С точки зрения астрономии Лунные узлы представляют собой точки, в которых
Луна пересекает плоскость эклиптики. Эклииптика (греч. Εικλειπτική –
«затменная» линия) – это большой круг небесной сферы, по которому происходит
видимое с Земли годичное движение Солнца относительно звезд. Само слово «Узел»
происходит от греческого sundesmos, что означает просто «связь» или
«закрепление/завязывание» (эклиптика и путь Луны встречаются и соединяются
вместе).
То, что современные астрологи называют Северным Узлом Луны, обычно
называлось «Восходящим Узлом» (anabibazōn) эллинистическими астрологами,
поскольку это точка на эклиптике, где Луна переходит в северную широту. И
наоборот, Южный Узел называется «Нисходящим Узлом» (katabibazōn), потому что
это точка, где Луна переходит в южную широту. В текстах Узлы также иногда
упоминаются как «места затмений» (ekleiptikōn topōn), потому что, когда
новолуние или полнолуние происходит рядом с Узлами, это приводит к солнечному
или лунному затмению, поскольку сами Узлы являются точками пересечения между
тем, что, по сути, является путями Солнца и Луны. Лунные Узлы иногда называют Головой
Дракона (северный-восходящий) и Хвостом Дракона (южный-нисходящий). Названия
Голова Дракона и Хвост Дракона опять же, связаны с тем фактом, что когда Солнце
и Луна находятся в соединении с Лунным Узлом, происходят затмения. Согласно
поверьям многих народов, затмения случаются потому, что какое-то мифическое
чудовище (змей, дракон, демон) проглатывает светило.
Период обращения Лунных Узлов по
эклиптике, равный примерно 18.6 годам, называется саросом, или драконическим
периодом.
Существуют два варианта расчета положений Лунных Узлов. Так называемые
«средние» Узлы Луны движутся равномерно против хода знаков, тогда как
«истинные» Узлы Луны совершают петлеобразное движение и некоторое время идут по
ходу знаков. Разница в эклиптической долготе между «истинными» и «средними»
Узлами Луны может достигать нескольких градусов.
*
В современной астрологии чаще всего под понятием «Лунный узел»
подразумеваются «оба узла» и Лунный узел считается чувствительной точкой на
оси, которая выражает единый принцип. Во внимание берется положение
северного-восходящего Узла (просто – «Узел»). В астрологии Узел рассматривается
как фиктивная точка, не имеющая энергетического наполнения.
Астрологи, которые рассматривают оба Узла, чаще всего используют следующие
характеристики: Северный Узел (его местоположение в гороскопе) характеризует
задачу, стоящую перед человеком, Южный Узел – область уже реализованных задач.
Соответственно, при выборе человеком пути, который предписывает Северный Узел,
он обретет общественную и иную поддержку, а путь, выбранный по Южному Узлу,
будет сложным: человек встретит непонимание. Либо: человек с акцентом Южного
Узла в гороскопе ориентирован на традицию, а человек с акцентом Северного Узла будет
больше заинтересован в новых и, как он считает, перспективных общественных
движениях, чем в традициях.
Однако, стоит отметить следующее: несмотря на то, что Узлы учитывались уже
в первых дошедших до нашего времени греческих гороскопах (I в. до н.э.), т.е.
имеют древнюю историю использования, среди астрологов даже в настоящее время
нет единодушия в их интерпретации.
В индийской астрологии Лунные Узлы – одни из ключевых элементов любого
гороскопа и рассматриваются как полноценные «планеты».
Раху (Северный Узел) – демон в индуизме. Периодически он проглатывает
Солнце или Луну, вызывая тем самым затмения. Раху повелевает обманом и
ассоциируется с мошенниками, ищущими материальных наслаждений, торговцами
наркотиками, отравителями, лицемерием и аморальными поступками и т. п. Раху
играет ключевую роль в усилении власти, превращении врагов в друзей.
Кету (Южный Узел) – изображается с драгоценным камнем или со звездой на
голове, а также ассоциируется с Ганешей и Матсьей – аватарой Вишну в образе
гигантской рыбы. Кету символизирует процесс духовного очищения, часто он
приносит страдания и потери в жизнь человека с целью повернуть его к Богу. Кету
является каракой (индикатором) ума, мудрости, проницательности, непривязанности
к материальному, сверхъестественных способностей.
