Божественные управители знаков Зодиака по Манилию («Астрономика»).
После всего сказанного о чем пойдет речь? О божествах — покровителях созвездий, о том, кому какого бога назначила природа, дав великим добродетелям божественное воплощение, соединив в богах священные силы, дабы личность придала весомость понятиям.
Паллада (Афина) –
покровительница Овна ;
Цитерея (Киферея-Афродита-Венера)
– Тельца ;
Феб (Аполлон) – стройных
Близнецов ;
Меркурий (Гермес) – Рака ;
Юпитер (Зевс) и Мать богов
(Кибела) владеют Львом ;
Дева принадлежит Церере
(Деметра) ;
Весы – сделавшему их Вулкану
(Гефест);
воинственный Скорпион отдан
Марсу (Арес) ;
Диане (Селена) – охотник,
полумуж-полулошадь (Стрелец);
Веста (Гестия) греет ущербные
звезды Козерога;
напротив Юпитера – звезды
Водолея, принадлежащие Юноне (Гера);
Нептун (Посейдон) объявляет своими эфирных Рыб.
Это знание очень пригодится
тебе, когда в будущем ты мысленно помчишься среди созвездий и будешь везде и
всюду искать аргументы в пользу нашей науки...
*
Зловредные градусы по Манилию («Астрономика»).
Овен :
4,6,7,10,12,14,18,21,25,27.
Недобры четвертая и шестая части Овна, как и седьмая и десятая; такова же двенадцатая и те, что насчитывают дважды семь и дважды девять; добавь к ним двадцать первую, двадцать пятую и еще двадцать седьмую.
Телец: 9,13,17,22,24,26,28,30.
Зло несут девятая часть Тельца, третья и седьмая после десяти, дважды одиннадцатая и двенадцатая, дважды десятая и еще дважды третья, та, что лежит за две от тридцатой, и тридцатая.
Близнецы:
1,3,7,15,19,21,25,27,29.
В Близнецах болезнетворны первая и третья части, седьмая не лучше, и столь же вредна трижды пятая; дважды десятая без одной и с одной добавленной несут зло, как и двадцать пятая, и через две от нее, и через четыре.
Рак: 1,3,6,8,11,15,17,20,25,27,29.
Ни первая, ни третья части Рака не свободны от зла, ни шестая; восьмая, десятая с одной и трижды пятая не добрее; седьмая после десяти и двадцатая несут горе и пятая, седьмая и девятая после двадцатой.
Лев: 1,4,10,15,22,25,28,30.
Страшно прикосновение первой и четвертой твоих частей, Немеец; дважды и трижды пятой небо отказало в благости, как и двадцать второй; третья от нее несет зло, и та, что за две до последней, и тридцатая.
Дева: 11,16,14,18,21,24,30.
Ни первая, ни шестая, ни четвертая, ни восьмая после десятой части Эригоны не несут добра; бойся следующей за двадцатой и двадцать четвертой, и тридцатой, закрывающей знак.
Весы: 5,7,14,17,24,27,29,30.
Бесполезны пятая и седьмая части Клешней, третья после одиннадцатой, седьмая, соединенная с десятой, двадцать четвертая и двацать седьмая, двадцать девятая и тридцатая, закрывающие знак.
Скорпион:
1,3,6,10,15,22,25,28,29,30.
В Скорпионе (преступны первая и третья части, шестая, десятая, трижды пятая, дважды одиннадцатая и пятнадцатая, двадцать пятая, двадцать восьмая и двадцать девятая.
Стрелец:
4,8,12,16,20,24,26,28,30.
Если судьба тебе изменит, не выбирай четвертую часть Центавра, избегай восьмой, дважды шестой и дважды восьмой; дважды десятая наполняет воздух тревогой, как и дважды двенадцатая, и дважды тринадцатая, и четырежды седьмая, и тридцатая.
Козерог: 7,9,13,17,19,25,27.
Нежелательна седьмая часть Козерога; девятая такова же, как третья после десятой и недосчитывающие трех до двадцатой и одного, и превосходящие двадцатую на пять и на семь.
Водолей: 1,11,13,15.19,21,25,29.
Греховна первая часть вечно льющего воду Водолея; прокляты первая после десятой, третья, пятая и девятая, первая после двадцати, двадцать пятая, и, на четыре ее превосходящая.
Рыбы: 3,5,7,11.17,25,27.
Страшны третья, пятая, седьмая части Рыб, а также одиннадцатая
и семнадцатая; бойся также пять раз повторенной пятой и той, что на два
превышает ее число.
Вот части, которые делают бесплодными холод или огонь,
или сухость или излишнюю влагу, если быстрый Марс метнет в них пламя, Сатурн
обдаст морозным холодом, Феба (Луна) наполнит росой или Феб (Солнце) иссушит.
Да не остановишься ты только на знании внушающих
беспокойство частей знаков; есть такие, чье влияние меняется со временем: на
восходе они обретают особую силу, затем теряют ее (прим.: не поясняется какие).
(Прим. Имеются в виду положения этих в планет в перечисленных градусах).
*
Домификация по Манилию («Астрономика»).
Трудно сказать, имеем ли мы
дело с развитием представлений об астрологической значимости отдельных участков
неба или с наследием иной традиции, когда обращаемся к еще одному кругу описанному Манилием в
третьей книге «Астрономики», – «кругу дел». Этот круг явно отличается от
описанного во второй книге: первый неподвижен, положение второго определяется
фактически взаимным расположением Солнца и Луны. По сути, – это одна из
древнейших систем домов, и является она системой равных домов от Колеса (жребия) Фортуны. Манилий
подчеркивает, что при дневном и ночном рождении расчет Колеса
Фортуны будет разным:
Асцендент + Луна - Солнце
(дневное рождение)
Асцендент + Солнце - Луна
(ночное рождение)
Дальнейшее изложение
позволяет двоякую интерпретацию: то ли первый дом (простирающийся на 30° дуги, как и все остальные дома) начинается в градусе Колеса Фортуны, то ли он
занимает весь зодиакальный знак, в котором находится Колесо Фортуны. Видимо,
Манилий все же подразумевал второй вариант, в котором куспиды
домов и знаков совпадают.
Кстати, дома в этой системе
называются «атла» (или «атлон» в ед. числе), что означает «борьба», «тяжкий труд». Им же назывались и «подвиги Геракла». Трудно сказать, почему именно этим термином стали обозначаться 12
делений, соответствующих, точнее, поставленных в соответствие основным аспектам
человеческой жизни и деятельности, но, как явствует из дальнейшего, именно этот
круг служит основой для построения гороскопа.
Эта оригинальная система из 12 атла была впоследствии утеряна и забыта.
Особого внимания эта древняя система заслуживает потому, что в ней значения
атла резко отличаются от значений домов во всех остальных системах домов.
12 домов-атла Манилий интерпретирует следующим образом:
I : Первая доля дана Фортуне — это имя присудила ей наша
наука, ибо тут содержатся основы хозяйства: сколько у человека рабов и земли,
сколь большие дома он возведет — согласно сочетанию блуждающих звезд небесных.
II : Далее — место военных
дел, исход сражений ц походов на чужие города.
III: Третья часть говорит о
делах на службе городу — тоже сражениях, но на гражданском поприще, и
надежности родственных связей; здесь определяются узы дружбы, обязанности,
часто зря исполняемые, награда за отправление обрядов, смотря по
благосклонности и согласию планет и неба.
IV : Четвертая часть отведена
природой суду и законам: течение речи адвоката, обвиняемый, тем внимательнее
следящий за словом и действиями защитника, чем сильнее зависит от них, судья,
разъясняющий присутствующим тонкости закона и слушающий споры с обычной
строгостью: арбитр правды, лишь правдой он руководствуется. Все, чего может
достичь в суде красноречие, сосредоточено в одном месте и подчинено воле властвующих
отланет.
V : Пятое место среди знаков
отведено браку, связям компаньонства, гостеприимству и дружбе.
VI : Шестое — боги назначили
накоплениям и благополучию: как велики одни и длительно другое, смотря по воле
планет, властвующих в храме.
VII : Седьмое место будет источником бед и
опасностей, если такой приговор вынесут находящиеся в знаке звезды. VIII : В
восьмой части заключено положение в обществе, благородство рождения и
репутации, популярность и почести.
IX : Девятая часть занята
вопросами продолжения рода: родительские тревоги, волнения и проблемы
взращивания и воспитания детей.
X : Соседняя часть определяет
уклад жизни: семейные традиции, рвение, с которым слуги выполняют суровые
приказы, наш собственный характер.
XI : Содержание одиннадцатого
места наиважнейшее: оно постоянно контролирует наше существо и силы, наше
здоровье, то защищенное от болезней, то им подверженное, согласно влиянию
планет и небес. Никакое другое место не определит время и средства лечения,
когда надо оказывать помощь и готовить спасительное лекарство.
XII : Последняя часть замыкает круг и подводит итоги: исполнятся ли обеты, будет ли достигнут успех в науках и искусствах. Должен ли человек предлагать свои услуги другому, вступит ли в горькие тяжбы в суде, будет ли искать счастья в море, доверившись ветру, возложит ли, как жнец, надежду на Цереру или виноградарь положится на Вакха, льющего сладкий сок из крупных виноградин, определится ли день и час, если планеты в своем движении займут благоприятное положение.
*
Характеры по Манилию («Астрономика»).
Зачем проводим мы жизнь в
волнениях, муках страхов и пустых вожделений, преждевременно старясь от
беспрерывных тревог, сокращая свои дни попытками их продлить; наши желания не
знают предела и их исполнение не приносит удовлетворения; мы лишь стремимся жить,
но не живем. Мы обедняем себя желанием иметь больше, чем имеем, не радуясь
тому, что у нас есть, но сожалея о том, чего у нас нет. Хотя природа наша
требует малого, мы все увеличиваем высоту, с которой нам предстоит упасть,
обращаем наши приобретения в роскошь и страх ее лишиться и наибольшую ценность
имущества видим в возможности его растранжирить. Снимите тяжесть с души, о
люди, избавьте себя от пустых вожделений, свою жизнь – от забот! Миром правит
Судьба, законы ее незыблемы, ход событий предопределен на долгие времена,
рожденные – смертны, начало решает
исход. Судьба – источник богатств и власти и более частой бедности, характеров
и способностей людей, их пороков и достоинств, потерь и обретений. Нельзя иметь
то, в чем она отказала, то, что дала, – неотъемлемо. Невозможно ни поторопить,
ни отвратить судьбу мольбами; каждый получает свое. Ибо, если бы закон Судьбы
не правил миром, отступил ли бы огонь перед Энеем, Троя, спасенная благодаря
спасению родного мужа, возродилась ли бы в самый день своей гибели? Вскормила бы обреченных братьев волчица Марса,
вырос бы Рим из хижин, привели бы пастухи грома Юпитера на склон Капитолия, был
бы мир побежден испытавшими поражение? Погасил бы Муций огонь своей кровью, вернулся бы победителем в
город? Закрыл бы одноглазый Гораций мост и город от врагов, разорвала бы дева
договор, подчинились бы три брата достоинствам одного? Не армия одержала
великую победу: участь Рима решил один воин, хотя судьбой назначено Риму править
миром. Говорить ли о Каннах, оружии врага у стен Города, бегстве Варра, и
промедлении Фабия после твоего озера, Тразимена; познав победу, стены Карфагена
склонились под ярмом победителей, Ганнибал, решив, что попал в наши тенета,
искупил бесславной гибелью гибель своего племени. Прибавь битвы в Лации, войну
римлян друг с другом, кимвров, плененных Марием, Мария, плененного в темнице.
Столько раз бывший консулом, затем ставший изгнанником, затем снова консулом,
переживший падение, равное падению Ливии из руин Карфагена, он восстал на завоевание
Города. Ты, великий, победивший Митридата, отвоевавший моря, трижды удостоенный
триумфа за победу над миром, могущий сравниться с другим Величайшим, кто мог
поверить, что ты погибнешь бесславно у берегов Нила и погребальным костром
твоим станет корма разбившегося корабля? В чьей, как не Бога, Судьбы власти
свершать подобные перемены? Ты, рожденный небом и на небо вернувшийся,
победивший в гражданских войнах и, облачившись в тогу, правивший по созданным
тобой справедливым законам, – ты не смог избежать столько раз предсказанного
удара: на глазах всего Сената, в правой руке сжимая список имен, ты кровью
своей доказал могущество рока. Зачем перечислять поверженные города,
низвергнутых царей, Креса на погребальном костре, лежащее на берегу тело
Приама, лишенного права даже сгореть в родной Трое? Говорить ли о Ксерксе, испытавшем
крушение, более страшное, чем можно испытать на море? Или о нем, рожденном пленницей
и ставшим царем Рима; об огнях, вырванных из огня; о пламени, пожиравшем храм,
но отступившем перед воином? Как часто захватывает смерть молодое здоровое
тело, как часто избегает других по воле звезд! Иные возвращались из могил и
обретали вторую жизнь, иные едва имели одну. Легкий недуг убивает, тяжкий
проходит; искусство отступает, опыт бессилен, забота вредит, пренебрежение
способствует выздоровлению; яства вредят, яды оберегают. Одни позорят предков,
другие возвышают своим гением свой род; одни разоряют, другие обогащают семьи.
Один, горя любовью, смог победить море и погубить Трою, чело другого склонилось
над составлением законов. Дети губят родителей, родители – детей, братья вооружаются
для братоубийственной войны. Но это не человеческая война: судьба заставляет
людей сражаться и калечить друг друга. Не всякая звезда рождает Дециев, не
всякое время – Камилла, или непобежденный поражением ум Катона; для этого есть
материал, но не дозволение закона. Как бедность не сокращает жизнь, так
богатство не сделает ее слишком долгой; судьба уносит тело из парадного зала,
бросает на погребальный костер, сводит в могилу знатнейших. Вот царь, правящий
царями! Бывает, что добродетель бедствует, а порок торжествует, дурной совет
принимается, предусмотрительность проигрывает; Судьба не изучает дел, не
оценивает достоинств, но идет своим путем, ни для чего не делая исключения.
Значит, есть другой, величайший, нас ведущий и «правящий нами, дающий людям
свои законы, распределяющий между рождающимися по своей воле годы и превратности
жизни. Часто звериное тело смешано с человеческим, но это не свойство семени:
что общего имеет наша человеческая природа со звериной? Когда греховное зачатье
каралось рождением чудовища? Звезды меняют формы, небо смешивает черты. Если
нет Судьбы, как поддерживается порядок и почему события происходят в назначенный
момент? Все это сказано не затем, чтоб оправдать зло и лишить добродетель
наград, которых она достойна. Мы не меньше ненавидим ядовитые травы потому, что
убийственна их природа, а не воля, не меньше любим сладкие блюда за то, что
сладость дают им плоды, из которых они приготовлены, а не их желания. Так и
человеческие достоинства тем славнее, чем больше должно благодарить за них
небо, а пороки тем ненавистнее, ибо с ними люди родятся. Злодеяние, где бы ни
совершилось оно, есть злодеяние. Такое понимание Судьбы также дано мне Судьбою.
Теперь я опишу по порядку
характеры, склонности, знания и способности, даваемые людям созвездиями.
