, где люди, которых мы встречаем, ведут себя как персонажи с заданными ролями. Структура драмыэто то, как мы на самом деле воспринимаем жизнь, а архетипы показывают модели того, как мы относимся к окружающим нас людям. Правда это или нет в отношении реальности совершенно другой разговор. Но это то, как мы относимся к этому...Ведь в большинстве из нас присутствует некая склонность «сортировать» окружающих нас людей по категориям и ожидать, что они будут вести себя соответственно. В контексте сложных социальных отношений все участники постоянно стремятся оптимально функционировать в любой группе. Мы склонны подчиняться, живя той ролью, на которую мы обречены в сознании тех, кто нас окружает. Мы можем попытаться решить, какую роль играть, но не уверены, что нам это удастся. Из-за этого возникает множество социальных конфликтовстолкновение между ролями, которые мы хотим играть, и теми, которые другие предпочитают играть за нас.

На ум, конечно, сразу приходит то, что сказал один из персонажей Шекспира («Как вам это понравится / As You Like It» , Акт II, Сцена VII): «Весь миртеатр. В нем женщины, мужчины все актеры».


Астрологические архетипы.


Хотя Юнг утверждал, что существует фиксированное количество архетипов, он никогда не составлял итоговый список и даже не упоминал их количество. Но он определенно представлял себе их в кол-ве больше двенадцати. Тем не менее, двенадцать знаков Зодиака можно рассматривать как систему архетипов, создающую своего рода целостный мирскажем, набор персонажей, необходимых для создания пьесы, которая полностью отражает человеческую жизнь.

Эксперимент: можно попробовать написать сценарий на основе отдельно взятого личного гороскопа. Это кажется странным, поскольку можно подумать что гороскоп рождения имеет дело с одним, конкретным человеком, но это не совсем так. Он имеет дело с тем, как этот человек относится ко всему, что его окружаетсобытиям, людям, местам. Ко всему…Таким образом, вполне возможно рассматривать гороскоп как своего рода генеральный план или синопсис для драматического сценария или любого другого типа историии, что наиболее определенно, биографии.

Конечно, полноценный гороскоп состоит из более чем двенадцати знаков Зодиака. Есть также планеты, астрологические дома и аспекты. Домаэто окружающая среда, различные условия жизни, такие как работа, дом и так далее. Они могут нести символическую ценность, но их вряд ли можно квалифицировать как архетипы. Как и аспекты, которые представляют собой расположение планет относительно друг друга (в градусах), и несут значение о природе отношений между этими активными силами. Но планеты, не следует ли их рассматривать как архетипыможет быть, даже в большей степени, чем знаки Зодиака?

Что ж, в этом есть определенный смысл. Планеты носят имена божеств, и К. Г. Юнг настаивал бы на том, что любое божество на самом деле является олицетворением архетипа. Это очевидно в нескольких случаях, таких как воин Марс, влюбленная Венера и мрачный правитель Сатурн. Говорят, что солнце олицетворяет отца, а лунамать, которые, согласно Юнгу, также являются основными архетипами. Более того, в астрологии эти небесные тела рассматриваются как активные силы внутри нас, с помощью которых мы получаем энергию и импульс для того, чтобы что-то сделатьну, вообще действовать. Они являются своего рода топливом, которое делает нас живыми. Тем не менее, хотя все планеты обладают уникальными базисными характеристиками, все они как бы обогащаются (или окрашиваются) уже принципами знаков Зодиака в которых находятся в момент составления гороскопа. В разных знаках Зодиака планеты, так сказать, надевают разные «костюмы» и соотв. играют определенные роли. Планетыэто основные силы, но знаки Зодиакаэто то, что дает им роли и сценарий, которому нужно следовать.


Мыслитель, очень водолейский персонаж. Скульптура Огюста Родена, 1902 год.


Но все же, изучение планет и божеств, которые они представляют как выражения архетипов, также полезно, особенно в свете того, как они использовались и рассматривались в нашей культурной истории. Но их количество и сложность все таки не дотягивают до комплектации условного актерского состава и соотв. написания пьесы. Это могут сделать знаки Зодиака.

Двенадцать знаков Зодиака можно рассматривать как отдельных индивидуумов, составляющих то разнообразие, которое предлагает человечество, по крайней мере, в обобщенном виде. Они также могут представлять различные аспекты и возможности любого отдельно взятого человека, хотя на самом деле не в контексте самого гороскопа, как объяснялось выше. Это были бы планеты. Но их можно рассматривать по отдельности, на базисе астрологии знаков зодиака, где рассматривается только солнечный знак. Когда Зодиак рассматривается сам по себе, возникает картина своего рода вселенной, состоящей из двенадцати архетипов. И эта вселенная может многое рассказать о мыслях, лежащих в основе астрологии и гороскопа в целом.