*
В современной астропсихологии
Узел представляют как связь сознательного (Солнце) с бессознательным (Луна);
т.е, точка пересечения эклиптики (путь Солнца) с лунной орбитой, показывает что
бессознательное в этом «месте» проявляет себя не как
противник, а как партнер сознания, создавая ему фундамент, некую «корневую систему». Либо, сильное сознательное
здесь разрешает действовать бессознательному. Таким образом,
можно предположить, что в точке Узла (место, где стоит Узел в гороскопе) усиливается роль неосознанных (бессознательных) процессов мышления при принятии решений. Это можно сравнить с «великими новшествами», которые никогда
не приходят сверху. Они как бы всегда поднимаются снизу, так же как деревья никогда не
растут вниз, а всегда из земли вверх, если их семена упали однажды сверху (вот такая, почти
поэтическая связь обоих Узлов в одно целое).
Точка Узла – это связь интуитивного (Луна) и рационального (Солнце), которая проявляется в числе прочих и в мировоззрении, когда сделана хоть сколько-нибудь серьезная
попытка сформировать свою установку (стратегию), выяснить для
самого себя, почему и для чего мы так поступаем и
так живем. Мировоззрение – это не что иное
как расширенное и углубленное сознание… Создавая образ мира мыслящий человек изменяет одновременно и себя.
В точке Узла происходит духовный подъем…Здесь может актуализироваться духовное состояние: оно характеризуется высокой продуктивностью воображения, именно предполагая связь сознания и подсознания. Действуют духовные ценности, например, вера: в Бога, идею, добро и т.п... Другой является любовь...Таким образом, «духовное состояние по Узлу», включает в себя сильный эмоциональный момент. А эмоции могут порождать новые идеи. То есть, состояние Узла можно назвать суперинтеллектуальным. В состоянии духовного подъема человек мыслит образами, символами, формируя для себя виртуальный мир. На первое место выходят эмоции и мораль. В состоянии духовного подъема происходит и развитие способностей человека: сознательно осмысленная информация дополняется подсознательной. Появляется и усиливается потребность в новых знаниях, умениях, навыках. Таким образом, идет процесс управляемого развития. В этом случае точку Узла можно условно назвать «точкой специалиста».
В точке Узла очень сильное по природе своей сознательное, то, что в нас доминирует больше всего, на время может
как бы отступать, давая дорогу бессознательному. Стоит отметить, что новое никогда не получали
умышленно, оно появлялось само с течением времени, когда удавалось использовать
бессознательное природное начало, отстранить на это время рациональное
сознание. Для этого нужно, чтобы какой-нибудь фрагмент
фантазий в его развитии становился объектом
отстраненного (от сознания) наблюдения. Благодаря отстранению
рационально-логического сознания появляются новые установки, которые содержат
только иррациональное, новое и непонятное. Это означает расширение, возвышение
и обогащение личности, причем прежние ценности сохраняются. За счет такого
изменения личности наиболее важные проблемы исчезнут, они будут оставлены внизу
благодаря собственному росту вверх, благодаря прогрессирующему духовному
развитию.
В ином случае, при игнорировании такой специфической «работы над собой», место гороскопа, где стоит Узел, становится источником рождения мании эгоизма и мания эта превращается в болезнь. Мания в этом случае, – это уже одержимость сознания бессознательным содержанием, а поскольку сознание не воспринимает бессознательное, то человек не осознает этого недостатка. Особенно опасным одержимость манией величия (или наоборот ничтожества) являет себя в стратегических решениях, когда появляется возможность управлять событиями, внешней средой. Может происходить любое преувеличение своих способностей, что приводит к «параличу анализа», когда выполнение стратегических планов приносит не ожидаемые результаты, а порой даже потери.
Таким образом, многое будет зависеть от уровня сознания индивида, которое
направляет его бессознательное либо в сторону положительных инстинктов: добра, справедливости,
веры, духовности..., либо в сторону негативных инстинктов: вражды, зла,
конкуренции, зависти, «гордыни»...
Считается, что одним из самых важных и одновременно сложных для положения
Узла является 10 поле гороскопа. Здесь все поступки судьбоносны и явно
затрагиваются темы последовательных и активных преодолений внешних ограничений.
Важны стратегический вклад в общественную жизнь, принятие на себя
ответственности за других. Одна из главных задач – постоянное совершенствование
личного мастерства и квалификации.
*
А что думали-мыслили о лунных Узлах древние?
Из книги: Крис Бреннан. Эллинистическая астрология. Исследование судьбы и удачи.
Трактовка Лунных Узлов античными астрологами: Антиох и Валент.
Поскольку Узлы совпадают с точками на эклиптике, где Светила затмеваются, с ними часто ассоциируется ряд негативных коннотаций, особенно когда Солнце или Луна находятся в непосредственной близости или связаны с ними определенным образом. Антиох особо отмечает, что Луне трудно находиться в районе Узлов, потому что именно здесь происходят затмения. Валент говорит, что Узлы «мощные» (dunastikos), и он настоятельно рекомендует не использовать инцепционные карты (т.е. элекции), где Луна находится в соединении, квадрате или противостоит Восходящему Узлу, особенно по градусам. Он говорит, что новые предприятия, которые начинаются, когда Луна проходит над местами затмений, не будут доведены до конца или будут «неполными» (ateles), «непостоянными» (eumetanoētos) и «предметом наказания» (epizēminos). Он, очевидно, основываясь на своем личном опыте, говорит о том, что когда Луна связана с Узлами жестким аспектом, это проблематично в инцепционных картах:
остерегайтесь начинать что-либо: не плыть, не жениться, не встречаться, ничего не начинать, не сажать, не знакомить; короче ничего не делать. То, что было начато, будет сочтено небезопасным или склонным к плохому концу; это будет что-то прискорбное, неполное, наказуемое, тяжкое и недолговечное. Если кому-то подумается в эти дни начать развивать какой-то бизнес, он обанкротится, будет проблематичным, подлежит штрафам, легко разорится и станет камнем преткновения. Даже благодетели, оказавшиеся в этих местах, не делают ничего хорошего. Следовательно, даже без <консультации> с натальной картой, если кто-то остерегается текущих транзитов Луны через Восходящий Узел, он не сделает ошибки.
Далее Валент говорит, что, хотя он давно знал об этом общем правиле, иногда ему все же приходилось инициировать определенные действия, когда Луна была с Узлами или аспектировала их квадратом или оппозицией, и каждый раз он наблюдал, что вещи пошли наперекосяк, возникли задержки и проблемы. Гефастион аналогичным образом говорит, что в инцепциях Узлы указывают на вещи, которые являются неполными, дефектными и могут измениться. В другом месте он говорит, что «Луна становится плохой, когда находится в Узлах или в своей южной широте». В главе Liber Hermetis, которая, очевидно, была взята из Ретория, в одном месте говорится, что Узлы означают «блуждания» (errores) и «нарушения» (turbationem) в жизни натива. В том же тексте говорится, что когда Узлы находятся вместе с любым из Светил, это указывает на вред родителям.
Валент уникален среди
астрологов, говоря, что Восходящий Узел разрушает силу зодиакального знака и
управителя знака, в котором он расположен. Далее он говорит, что это также
верно и для транзитного Узла, и что через какой бы знак он ни проходил в данном
году, его сила будет сломана, так что власть управителя будет полностью
истощена, пока Узел не покинет этот знак.
Реторий о Лунных Узлах.
Узлы упоминаются более ранними авторами лишь эпизодически, и они редко появляются в примерах карт или сохранившихся гороскопах, но ко времени Ретория они, кажется, стали довольно хорошо интегрированными в традицию, хотя относительно них, возможно, сложились иные ассоциации, чем до этого. В работе Ретория Восходящий Узел обычно рассматривается как хороший, когда он находится вместе с благодетелями, и как плохой, когда он находится с вредителями, тогда как, наоборот, Нисходящий Узел рассматривается как плохой для благодетелей, но хороший для вредителей. Хотя у Ретория явно не говорится об этом, возникает соблазн увидеть более позднее средневековое обоснование как часть концептуального обоснования этого, согласно которому Восходящий Узел имеет природу возрастания или увеличения, в то время как Нисходящий Узел имеет характер убывания или уменьшения. Астролог IX века Абу Машар прямо приписал эту концептуализацию «некоторым из ранних авторов». Общая идея состоит в том, что Восходящий Узел хорош для благодетелей, потому что он увеличивает присущую им тенденцию к благодетельности, тогда как он плох для вредителей, потому что усугубляет присущую им склонность к вреду. И наоборот, Нисходящий Узел считался плохим для благодетелей, потому что он уменьшает или отнимает из их естественных положительных качеств, тогда как он хорош для вредителей, потому что он уменьшает или подавляет их естественную склонность к негативу.
