С поклонением луне (месяцу, также связь с фазами Луны),
связываются важнейшие моменты хозяйственной и обрядовой жизни. Видимое
убывание и прибывание луны ассоциировалось с убыванием и прибыванием
плодородия и других природных сил, ее периодическое
исчезновение и появление – с представлениями о смерти и возрождении.
Во многих культурах особыми
обрядами отмечается каждое новолуние (начало лунного месяца).
Важнейшие годовые праздники (напр., иудейский Пейсах) приходятся на
полнолуние. К новолунию или к первым двум четвертям лунного месяца
приурочивались важнейшие события – свадьба, начало
сельскохозяйственных работ, постройка дома и т. п.; последние же четверти,
когда луна на ущербе, считались неблагоприятными для этих действий.
Полнолуние признавалось наиболее подходящим временем для сбора целебных
трав, любовной, вредоносной и т. п. магии. Повсеместно прослеживается
магическая связь луны с водной стихией (дождем, приливом).
В дошедших до нас мифологиях
луна, как правило, противопоставляется солнцу ; в паре c солнцем она
может выступать как воплощение либо мужского, либо женского начала.
Женская природа Луны обычно связывается с менструальным циклом, приуроченным
к лунному месяцу. Ассоциация луны с женской, а солнца – с мужской
природой наблюдается как в охотничьих (напр., у
центральноафриканских пигмеев), так и в земледельческих (напр., у китайцев
луна связывается с инь в противоположность солнцу, воплощающему ян)
обществах. С другой стороны, согласно
распространенной гипотезе, ассоциация луны с мужским, активным
началом восходит к палеолиту, что связано с ведущей ролью лунных
циклов для измерения времени в охотничьем обществе, тогда как в
неолите, с развитием земледелия и земледельческого солнечного календаря,
основное значение получают солярные культы и лунные культы вытесняются
на второстепенное место и ассоциируются со вторичным, женским началом.
Луна и солнце могут выступать
в мифах как брат и сестра (часто – близнецы, напр., богиня луны Тефнут
и бог солнца Шу в египитеской мифологии) либо как супруги. С последним
представлением связан широко распространенный мотив свадьбы Месяца и
Солнца (у индоевропейцев, селькупов, кетов, абхазов,
центральноамериканских индейцев и др.). Широко распространены мифы,
объясняющие смену фаз Луны противостоянием светлого и темного начала.
Иногда Луна представляется антагонистом Солнца, настигающего ее и режущего своими лучами (напр.,в мифологии
народа сан в Южной Африке). Другая повсеместно распространенная серия
мифов – о «лунном человеке», поселившемся на луне, чем объясняется
происхождение лунных пятен. У многих народов на луне обитают души
умерших; в индуизме души отдыхают на луне в ожидании нового воплощения.
Лунное божество в мифотворчестве – некое сверхъестественное
существо, связываемое с Луной как объектом на небе непосредственно. Лунные
божества существуют в большинстве политеистических религий и мифологий. Например, в греческой мифологии лунным божеством была Селена и, в
меньшей степени, Даная и Артемида.
Селена (Σελήνη) являлась олицетворением луны (греч. σέλας, «свет»,
«сияние»). В Риме Селене соответствует богиня Диана (лат.
Diana), но посредством Артемиды ; Диана – богиня растительности, подательница
света и жизни, подобно греческой Артемиде, которая во многом переняла функции
Селены. Поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе приписывали
ей все те качества, какие в позднейшее греческое время были присущи Артемиде.
Диана считалась богиней охоты, родов, а также сосбственно богиней Луны.
В Римских источниках упоминается и имя Луна (лат. Luna).
Неясно, была ли Луна чисто латинским
божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни
празднеств, ни жреческих должностей; её имя не упоминается в древнем календаре.
Часто замечаемое в римской религии сопоставление мужского и женского божества
имело место и в данном случае. Луна почиталась совместно с солнцем, чьим богом
был Сол.
С Луной напрямую также ассоциировалась и греческая Геката, конечно
же...- богиня магии, всего потустороннего… У древних греков трехдневное отсутствие Луны на небе
называлось «днями Гекаты» – Черной Луны.
Луна – единственный
естественный спутник Земли и единственное нерукотворное космическое тело помимо
Земли, на которое ступала нога человека. Луна – второй
по яркости объект на земном небосводе после Солнца.
Луна привлекала внимание
людей с древних времен. Во II в. до н. э. Гиппарх
исследовал движение Луны по звездному небу,
определив наклон лунной орбиты относительно эклиптики, размеры Луны и
расстояние от Земли, а также выявил ряд особенностей движения.
Полученную Гиппархом теорию
развил впоследствии астроном из Александрии Клавдий Птолемей во II веке н. э.,
написав об этом книгу «Альмагест». Данная теория множество раз уточнялась, и в
1687 году, после открытия Ньютоном закона всемирного тяготения, из чисто
кинематической, описывающей геометрические свойства движения, теория стала
динамической, учитывающей движение тел под действием приложенных к ним сил.
В Месопотамии тщательно изучали движение Луны и кропотливо фиксировали
данные.
Луна. Базовые астрологические клише:
— женское начало;
— подсознательные сферы
психики; аспекты поведения, определяемые подсознанием;
— реакции органов чувств; проводник чувств и
ощущений;
— «интимное», личное;
— формы внешнего выражения
человеческой индивидуальности;
— способность к адаптации,
позволяющая поддерживать существование за счет гибкого управления поведением (умение
приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни); характер и специфика
приспособления к непрестанно изменяющимся условиям жизни;
— вовлеченность или отстраненность
от жизненного потока;
— восприятие; инстинктивная
восприимчивость;
— первичные потребности и их удовлетворение (в еде, в жилье, в отдыхе и т.д...); потребность в заботе;
— способность
принятия или отторжения;
— повседневность вообще,
процессы повседневных перемен ; повседневное
самочувствие; текущая эмоциональная настроенность;
— бытовые отношения с
близкими людьми;
— привычные стереотипы
физиологического поведения;
— рефлекторная
впечатлительность;
— интуиция;
— форма проявления
материнских и женских сторон натуры (в женских гороскопах);
— базисное отношение к женщине и к матери (в мужских
гороскопах);
— врожденные рефлексы; инстинкты; привычки, выработанные в детстве;
— ощущение безопасности,
защиты;
— спонтанные реагирования,
мимолетные настроения;
— память; опора на прошлое;
воспоминания;
— эмоции;
— «зеркало», отражения;
— психоанализ;
— замена одного другим;
чередование; стадии; регулярные, циклические изменения, уменьшение, увеличение,
наполнение, расходование;
— чувство телесного комфорта и
психоэмоционального благополучия;
— большая подвижность и
изменчивость; переменчивость вообще;
— способность к усвоению
нового;
— впечатлительность,
фантазирование; мечтательность;
— расслабленность,
отрешенность, лень (пассивность); флегматичность;
— таинственность; скрытность;
уединение;
— подверженность излишним
сомнениям и колебаниям;
— недостаток ощущения
безопасности; покинутость, отторжение, эмоциональный холод;
— тревожность, нервозность,
раздражительность;
— грусть, печаль, меланхолия;
— психические расстройства;
— алкоголизм, наркомания;
— иррациональное чувство
страха;
— магия, ворожба;
— вода, источники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий