Луна

 

С по­кло­не­нием лу­не (ме­ся­цу, также связь с фа­за­ми Лу­ны), связы­ва­ют­ся важнейшие мо­мен­ты хозяйст­вен­ной и обрядовой жиз­ни. Ви­ди­мое убы­ва­ние и при­бы­ва­ние лу­ны ас­со­ци­иро­ва­лось с убы­ва­ни­ем и прибывани­ем пло­до­ро­дия и других при­род­ных сил, ее периодическое ис­чез­но­ве­ние и по­яв­ле­ние – с представления­ми о смер­ти и воз­рож­де­нии.

Во многих культурах осо­бы­ми об­ря­да­ми от­ме­ча­ет­ся каж­дое но­во­лу­ние (на­ча­ло лун­но­го ме­ся­ца). Важ­ней­шие го­до­вые празд­ни­ки (напр., иудей­ский Пей­сах) при­хо­дят­ся на полнолу­ние. К но­во­лу­нию или к пер­вым двум чет­вер­тям лун­но­го ме­ся­ца при­уро­чи­ва­лись важ­ней­шие со­бы­тия – свадь­ба, на­ча­ло сельскохозяйственных ра­бот, по­строй­ка дома и т. п.; пос­лед­ние же чет­вер­ти, ког­да лу­на на ущер­бе, счи­та­лись не­бла­го­при­ят­ны­ми для этих дейст­вий. Полнолуние при­зна­ва­лось наи­бо­лее под­хо­дя­щим вре­ме­нем для сбо­ра целебных трав, лю­бов­ной, вре­до­нос­ной и т. п. магии. Пов­се­мест­но про­сле­жи­ва­ет­ся ма­гическая связь лу­ны с вод­ной сти­хи­ей (дож­дем, при­ли­вом).

В до­шед­ших до нас ми­фо­ло­ги­ях лу­на, как пра­ви­ло, противо­пос­тав­ля­ет­ся солн­цу ; в па­ре c солн­цем она мо­жет вы­сту­пать как во­пло­ще­ние ли­бо муж­ско­го, ли­бо жен­ско­го на­ча­ла. Жен­ская при­ро­да Луны обыч­но свя­зы­ва­ет­ся с менстру­аль­ным цик­лом, при­уро­чен­ным к лун­ному ме­ся­цу. Ас­со­циа­ция лу­ны с жен­ской, а солн­ца – с муж­ской природой на­блю­да­ет­ся как в охот­ни­чьих (напр., у центральноафриканских пиг­ме­ев), так и в зем­ле­дельческих (напр., у ки­тай­цев лу­на свя­зы­ва­ет­ся с инь в противоположность солн­цу, во­пло­щаю­ще­му ян) об­щест­вах. С другой  сторо­ны, со­глас­но рас­про­стра­нен­ной ги­по­те­зе, ас­со­циа­ция лу­ны с муж­ским, ак­тив­ным на­ча­лом вос­хо­дит к па­лео­ли­ту, что свя­за­но с ве­ду­щей ро­лью лун­ных цик­лов для из­ме­ре­ния вре­ме­ни в охот­ничь­ем об­ще­ст­ве, то­гда как в неоли­те, с разви­ти­ем зем­ле­де­лия и зем­ле­дельческого солнеч­но­го кален­да­ря, основное зна­че­ние по­лу­ча­ют солярные куль­ты и лунные культы вы­тес­ня­ют­ся на второсте­пен­ное ме­сто и ассо­ци­иру­ют­ся со вто­рич­ным, женским на­ча­лом.

Лу­на и солн­це мо­гут вы­сту­пать в ми­фах как брат и се­ст­ра (час­то – близ­не­цы, напр., бо­ги­ня лу­ны Теф­нут и бог солн­ца Шу в египитеской ми­фо­ло­гии) ли­бо как суп­ру­ги. С последним пред­став­ле­ни­ем свя­зан ши­ро­ко распространенный мо­тив свадь­бы Ме­ся­ца и Солн­ца (у индо­ев­ро­пей­цев, сель­ку­пов, ке­тов, аб­ха­зов, центральноамериканских ин­дей­цев и др.). Ши­ро­ко распростра­не­ны ми­фы, объ­яс­няю­щие сме­ну фаз Лу­ны проти­во­стоя­ни­ем свет­ло­го и темно­го на­ча­ла. Ино­гда Лу­на представ­ля­ет­ся ан­та­го­ни­стом Солн­ца, на­сти­гаю­ще­го ее и ре­жу­ще­го свои­ми лу­ча­ми (напр.,в ми­фо­ло­гии на­ро­да сан в Южной Аф­ри­ке). Дру­гая по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нен­ная серия ми­фов – о «лун­ном че­ло­ве­ке», по­се­лив­шем­ся на лу­не, чем объ­яс­ня­ет­ся про­ис­хо­ж­де­ние лун­ных пя­тен. У многих народов на лу­не оби­та­ют ду­ши умер­ших; в ин­ду­из­ме ду­ши от­ды­ха­ют на лу­не в ожи­да­нии но­во­го во­пло­ще­ния.

