Иллюзия №2 : что такое "Черная Луна" ?

 





Пускай Черная Луна будет как наша Тень.


Истинная Черная Луна или истинная Темная Луна (англ. True Dark Moon) или оскулирующая Темная Луна (англ. Osculating Dark Moon) – фиктивная точка, которая при всем огромном желании может стать важным показателем гороскопа. :-) 

Сразу же стоит уточнить, что никакого понятия «Черная Луна» не существовало бы в том случае, если бы лунная орбита была круговой, однако на деле мы имеем эллиптическую орбиту. В апогее Луна удаляется от Земли предельно далеко, а в перигее расстояние между Луной и Землей становится наименьшим. Точка, называемая истинной Черной Луной, есть не что иное как апогей лунной орбиты. Её движение в проекции на зодиакальный круг –   неравномерно; в среднем, полный обход зодиакального круга равен 8.78 года.

Дело в том, что Истинная Черная Луна (как апогей лунной орбиты), колеблется  с амплитудой около 20 градусов и с периодом порядка лунного месяца, т.е. может пребывать в ретро–фазах. По этой причине, её часто называют «оскулирующей». Её движение походит на резкое нерегулярное изменение скорости и направления.

Здесь стоит обратиться к другой фиктивной точке, а именно к пустому фокусу (средний, второй) лунной орбиты, часто называемой астрологами – Лилит. Это имя, которое по недоразумению перекочевало в астрологический обиход от астролога и мистика XIX века – Сефариала (Sepharial или Уолтер Горн). Он взял за основу наблюдения некого Георга Вальтемаса, который на основе полуправдоподобных вычислений, пропагандировал наличие системы лун у Земли, и написал эфемериды новой «планеты» – Лилит, не имеющей никакой связи с апогеем и пустым (средним, вторым) фокусом лунной орбиты. Другими словами, имя Лилит изначально притянули к среднему фокусу лунной орбиты по ошибке.

До недавнего времени, большинство астрологов использовали лишь этот средний фокус (средний апогей) – Лилит (называя и его как Черная Луна), по сути, представляющую из себя некую математическую идеализацию – «усредненное». Все это в связи с отсутствием точных эфемерид точки истинного лунного апогея, которые были доработаны и получены только лишь в 90-х годах прошлого столетия, так как для построения теории «движения» этой точки и для расчета её точных координат было необходимо применение самых последних достижений астрономической науки, чем к сожалению не могли похвастаться изобретатели  «пустого фокуса» – среднего апогея – «средней» Лилит.


На рисунке эллипс орбиты Луны намеренно немного вытянут, для более ясного понимания сути. Реальное расстояние перигея и апогея Луны в цифрах, указано ниже.

Средний апогей или Лилит – регулярна в своем движении (описывает идеальный круг движения вокруг барицентра Земля – Луна (но не Земли !), легко вычисляема и по сути, является искусственным (не настоящим), можно сказать –«гибридом».

Два важных нюанса :

Во – первых, точки среднего и истинного апогея в проекции на зодиакальный круг часто совпадают, периодически пребывая в соединении примерно 90 дней в году, а находятся в близком к друг другу расположении примерно еще около 90 дней.

Во – вторых, нужно отметить, что это регулярное и точное движение среднего апогея никаким образом не соотносится с символической природой уже самой Луны (а если быть точнее – с самой природой ночной жизни как темной стороны бытия, скажем так…). Любое устойчивое движение – круговое движение – это природа Солнца (изначально) – все это чуждо эмоциональной и неустойчивой природе Луны.


ЛУНА


Для понимания роли истинной Черной Луны (далее просто – ЧЛ ), нужно обратиться к некоторым базовым принципам самой Луны.

Принцип Луны сходен с тем, что многие психологи называют «образом своего Я», хотя ощущение своего «Я», представленное Луной является не столько сознательным (визуальным) образом, как подсознательным, обычно довольно неясным намеком того, какими мы действительно является.

Также как Луна в нашей Солнечной системе отражает солнечный свет к Земле и таким образом фокусирует жизненную силу в направлении практических целей (символизируемых Землей), так и Луна символически представляет общее отражение принципа адаптации во внешней среде. Луна символизирует образ, который человек как бы видит отраженным в своем общении с публикой.

Луна может показывать как неспособность к гармоничной проекции, с тем чтобы другие люди реагировали позитивным образом, так и возможность выразить себя гармонично в общении с публикой и что субъект имеет хорошее чувство того, что нравится публике. Другими словами, когда человек интуитивно правильно реагирует на других, они в свою очередь аналогично реагируют позитивным образом.

С Луной также связана потребность человека в интимности и уединении, в том, что субъект предпочитает скрывать и чего избегать, подчиняясь инстинкту, традиции, суеверию, воспитанию или личному горькому опыту.

Луна освещает Землю в темное время суток, когда человек в скрывающем реальность мраке на ощупь, представляя себе истинные формы и размеры вещей, пытается восстановить картину мира по памяти или интуитивно. Глубоко укоренившийся в человеке инстинкт самосохранения, основан на том, что ночное время было связано с угрозой его жизни, когда за каждым деревом в темноте мог скрываться зверь (враг), поэтому принцип Луны эмоционального уровня связывается со страхами, тревогами, беспокойствами. Отсюда такие функции Луны как : скрыть, утаить, спрятать, сохранить, почувствовать, представить, предугадать, ощутить и т.п....Как следствие, на поведенческом уровне Луна  символизирует застенчивость, смущение, скрытность, неразговорчивость, задумчивость, замкнутость. Она также  указывает на область, которая представляется человеку наиболее темной, неясной (в противовес солнечному принципу света – освещения), неосознаваемой. Это область бессознательных реакций субъекта, вытесненных болезненных переживаний, скрытых или неясных желаний, приобретающих символический характер во сне и мечтах.

Страх. Иррациональный страх  также является одним из лунных принципов : инстинктивного и первобытного – прямая отсылка к мифологическим «лунным темам» её темным образам (Геката, например).

Луна управляет инстинктивным стремлением человека к безопасности. Очевидна таким образом связь Луны со способностью человека узнать то, что от него скрыто в нем самом, при помощи различных техник (психология – сюда же). Здесь также и желание прислушиваться к своей интуиции, обращаясь к своему внутреннему тайному "Я".

Ранний период жизни часто называют «лунным» - это когда у человека еще недостаточно развит солнечный принцип Сознания, когда обстоятельства и условия жизни не воспринимаются им осознанно, – всё это формирует его бессознательные эмоциональные реакции.

Итак, Луна управляет областью бессознательного, разделив с Солнцем в человеке управление «светлыми» и «темными» его реакциями, как сутки делятся на день и ночь. Защищая сознание субъекта, Луна управляет механизмом вытеснения в бессознательное травмирующих сознание переживаний. Таким образом, этот принцип Луны указывает на внутренний источник определенных эмоциональных реакций человека, проявляется в их особенностях: ранимости, обидчивости, тревожности, слезливости, зависимости от характера своих фантазий и порогов собственной чувствительности. Поэтому, Луна во многом способствует формированию некой загадочности, странности, таинственности, недосказанности, незаконченности образа и связана с такими качествами, как интровертность, замкнутость на себе, эскапизм, молчаливость, мечтательность.

Ключевым в понимании роли ЧЛ как в безусловной привязке к самой Луне, будет желание скрывать нечто, как влечение человека к интимному, к тому, что скрыто от посторонних глаз, недоступно всем. Все это также связано с потребностью человека в уединении, с желанием уходить в себя, в свой внутренний мир.


ТЕНЬ


ЧЛ можно рассматривать как некий максимум лунной функции, максимально сильное проявление подсознательного, которое может затмевать собой сознательное, отчасти подавляет его.

Проблема заключается в том, что у большинства людей подсознание сильно, скажем так, «загажено» –  отягощено всевозможными комплексами, внутренним скрытым и укоренившимся багажом до конца не пережитого опыта, часто неосознаваемыми желаниями, страхами и т.п, которые часто не дают человеку достигнуть гармонии и спокойствия и держат его психику (Луна) в постоянном напряжении.

Представим, что ЧЛ как точка апогея (максимума) лунной орбиты указывает как на характерные черты  скрытых комплексов и желаний, так и заставляет выйти наружу всему этому «багажу», проявиться в полную силу минуя контроль разума и сознательного начала.

Прямой аналогией, самой точной можно сказать, здесь служит фигура ТЕНИ. Тени как основного принципа уже истинной Черной Луны.

«Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции.»

— К. Г. Юнг.


«Тень» по мнению Юнга — это подсознательные желания, несовместимые с общепринятыми социальными нормами. Можно сказать, что Тень символизирует некий низший уровень нашего сознания по отношению к окружающему (здесь и сейчас) нас миру. Тень это как «нечто», желающее жить по своим собственным правилам.

Иногда это «нечто» вырывается из глубин нашего бессознательного (Луна), и тогда человек уже в реальной жизни, вовне, может транслировать некоторые определенные нелицеприятные вещи, а потом стыдливо оправдывать самого себя. Но чаще всего, это «нечто» сидит в нас мертвым грузом и периодически «точит» изнутри.

Называя это «нечто» из глубин нашего бессознательного Тенью, Юнг как оказалось, вкладывал в это понятие не только мрачный и темный аспект, но и отмечал, что Тень является нашей неотъемлемой частью, её присутствие неизбежно, и человек без нее не является целостным и гармоничным.

Юнг также отмечал, что глупо и бесполезно отрицать Тень или каким либо образом пытаться её подавить в себе. Человек должен стараться найти способы каким либо образом сосуществовать с темной стороной своей личности — от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье.

Делаем вывод: Тень стоит принять. Это не так просто и требует значительных усилий и часто сопровождается полным крушением личных идеалов и старых установок. Но здесь все таки в первую очередь стоит понять, что подавление Тени, полное её игнорирование, может провоцировать её рост в глубинах нашего бессознательного, и в итоге, все это может прорваться наружу аки раскаленная лава, уничтожая все на своем пути. Даже если этого не произойдет, разросшаяся Тень, подобно раковой опухоли просто съедает человека изнутри.

Тогда вновь представим, что ЧЛ – это индикатор глубинной (подсознательной) сущности человека. Это можно представить как подводную часть айсберга, которую он (человек) из страха не показывает никому, даже возможно самому себе. Но если человек переборол этот страх, увидел сам все свои подсознательные комплексы, осознал свое темное нутро, то он уже имеет шанс освободиться от этих комплексов и прочего подобного «материала».


*

Тень является одним из психических бессознательных факторов, неподконтрольных Эго. Фактически Эго даже не подозревает, что само отбрасывает тень. Смотрите как интересно: Эго является принципом Солнца, Луна же, неспособная генерировать свой собственный «свет», – великолепно отражает солнечный…

Юнг использовал термин Тень для обозначения психической реальности, которую относительно просто понять на уровне представления, но гораздо труднее постичь практически и теоретически. Он хотел указать на вопиющую несознательность, которую демонстрирует большая часть людей. И чем ссылаться на Тень как на комплекс, гораздо полезнее обращать внимание на те психологические черты и качества, которые находятся «в тени» (т.е. спрятаны на заднем плане, во тьме) или «затенены». Какие либо части личности, которые в норме принадлежали бы Эго, будучи интегрированы с ним, в силу когнитивного или эмоционального несоответствия вытесняются, попадая в Тень.

Обычно Тень аморальна или, по меньшей мере, имеет плохую репутацию, то есть содержит те черты личностной природы, которые противоречат правилам и моральным устоям общества. Тень – это бессознательная сторона процессов Эго: намерений, воли, защит. Это, так сказать, оборотная сторона Эго. Эго – это та часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

Солнце символизирует Дух, а Луна – Душу. Поэтому чаще всего Эго как «Я» осознается как чистый солнечный принцип, а соответственно Тень – как лунный, темно – лунный…

Итак, Эго отбрасывает тень. Это неизбежно.

Тень может найти свое проявление как в символической фигуре внутреннего мира, так и в реальной фигуре, принадлежащей миру внешнему. В первом случае она воплощается в материале бессознательного – возможно, в виде фигуры сновидения, персонифицирующей определенные психические качества индивида. Во втором случае мы проецируем те или иные из наших скрытых, не осознаваемых признаков на того представителя нашего окружения, который в силу каких-то своих качеств наиболее приспособлен для этой цели. Но проще всего заметить «теневые» качества в самих себе – для этого нужно только признать их принадлежность нашей природе. Так происходит, например, когда нас охватывает приступ гнева, когда мы внезапно принимаемся изрыгать проклятия или вести себя по-хамски, когда против своей воли совершаем недопустимые в обществе поступки, выказываем мелочность, скупость, несдержанность, трусость, бесцеремонность или лицемерие, тем самым демонстрируя качества, которые при обычных обстоятельствах бывают скрыты или подавлены в нас настолько тщательно, что мы и не подозреваем об их существовании. Когда такие черты характера выплескиваются в столь явной форме, что их уже невозможно не заметить, мы удивленно спрашиваем себя: каким образом это оказалось возможно? Неужели это все – я?

Все же – правила не всегда плохо и не всегда они «сковывают».