К сожалению, не совсем ясно,
насколько этот подход представляет собой более позднее развитие астрологической
традиции во времена Ретория, и действительно ли он сохраняет более старый
материал, который просто не очень хорошо представлен в сохранившемся корпусе
текстов раннего времени эллинистической традиции. У Валента есть короткий, но
наводящий на размышления отрывок, когда он упоминает Узлы в первой
книге Антологии; он говорит, что важно увидеть, связаны ли благодетели
конфигурацией с Узлами, особенно с Восходящим Узлом, потому что в этом случае
натив будет «процветающим и эффективным». Далее он говорит, что даже если карта
натива не указывает на возвышение, аспект благодетелей к Восходящему Узлу будет
указывать на то, что «рожденный будет продвигаться и подниматься до высокого
ранга», по-видимому, подчеркивая понятия продвижения и восхождения. Однако он
продолжает говорить, что когда вредители аспектируют (Восходящий?) Узел, это
указывает на потерю и обвинения. Хотя этот подход напоминает подход Ретория,
неясно, применяется ли этот принцип интерпретации к обоим Узлам одинаково или
он инвертирован, как в случае Ретория. Валент просто говорит посмотреть,
аспектируют ли благодетели Узлы, «особенно» (malista) Восходящий Узел; неясно,
было ли у него явное отличие, используемое более поздними авторами, такими как
Реторий.
Лунные Узлы в тексте Гефастиона.
В другом месте, есть такой же
краткий, но гораздо более наводящий на размышления отрывок из Гефастиона, в
котором сохранен некоторый материал от Доротея об инцепционных картах для
покупки и продажи товаров, который может поддерживать более позднее
использование у Ретория. Гефастион резюмирует принципы следующим образом:
Когда Луна полная, прибавляющая в долготе и широте, в
Восходящем Узле, покупатель на рынке будет платить более высокую цену; но когда
она убывающая, вычитающая в числах и в нисходящем Узле, покупатель будет
платить меньшую цену.
Затем Гефастион
цитирует Доротея из исходного стиховорного текста:
Когда Селена проходит мимо Узла, Ведущего
вверх,
если она, полная света, также увеличивает свой курс в
числах,
[за] все, что вы покупаете, вы дадите больше, чем вам
нужно.
Но следуя по путям, Ведущим вниз, на которых она
убывает,
идет к меньшим, покупка будет легкой.
«Узел, Ведущий вверх» здесь
явно является Восходящим Узлом, в то время как Грамалия говорит, что «пути,
Ведущие вниз», вероятно, относятся к «уменьшению широты к Южному Узлу или
вокруг него». Таким образом, это, по-видимому, довольно явная ссылка,
восходящая к I веку н. э., которая указывает на раннюю концептуализацию
Восходящего Узла, связанного с качеством увеличения, а Нисходящего Узла,
связанного с качеством убывания. Реторий, возможно, еще расширил эту концепцию
или развил ее дальше, чем некоторые из его предшественников, поскольку он,
кажется, упоминает Узлы чаще, чем большинство эллинистических астрологов, но
это показывает, что на самом деле он частично опирался на уже сложившуюся
традицию, связанную с Узлами. Однако, возможно, это был только один способ
концептуализации Узлов, который в некотором смысле мог представлять
альтернативный подход, основанный на символическом значении увеличения и
уменьшения широты Луны. Другая точка зрения основывала интерпретацию на
ассоциациях Узлов с затмениями, которые рассматривались как зловещее и
тревожное явление.
Другие измышления древних.