Лунное божество в мифотворчестве – некое сверхъестественное существо, связываемое с Луной как объектом на небе непосредственно. Лунные божества существуют в большинстве политеистических религий и мифологий. Например, в греческой мифологии лунным божеством была Селена и, в меньшей степени, Даная и Артемида.

Селена (Σελήνη) являлась олицетворением луны (греч. σέλας, «свет», «сияние»). В Риме Селене соответствует богиня Диана (лат. Diana), но посредством Артемиды ; Диана – богиня растительности, подательница света и жизни, подобно греческой Артемиде, которая во многом переняла функции Селены. Поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе приписывали ей все те качества, какие в позднейшее греческое время были присущи Артемиде. Диана считалась богиней охоты, родов, а также сосбственно богиней Луны.

В Римских источниках упоминается и имя Луна (лат. Luna).

Неясно, была ли Луна чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; её имя не упоминается в древнем календаре. Часто замечаемое в римской религии сопоставление мужского и женского божества имело место и в данном случае. Луна почиталась совместно с солнцем, чьим богом был Сол.

С Луной напрямую также ассоциировалась и греческая Геката, конечно же...- богиня магии, всего потустороннего… У древних греков трехдневное отсутствие Луны на небе называлось «днями Гекаты» – Черной Луны.



Луна – единственный естественный спутник Земли и единственное нерукотворное космическое тело помимо Земли, на которое ступала нога человека. Луна – второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца.

Луна привлекала внимание людей с древних времен. Во II в. до н. э. Гиппарх исследовал движение Луны по звездному небу, определив наклон лунной орбиты относительно эклиптики, размеры Луны и расстояние от Земли, а также выявил ряд особенностей движения.

Полученную Гиппархом теорию развил впоследствии астроном из Александрии Клавдий Птолемей во II веке н. э., написав об этом книгу «Альмагест». Данная теория множество раз уточнялась, и в 1687 году, после открытия Ньютоном закона всемирного тяготения, из чисто кинематической, описывающей геометрические свойства движения, теория стала динамической, учитывающей движение тел под действием приложенных к ним сил.

В Месопотамии тщательно изучали движение Луны и кропотливо фиксировали данные.



Луна. Базовые астрологические клише:


— женское начало;

— подсознательные сферы психики; аспекты поведения, определяемые подсознанием;

— реакции органов чувств; проводник чувств и ощущений;

«интимное», личное;

— формы внешнего выражения человеческой индивидуальности; спонтанная импульсивность, выражающаяся в рефлексах и бессознательных эмоциональных реакциях;

— способность к адаптации, позволяющая поддерживать существование за счет гибкого управления поведением (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни); характер и специфика приспособления к непрестанно изменяющимся условиям жизни;

вовлеченность или отстраненность от жизненного потока;

— восприятие; инстинктивная восприимчивость;

— первичные потребности и их удовлетворение (в еде, в жилье, в отдыхе и т.д...); потребность в заботе;

способность принятия или отторжения;

— повседневность вообще, процессы повседневных перемен ; повседневное самочувствие; текущая эмоциональная настроенность;

— бытовые отношения с близкими людьми;

— привычные стереотипы физиологического поведения;

— рефлекторная впечатлительность;

интуиция;

— форма проявления материнских и женских сторон натуры (в женских гороскопах);

— базисное отношение к женщине и к матери (в мужских гороскопах);

— врожденные рефлексы; инстинкты; привычки, выработанные в детстве;

— ощущение безопасности, защиты;

— спонтанные реагирования, мимолетные настроения;

— память; опора на прошлое; воспоминания;

— эмоции;

«зеркало», отражения;

психоанализ;

замена одного другим; чередование; стадии; регулярные, циклические изменения, уменьшение, увеличение, наполнение, расходование;

— чувство телесного комфорта и психоэмоционального благополучия;

— большая подвижность и изменчивость; переменчивость вообще;

— способность к усвоению нового;

— впечатлительность, фантазирование; мечтательность;

расслабленность, отрешенность, лень (пассивность); флегматичность;

таинственность; скрытность; уединение;

— подверженность излишним сомнениям и колебаниям;

— недостаток ощущения безопасности; покинутость, отторжение, эмоциональный холод;

— тревожность, нервозность, раздражительность;

грусть, печаль, меланхолия;

— психические расстройства;

алкоголизм, наркомания;

— иррациональное чувство страха;

— магия, ворожба;

вода, источники.



Комментариев нет:

Отправить комментарий