Да, перигей Луны , т.е самая близкая к Земле точка лунной орбиты, в отличии от апогея (ЧЛ) указывает на наибольшую привязанность ко всему земному. И здесь сама Луна не только «правильная» и консервативная-приземленная, но наиболее привязчивая и наиболее заботливая. Здесь Луна ощущает свое единство со всей нашей бытовой жизнью и со всеми людьми, которые окружают нас в нашей повседневности. Здесь Луна полностью погружается в быт и настоящее положение дел. Это добрая и отзывчивая Луна, любящая жизнь и мир, в котором мы живем. Ее взор обращен на все позитивное, и ее заботит его сохранение и приумножение. Далее, отходя от перигея в своем стремлении к апогею, как самой удаленной точке,  она все больше удаляется от Земли, от её быта и уюта, вычленяя себя из текущего положения вещей, и все больше смотрит на них со стороны, либо не смотрит вообще, игнорируя. Становится максимально «холодной» и отрешенной.


ЧЛ как Тень может проявлять себя весьма интересно. Если теневые черты в какой-то степени становятся осознанными и интегрируются в личность индивида, он предстает весьма непохожим на обычного среднего человека. Большинство людей не знают, что они довольно эгоцентричны и эгоистичны, и хотят казаться бескорыстными и неподвластными своим желаниям. Они стремятся скрывать неприглядные черты от других и себя самих за фасадом, который демонстрирует их деликатность, рассудительность, эмпатию и радушие. Исключением из этих социальных норм являются те, кто сформировал «отрицательную идентичность» — белые вороны, которые гордо демонстрируют свою жадность и агрессивность на публике, в то время как в скрытой теневой части они являются чувствительными и сентиментальными.

Другим исключением являются те, кому нечего терять,— отъявленные преступники и социопаты. Некоторые пресловутые личности, вроде Сталина и Гитлера, достигли такой власти, что могли без ограничений потворствовать своим дьявольским страстям. Большинство же людей считают себя порядочными и ведут себя в соответствии с правилами, принятыми в обществе, а их теневые стороны случайно всплывают в сновидениях либо в критических ситуациях.


В качестве наглядного примера хочется привести интересную модель, которая называется «Окно Джохари» (сочетание имен двух психологов, разработавших эту методику личностного роста в 1969 году - Joe Luft и Harry Ingham) и которая просто отлично встраивается в контекст рассматриваемой темы.

Верхнюю левую часть можно соотнести с принципами самой «открытой Луны», настроенной на контакт и внешнюю адаптацию вовне. Это так называемая «Открытая зона». В ней находятся все наши качества, черты характера и привычки, о которых мы сами очень хорошо знаем, и которые мы с радостью, ИЛИ просто ОСОЗНАННО проявляем в общении с другими людьми. Например, я знаю, что я добрый человек и общаясь с другими людьми, я спокойно проявляю свою доброту. Или я прекрасно знаю и принимаю в себе, что – я замкнутый, нелюдимый человек и спокойно так веду себя во внешнем мире. Но все же обычно в этой зоне находятся те качества, которые признаются и ценятся в обществе. В открытой зоне находятся те качества, которые мы в себе не только знаем, но которые и принимаем. Мы считаем, что если мы будем их проявлять, то будем либо нравиться другим людям, либо/и будем выглядеть естественно своей природе. Было бы очень здорово, если бы все мы состояли только из Открытой зоны. Тогда мы бы очень хорошо понимали друг друга, нам было бы очень легко себя выражать, наша коммуникация с другими людьми была бы понятной и однозначной.

Остальные три части относятся к сферам «закрытым». Верхняя правая часть – это «Скрытая зона». И это – явно зона нашей Тени. Это те качества, о существовании которых мы в общем-то знаем, но которыми мы не спешим делиться с другими людьми. Здесь важно отметить, что граница между открытой зоной и зоной скрытого – плавающая, она зависит от контекста. Это значит, что с теми людьми, которые нас хорошо знают, мы позволяем себе проявлять гораздо больше своих качеств из этой зоны, чем с теми людьми, с которыми мы только недавно познакомились.

Это зона рассматривается и как вредная «социальная» привычка, то есть её дарит нам – социум. Он навязывает нам свои нелепейшие «правила игры», «понты» и «понятия», страхи – «социальные фобии» и кучу другого хлама, который многие из нас покорно соглашаются таскать на себе всю жизнь. Чем больше информации записано у нас в «Скрытую зону», тем несчастливей мы на вид, тем нездоровее наш организм. Самый верный признак человека, обладающего психологической зрелостью и психологическим же здоровьем –  это полное отсутствие какой-либо информации в «Скрытой зоне».