Богатый шелковистым руном
Овен, лишенный его, всегда надеется обрести новое; после крушения он
поднимается к новым благам, чтобы снова пасть, и снова произносит обеты; людям
он отдаст то, что имеет, и многим, связанным с шерстью, одарит своих детей:
умением обработать сырую шерсть, прясть тонкую нить, создавать ткани, шить и
дорого продавать разные одежды, без которых не могут обойтись люди, не говоря о
любителях роскоши. Так почтенно это искусство, что его сочла достойным своих
рук сама Паллада, гордившаяся победой над Арахной. Это и похожие таланты даст
Овен своим детям, и вечные сомнения в трепетном сердце, и вечное желание
продать то, чем они обладают.
Телец даст земле простодушных
пахарей, им самим – мирный труд. Им не нужно будет иной награды, кроме
плодородия земли. Так он сам склоняет среди звезд свою шею, словно просит о
ярме для плеч своих. Принося шар Феба на рогах, он объявляет начало битвы с
землей, сам возглавляет ее, заставляет иссохшую почву стать плодородной как
прежде и не приляжет на борозде и не позволит своей груди отдохнуть в пыли. Он
взрастил Серрана и Курия, пронес через поля знак консульской власти, привел
диктатора от плуга к боевому коню. Его дети рады тайной любви; их мысли и тела
медлительны, тяжеловесны и здоровы, в их душе живет дитя – Купидон.
Не так тяжек труд Близнецов,
нежнее их жизнь, наполненная сладкими звуками флейт и струн и словами,
созвучными музыке. Сам труд для них в радость. Зов оружия и военных труб им
ничто, как и печальная старость. Они полны беззаботности и вечно юной любви. Они
открывают дороги в небо, рисуют мерами и числами картину мира, обгоняя звезды.
Природа уступает их многогранным талантам.
Рак сверкает у пика мира,
который Солнце огибает в вершине своего пути, владеет сочленением неба и
изломом света. Сильный духом, не склонный к трудам и ремеслам, он оделяет
жаждой и умением получать прибыль: продавать в городах иноземные товары, сбыть
по высокой цене хороший урожай, дорого продавать по всему миру во всем мире
изготовленные вещи, связать торговыми узами неведомые друг другу страны, искать
под новым солнцем новую добычу, из высоких цен быстро составить богатство,
жаждущим лености или развлечений продать услады разных времен года, торгуя,
словно Юпитер, временем. Острый ум детей Рака направлен на выгоду.
Кто усомнится в характере
огромного Льва и умениях тех, кто рожден под его звездой? Они всегда готовы к
новым битвам, новым схваткам с хищниками, живут охотой и звероловством. Они
рады украсить свои дома великолепными шкурами, выставить у дверей плененных
животных; они несут в леса ужасную тишину и живут добычей. Их дух безудержен:
они гордо пройдут по центру города с караваном зверей, повесят отрубленные лапы
у входа в таверну, сочтут схватку роскошью, убийство –выгодой. Но сила их души
и мудрое слово усмирят ярость «их сердец, столь же пылких, сколь простых и
чистых.
Эригона ведет тех, чей
жизненный путь она определяет, дорогой познания; она дает им мудрую душу и ум,
открытый искусствам, склонный не столько к поиску богатства, сколько к познанию
сути вещей. Она награждает даром красноречия, дает власть над звуками и умственный
взор, способный проникать в скрытый смысл творений природы. Быстрой рукой они
пишут знаки, равные словам, опережая речь оратора, и создают новые кратчайшие
изображения слов. Но (добро и зло неразлучны) стыдливость в юные года сдержит,
стеснит могучую натуру: Деве свойственно опасаться препятствий и авторитетов.
Рожденные под этими звездами будут бесплодны, что присуще Деве.
Клешни, равняя ночь, приносят
вновь, после года ожидания, спелые дары Вакха и учат своих детей производить
измерения любого свойства; равняясь искусством с Паламедом, они сопоставляют
вещам числа, числам – названия, верными знаками записывают точные меры; они
заново запишут таблицы законов и установленное право, легко изображая знаками
мудрые слова; они знают, что дозволено и какое наказание следует за какой виной
и будут пожизненными преторами своего рода. Никакие другие звезды не могли дать
жизнь Сервию – справедливому реформатору законов. Любое спорное дело, требующее
мудрого арбитра, решат дети Весов.