Каждый из нас действительно играет разные роли для разных людей вокруг – и по мере того, как мы становимся старше (что является истинным значением приведенной выше цитаты Шекспира«…У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…»), но также и в любой момент этого времени. Мы дети, родители, любовники, друзья, враги, незнакомцы и т.д, – в тот или иной момент, но и нередко пребываем в нескольких ролях одновременно.


Архетипы Знаков Зодиака.


Каждый из двенадцати знаков Зодиака состоит из комбинаций двух атрибутов: «стихии» и «качества». Первое это концепция из Древней Греции, имеющая аналоги и во многих других культурах. Древние греки спросили себя, из каких основных элементов состоит Вселенная, и обнаружили, что их четыре: огонь, земля, воздух и вода. Некоторые греческие философы считали эти четыре элемента первоэлементами, из которых был создан весь окружающий нас мир. Западная астрология, уходящая корнями в греческую мысль (и более древние традиции, которые она вобрала в себя), соглашается с нейпо крайней мере, в астрологических целях. Таким образом, каждый из двенадцати знаков Зодиака принадлежит к одному из этих четырех элементов, с равным распределением по три на каждый. Подробнее о стихиях читать ЗДЕСЬ

Есть и три «качества»: три знака Зодиака, принадлежащие одной и той же стихии, в то же самое время различаются по качествам. Таким образом, мы имеем три «креста» по четыре знака с каждой стороны: кардинальный, фиксированный (неподвижный) и мутабельный (изменчивый).

Кардинальные знаки попадают на начало каждого из четырех времен года: Овен, Рак, Весы, Козерог, символизируя зарождение какого-то процесса, на дальнейшее развитие которого потребуется вся энергия первоначального импульса. Энергия направлена от центра во вне. Фиксированные знаки, – Телец, Лев, Скорпион и Водолей соответствуют серединам сезонов года, когда состояние природы стабильно. Мутабельные знаки попадают на конец каждого из четырех времен года: Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы, когда состояние природы нестабильно, изменчиво. Обладают способностями находить нетрадиционные решения. Таким образом, у каждого знака Зодиака есть свое уникальное сочетание элемента и качества, и это суть того, как следует понимать этот знак. Эта комбинация раскрывает большинство, если не все, его характеристики.


В астрологии каждый элемент-стихия представляет определенную основную характеристику: огоньэто активность и энергия, земляматериальный мир, воздухмысль, а водаэмоции. Итак, стихия определяет основную направленность и перспективу знака Зодиака. Качество показывает, как оно выражается. Из этой комбинации извлекается архетип каждого знака Зодиака и то, как его можно интерпретировать.

Ниже приведены двенадцать знаков и то, что дает им их архетип (некоторые из них могут быть оспорены, но астрологи согласились бы с большинством из них). Обратите также внимание, что смена времен года по мере прохождения солнца по Зодиаку многое говорит нам о характеристиках знаков.


Архетип Овна


Овен – кардинальный огненный знак, вспыхивающий в день весеннего равноденствия, когда природа смело обновляется, подобно мифической птице Феникс, восстающей из собственного пепла. Эта бросающая вызов смерти сила знак Воина, который, следовательно, является архетипом Овна. Это характер – воспринимать жизнь как вызов и с радостью принимать его. Без этого мы бы всю жизнь сидели на корточках в своих детских колыбелях.


Архетип Тельца


Телецэто неподвижный земной знак. В году его пора – это время засева полей, чтобы обеспечить себе пропитание на будущий год. Таким образом, его архетипом является Фермер, который заботится о земле и следит за тем, чтобы у нас было все необходимое для нашего выживания. Фермер придерживается циклического ритма года и не спешит отклоняться от него или от какой-либо другой установленной закономерности. Он хорошо осведомлен о рисках внезапных изменений и о необходимости оставаться ближе к земле.


Архетип Близнецов


Близнецыизменчивый воздушный знак, мысль, которая улетает так быстро, что многие попросту теряют ее... Поэтому ничего не следует воспринимать слишком серьезно. Это архетип Шута, того, кто может со смехом принять любой поворот судьбы и позаботится о том, чтобы мы не забыли еще и повеселиться до кучи... То, над чем мы не можем шутить, мы никогда не сможем преодолеть. Без шута жизнь часто была бы невыносимой.


Архетип Рака


Раккардинальный водный знак, тот, кто заботится о нас, хочет, чтобы каждый из нас был доволен и чувствовал себя уютно и комфортно. Это архетип Матери. Она символически рожает нас, когда первый урожай созревает ближе к середине лета, и питает нас всем этим изобилием. Матьнаша защитница, а не слуга. Она решает, что для нас лучше, и поступает соответственно. Не заблуждайтесь на этот счетона правитель.