Ал-Бируни о воздействии
Лунных Узлов в гороскопе:
(§383, Книга наставлений)
Многие астрологи приписывают восходящему и нисходящему
Узлам определенную природу, говоря, что первый из них горячий и благоприятный и
обозначает увеличение во всех вещах, тогда как второй из них холодный,
злотворный и сопровождается уменьшением влияний. Это связано с тем, что
вавилоняне считали восходящий узел усиливающим воздействие как благотворных,
так и злотворных планет, но не каждый примет эти утверждения, ибо данная
аналогия кажется довольно натянутой.
Абу Али аль-Хайят о положении Узлов в гороскопе (дом = знак от Асц):
I дом:
голова дракона здесь означает власть и удачу;
хвост — удары судьбы, разрушения, препятствия в начинаниях + повреждает
один глаз.
II дом:
голова — приумножение имущества, большое везение;
хвост — нищета и упадок.
III дом:
голова — влиятельные и успешные братья, а также вещие сны;
хвост — вред для братьев и сестер, их уничтожение.
IV дом:
голова — щедро дарует выгоду, увеличивает прочность (имущества);
хвост — уменьшает наследство от отца, дает много бесплодной работы.
V дом:
голова — большое количество детей, защита от несчастий;
хвост — потеря и смерть детей, множество происшествий с ними.
VI дом:
голова — крепкое здоровье, много слуг, множество животных и выгода от
всего этого;
хвост — болезни, вредящие слуги, хилые животные и отсутствие пользы от
них.
VII дом:
голова — дружба с женщинами;
хвост — разногласия в браке и сильные враги.
VIII дом:
голова — защищает от опасностей;
хвост — постыдная смерть, потери.
IX дом:
голова — расскажет о вере и убеждениях натива (согласно состоянию тех
планет, которые связаны с головой);
хвост — большие изменения, неправильные убеждения («плохая вера»).
X дом:
голова — большой успех в профессии;
хвост — угнетение, убытки, ненужные поездки.
XI дом:
голова и хвост дракона в 11 знаке дают много тяжелой работы и мало отдыха.
XII дом:
голова — сильные и многочисленные враги, многочисленное зло и бедность;
хвост — неудачи в борьбе с врагами, их нищета и никакой пользы от
всего этого.
Выдержки из «Трактата об
астрологических суждениях по картам рождения мужчин и женщин» Лука Гаурико (1475-1558).
Голова Дракона (Северный
Лунный узел).
Голова Дракона в Асценденте
означает возвышение и удачу, почет от влиятельных людей и особо от начальства.
Во втором доме —
увеличение богатства и удачу. Рожденный не будет бедным и получит наследство
или сделает церковную карьеру, будет богатым и жадным.
В третьем доме сделает
братьев благородными, даст возвышение через церковные дела, сделает начальников
богобоязненными, и короткие поездки — удачными.
В четвертом доме даст
стабильность в делах и большое богатство, рожденный найдет богатство или
немыслимое благо, сделает отца знаменитым и долгожителем. Если при том окажется
в водном знаке, даст затруднения в упомянутых делах.
В пятом доме даст
многочисленное потомство, счастливое и здоровое, большое богатство. Рожденный
будет доверенным лицом и будет защищен от опасностей. Будет любить дорого
одеваться.
В шестом доме освободит
рожденного от недугов, даст многочисленных слуг.
В седьмом доме даст благодать
рожденному и силу с женщинами, красивую жену и уважаемую и радостную старость.
Иногда дает проблемы с глазами.
В восьмом доме даст кипучую
жизнь, немного брезгливости и печали, богатство, наследство и почести.
Рожденный будет независим и скорее расточителен, чем жаден.
В девятом доме сделает
рожденного преданным и надежным, успешным в своих делах, в путешествиях найдут
славу, почет и счастье, но и несчастливым с братьями и сестрами. Сны будут
правдивыми.
В десятом доме сделает
рожденного надежным и высокопоставленным, заработающим почет и славу
собственными силами и талантами. Рожденный проживет долго и жизнь пройдет в
почете.
В одиннадцатом доме даст
дружбу с влиятельными людьми, и почет и пользу от этой дружбы, но несчастья с
потомством.
В двенадцатом доме даст удачу
в скотоводстве, но неудачу со слугами. Даст влиятельных тайных врагов и
ограниченность в средствах.
*
Комментариев нет:
Отправить комментарий