Вооруженный остроплетным
хвостом, Скорпион, ведя по своим звездам колесницу Феба, взрыхляет землю и опускает
семя в борозду. Он рождает души, жаждущие битв и лагерей Марса; эти кровожадные
натуры рады не столько добыче, сколько сечи. Они и мирное время проводят с
оружием в руках: прорубают просеки и проникают в чащу лесов, сражаются то с
людьми, то с хищными зверями, продают себя для кровавой схватки на арене и,
если нет войны, сами находят себе врагов. Они любят и военные игры и потехи
(так велика их тяга к битвам), посвящают досуг изучению военного дела и всех
связанных с оружием искусств.
Те, кому выпал жребий
родиться с двутелым Центавром, рады подчинить себе мчащуюся колесницу,
заставляя горячих лошадей быть послышными воле узды, следовать за пасущимися в
поле табунами, укротить любого, кто принадлежит к четвероногому племени:
смягчить ярость тигра и свирепого льва, управлять слоном, заставлять эту
громаду быть послушным человеческому слову, так же как человеческая часть
созвездия, возвышенная над звериной, подчиняет ее себе. И так как Центавр вечно
несет острую стрелу на натянутой тетиве тугого лука, он делает тело сильным, ум
острым, движения быстрыми, а дух несгибаемым.
Веста согревает твои
пронизывающие огни, Козерог, и от нее исходят даримые тобой таланты и свойства:
в твоей власти находится все, что требует огня или разжигания нового пламени.
Искать скрытые металлы, вскрывать рудоносные жилы, верной рукой удвоить
ценность их сокровищ – вот твои искусства, как и производство серебра или
золота. Горны, где плавится раскаленный металл, литейные формы Цереры, где он
обретает облик, – твои дары, как и теплая одежда и другие вещи, прогоняющие
холод, ибо ты всегда служишь зиме, заставляешь отступить достигшую вершины ночь
и, удлиняя свет, даешь рождение году. Поэтому твои дети беспокойны и
непостоянны; первая часть твоего знака служит греховным радостям Венеры,
вторая, рыбья, обещает спокойную старость.
Тот, кто изливает поток из
перевернутой чаши, также дарует искусства, свойственные ему, юному Водолею:
находить подземные воды и выводить их на поверхность, достигать струями звезд,
заново сработанными ради роскоши берегами дразнить море, создавать рукотворные
озера и потоки, обращать к дому издали текущие реки. Тысячи под ним обитают
дел, связанных с водой; вода заставит двигаться даже лицо мира и обитель звезд
и даст новое вращение небу. Никогда не утомят сынов Водолея труды, связанные с
водой и источниками. Дети его звезд – люди приятные, с мягким характером,
беззлобные; легко переносят они невзгоды и не гонятся за богатством, не нуждаются
в нем. Такие свойства изливает чаша.
Рожденные под знаком Рыб-близнецов
посвятят себя морю, доверят жизнь глубинам, добыв корабли и снаряжение и все,
что нужно мореплавателю. Бесчисленны их умения: едва ли можно назвать все, что
моряк должен знать. Добавь науку кораблевождения, достигшую звезд, соединившую
море и небо, знание морей и портов, ветров и климата, умение легко владеть
рулем, смирить ход корабля, избегая встречных течений, медленно маневрировать,
идя на веслах. Им нравится бороздить сетями спокойные воды и выносить на берег
плененных жителей глубин, попавшихся на крючок с тфиманкой или в хитро
расставленную ловушку, вести бой на море и во время жаркой морской битвы
окрашивать волны кровавым цветом. Они и их потомки плодовиты, привлекательны и
дружелюбны, их движения грациозны, а жизнь полна перемен.
Так, когда Овен, вставая из
волн, являет изогнутую шею прежде, чем рога, он дает жизнь сердцам, никогда не
довольным тем, что они имеют, вечно жаждущим новой добычи: таковы их дерзания.