Архетип Льва


Левэто неподвижный огненный знак, солнце в зените своей силы, самое пекло, эпицентр. Это время славы урожая, поэтому архетип ЛьваКороль. Величественный, восседающий на своем троне, ослепляющий своим сиянием как подданных, так и самого себя. Это олицетворение гордости и красоты, которая исходит от такой уверенности в себе. Это и принцип, который проявляется как в величайших подвигах, так и в эгоцентричных, эгоистичных поступках.


Архетип Девы


Деваэто изменчивый земной знак, хрупкость материальных вещей, необходимых для нашего выживания. Финал лета и время сбора главного урожая года, которое может продолжаться, так или иначев зависимости от капризов природы, а также от тщательности наших собственных предыдущих приготовлений. То, чем мы пренебрегли, наверняка ударит по нам сейчас. Так, нам напоминают о необходимости должным образом заботиться об элементах составляющих общее. Архетип Девыэто Мастер, уделяющий самое пристальное внимание каждой детали, стараясь по возможности достичь желаемого результата. Ничто не заменит мастерство и упорный труд.


Архетип Весов


Весыкардинальный воздушный знак, слово, которое правит. Это разум, основанный на принципах и логике, а также сила воли, позволяющая делать здравые выводы, несмотря ни на что. Это архетип Судьи, который знает закон и важность его соблюдения, ведь в ином случае наступит хаос. Это убеждение в том, что то, что было заключено в теории, также должно управлять практикой, даже если последней приходится прогибаться и меняться, чтобы адаптироваться. Твердо, но честно. Временами, правда, он в некотором замешательстве, поскольку реальность не всегда соответствует его модели.


Архетип Скорпиона


Скорпионэто неподвижный водный знак. Вода прекращает свое движение только в самой глубокой бездне океана, где ничего не видно и большинство из нас никогда не достигнет этого условного дна. Это та скрытая сфера, тайна которой пугает нас, когда мы пробуем ее на вкусв основном в наших мечтах и ​​фантазиях. Это кажется нереальным, но все же работает по-своему. Это архетип Актера, чье притворство имеет скрытый смысл и влияет на нас за пределами нашего понимания. Притворство и намекиот них никуда не деться.


Архетип Стрельца


Стрелецэто изменчивый огненный знак, искра, которая появляется, а затем исчезает далеко со скоростью света… Стрельца так же трудно сдержать, как пламя на ветру. Он никогда подолгу не остается там, где когда-то появился. Это архетип Исследователя, постоянно пребывающего в поисках новых миров, которому чужды покой и укорененность. Но без этого искателя приключений мы бы навсегда остались на том месте, где когда-то родились, не делая ничего, кроме воспроизведения себе же подобных. Это то, что заставляет нас двигаться дальше.


Архетип Козерога


Козерогкардинальный земной знак, берущий материал, который можно собрать в пределах вытянутой руки, и делающий из него что-то, что впечатляет и надолго остается прочным. Это архетип Строителя, того, кто использует все, что есть в нашем распоряжении. И это необходимо для нашего выживания, о чем напоминает нам явление этого знака Зодиака в дни начала настоящего зимнего сезона, когда только наши собственные наработанные способности могут гарантировать нам дальнейшее существование, поскольку природа в это время уже не питает нас в полную силу. Это то, что заставляет нас проявлять настойчивость.


Архетип Водолея


Водолейэто неподвижный воздушный знак, мысль, которая осталась и стала тем, как мы определяем себя и наш мир. Это созерцание, для которого мы находим время долгими и холодными ночами. Время для размышлений. Это архетип Учителя, который заботится о том, чтобы мы дорожили опытом наших предшественников и передавали его потомкам. Это та глубина, которая заставляет нас осмелиться называть наш вид Homo Sapiens, Человек разумный. Сезон Водолея не несет в себе «солнечной радости», но помогает нам примириться с реальными, часто суровыми условиями жизни.


Архетип Рыб


Рыбыэто изменчивый водный знак, неугомонность эмоций. Мы живем в поисках внутреннего покоя, под которым на самом деле подразумеваем длительное утешение и радость. Но ощущения непродолжительны, это не в их природе. Мы преследуем их, и они убегают от нас после скоротечных объятий. Это архетип Мученика, который борется и приносит бесчисленные жертвы в тщетных попытках найти прочное удовлетворение. Но всякое блаженствоэто мираж, растворяющийся при достижении, безразличный к нашей преданности. С другой стороны, именно поэтому мы вообще двигаемся куда либо...


***



Комментариев нет:

Отправить комментарий