Так он сам нападает, пригнув рога и либо погибает, либо побеждает. Жизнь в
спокойных местах среди мирных радостей не по ним: они вечно странствуют по
незнакомым городам, пересекают неведомые моря; они – гости мира, чему порука – сам Овен, однажды
он пересек стеклянное море, окрасив его золотом, и на своей спине доставил
лишившегося сестры Фрикса на берега Фасиса и в Колхиду.
Рожденные с рождением первых
звезд Тельца будут женственны. Причину не надо искать долго, если богами позволено
искать причину велений природы: Телец встает задом наперед и приводит легкое
звездное облако божественных дев Плеяд. Его дети также одарены любовью к земле
и рады переворачивать плугом почву полей.
Когда равные части Близнецов
находятся над океаном, то в его волнах рождаются люди, склонные к наукам и
умелые в искусствах. Их сердца полны не мрачности, а сладкого очарования,
голоса красивы. Они извлекают нежнейшие звуки из цитры, и в их песне звучит их
душа.
Когда встает часть Рака,
затемненная черной тучей, словно огни его истощены Фебом, звезды обессилены и
омрачены, рожденные в этот момент лишены будут света и осуждены на двойную
погибель: сами они себя похоронят при жизни.
Родившиеся тогда, когда Лев
целиком встает над гребнями волн и возносит в небо огромную пасть, виновные
перед предками и потомками, живя лишь для себя, не оставят в наследство созданного
ими, но поглотят то, что им оставлено. Такой голод, такая жажда пищи жестоко
правит их духом, что никогда не могут они удовлетвориться и готовы растратить
даже свой погребальный обряд и могилу.
Встает Эригона, справедливо
правившая в давние века и бежавшая от греховности мира, и оделяет своих детей
высшей силой и высшим положением, давая правителям законы и святое право и
божественное целомудрие, почитаемое в храмах богов (Дева).
Когда вместе с осенью в небо
восходят Клешни, благословен родившийся под коромыслом Весов! Как судья он будет
решать в пользу жизни или казни, подчинит мир власти своих законов. Города и
царства будут трепетать перед ним, и после земного они будут творить небесное
право.
Рожденный тогда, когда
Скорпион поднимает звезды, отмечающие край его хвоста, наполнит мир городами;
плугом, запряженным парой быков, он очертит пределы будущих стен или станет
превращать города в поля, разрушая их до основания, так что зерно будет зреть
там, где стояли дома. Таковы их назначение и сила.
Когда поднимается верхний
край одежды Стрельца, родятся люди, отдающие свои светлые души войне; лук будет
вести великих вождей к великим победам, великим триумфам перед лицом родного
города. Они будут разрушать и возводить города. Но слишком благосклонная к ним
Фортуна начинает испытывать зависть и оставляет ужасные отметины на их челе.
Так победивший в страшных битвах при Требии, Каннах и Озере еще до своего
поражения заплатил за эти победы ужасную цену.
Острый конец хвоста Козерога
обрекает на морские сражения и кораблевождение – дела суровые, всегда грозящие гибелью.
Если ты встретишь человека
добродетельного, благочестивого, чистого, будь уверен, что он рожден был с
первыми звездами Водолея.
Дабы не осталось скрытым,
какие души рождает начало Рыб: оттуда исходит злобная болтовня, ядовитые языки,
всегда готовые сообщить новому слушателю дурное, виновные перед народом в том,
что всегда стремятся обвинить народ в двуязычии. Рожденные этими звездами не
внушат и не заслужат никакого доверия, а их вожделения заставят их, воспламенив
их души, пройти сквозь огонь. Превратившись в рыбу, Цетерея плыла в глубоких
водах Вавилона, спасаясь от змееногого крылатого Тифона, и потому одарила
чешуйчатых Рыб своим огнем. Рожденные под двойными Рыбами будут не одиноки: они
станут либо братьями, либо нежными
сестрами, либо матерями близнецов.
*
Марк Манилий (лат. Marcus
Manilius; I век) – римский астролог, поэт и «философ» I
века нашей эры, эпохи Августа и Тиберия, автор
одной из первых сохранившихся книг по философии астрологии
(в
прикладном контексте также) «Астрономика»
(«Astronomicon»), написанной в лирической,
стихотворной форме. Никаких подробных сведений о
жизнедеятельности Марка Манилия не
сохранилось.
Известно только, что Манилий был стоиком по своим убеждениям, хотя «Астрономика» обнаруживает заметное влияние поэмы Лукреция «О природе», в которой тот проникновенно проповедует эпикуреизм. В поэме Манилий обнаруживает склонность к риторике и подчас ему удаются выразительные описания, но прозаическая тема не дает возможности блистать поэтическому мастерству. Поэтому к Астрономике, хотя она и входит в число классических произведений, обращаются очень редко. В основном её цитируют, собственно, астрологи, – как учебник по базовым принципам астрологии (хотя назвать таковым его можно с очень большой натяжкой ?).
Дидактическая поэма «Астрономика» разделена на пять
книг.
В I книге дается обзор
представлений о возникновении вселенной и описывается звездное небо; особое
внимание уделено кометам – вестникам грядущих бедствий. II книга посвящена
теоретическим основам аcторологии. В III книге Манилий рассказывает о принципах
работы с зодиакальным кругом. IV книга рассказывает о влиянии знаков зодиака на
характер людей, род деятельности. V – об астрологическом значении
незодиакальных созвездий.
Стоит отметить, что во второй книге «Астрономики» автор переходит к описанию некоторых свойств знаков Зодиака, особо выделяя
тропические, т. е. те, в которых находятся точки равноденствий и солнцестояний.
Хотя Манилий называет мифы о
происхождении созвездий «сказками, созданными Землей, чтобы украсить небо, от
которого она зависит», свойства и влияние знаков во многом определяются
персонажами и животными, в честь которых они названы. Этот факт заслуживает
внимания: этнографы отмечают, что находящиеся на примитивной стадии развития
народы выделяют и называют звезды и группы звезд, ориентируясь в основном на
совпадении их утреннего или вечернего восхода, кульминации в определенное время
суток и т. д., сообразуясь с важными для хозяйственной деятельности моментами в
жизненных циклах домашних и промысловых животных, созреванием растений и
другими подобными факторами. У более развитых народов эту связь проследить уже
труднее, особенно если имеет место смешение традиций, как в случае культур
Средиземноморья и Востока.
Также он упоминает Божества – покровители «Созвездий –
Знаков Зодиака» (во времена Манилия они являлись равноценными).
В третьей книги Манилий
приводит греческое название 1/12 части некоего круга
– «атлон», что означает «борьба», «тяжкий труд» («круг дел»). Им же назывались и «подвиги Геракла». Это интересно, потому как, видимо, заимствовано от
месопотамцев, у которых 12-месячный календарь (Ниппурский календарь) похоже был
связан с „приключениями-путешествиями” героя Гильгамеша (Емельянов В.В. «Ниппурский
календарь и ранняя история Зодиака»).
Этот круг явно отличается от
описанного во второй книге: первый неподвижен, положение второго определяется
фактически взаимным расположением Солнца и Луны. Эта ситуация наводит на мысль,
что мы имеем дело с забытой моделью, служившей когда-то и кому-то для
астрономических целей, может быть, для предсказания затмений. Либо это предтеча того,
что сейчас называется «домификацией», потому как явствует из повествования, именно этот круг
служит основой для построения полноценного гороскопа (зодиакальный круг +
«сетка полей/домов»).
«Астрономика» впервые напечатана Региомонтаном в Нюрнберге в 1472 году в собственной типографии. Альфред Эдвард Хаусман работал над 5-томным изданием с 1903 по 1930 годы. На русский язык «Астрономика» была переведена Е. М. Штаерман в 1993 году.

Комментариев нет:
Отправить комментарий