Левая нижняя часть – это «Слепая зона» (или слепое пятно).

Это те наши привычки и черты характера, о которых мы сами можем даже не подозревать – мы даже не знаем, что они в нас есть, мы даже не замечаем, что мы так делаем – но другим людям со стороны эти качества очень хорошо заметны. Понимать, что находится у нас в слепом пятне, мы можем по систематической обратной связи.

Но есть и еще одна, более глубокая зона, которая также может быть связана с нашей Тенью. Это нижняя правая часть – «Зона неизвестного». Это зона, о которой мы практически ничего не знаем, кроме того, что в ней находятся те наши качества и черты характера, которые нам абсолютно неизвестны. Неизвестны нам и пока что неизвестны окружающим. Конечно же, мы предпочитаем считать, что здесь находится наш не раскрытый потенциал, какие-то важные ресурсы, которые в будущем мы сможем задействовать.

Можно прожить всю жизнь так и не узнав, кто ты такой на самом деле и на что способен. Когда нам задают вопросы типа:

«А мог бы ты убить человека?»

«А мог бы ты отдать свою жизнь ради спасения жизни другого?»

«А мог бы ты бросить все и уйти жить на Тибет ?»

«А смог бы ты оклеветать человека в суде?»

...это вопросы, которые вбрасываются в нашу неизвестную зону...


Таким образом, истинный апогей Луны или ЧЛ как нашу Тень можно представить и как некую «матку, вместилище, аккумулятор, точку пустоты». В рамках  понятия самой «пустоты», это можно определить не только как место «Зоны неизвестного», но и как место мечтаний, некий сад желаний (а желания бывают – самые разные, ужасные в том числе), принцип «недосягаемых мечт», первопричину, двойственную природу самой души в её порывах – соответственно это место может стать и очень опасным и способно буквально поглощать в себя как в водоворот!

Здесь мы опять приходим к основному принципу Тени. Особо «опасный» с нашей точки зрения материал (хлам), как продукт работы нашей подкорки (Луна), конечно же никуда не исчезает, просто таким образом мы стараемся забыть (убрать из своей повседневной жизни) некоторые неудобные для нас вещи. Сбросить их в самый темный угол нашей души. Это тот же страх, стыд что чаще всего завязан на вещах сексуального (репродуктивного ?) характера и разумеется наши комплексы, побочные продукты самых сочных рефлексий и прочие наши неприглядные черты.


ТВОРЧЕСКОЕ, ФАНТАЗИЯ.


Возвращаясь к Скрытой зоне как Тени, ни в коем нельзя думать, что здесь находятся только наши негативные качества – вспыльчивость, застенчивость или еще что-то, что нам может не нравиться. Нет.

В этой зоне могут также находиться наши ресурсы и таланты, которые мы либо не решаемся проявлять, либо по каким-то причинам не замечаем.

Безусловно, здесь присутствует момент  творчества.

Фантазия. Фантазия, способность создавать прекрасные воздушные замки, которые затем будут запечатлены в художественном произведении, — удивительное качество творческих людей. Но у этого дара есть своя изнанка: как выяснили психологи, он помогает креативным натурам придумывать гораздо более сложную ложь, а также, гораздо более изысканно и изящно скрывать свои особо неприглядные черты характера. Эти одаренные индивиды не только больше других людей склонны к обману, но и лгут гораздо хитрее остальных. Кроме того, они лучше угадывают и ложь в устах других: от природы большинство людей способны распознавать в основном несложную ложь, но креативные люди могут распутать даже сложный клубок обмана. Наконец, творчески одаренные люди превосходно умеют оправдываться за совершенные ими неэтичные поступки. В целом для талантов характерна значительная гибкость в принятии действий других, а также в собственном поведении. Креативные люди привыкли ломать шаблоны и общепринятые правила, а значит, и общечеловеческая этика для них – не более чем набор штампов, от каждого из которых можно отказаться по своему усмотрению.

Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Недоверчивость не является случайным спутником талантливой натуры: она – её суть.

Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если...» — они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения, фантазировать и вдохновляться.

Присутствует и отягощенный вариант воздействия через принципы Луны и ЧЛ.

Талантливые – творческие индивиды, легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Они чаще чем другие падают в «темные зоны», не до конца понимая как работать с тем, что они там обнаруживают. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, — например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого. Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий, страхов, комплексов. Выясняется, что работники творческих профессий гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями – так, у них чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. А, например, писатели сильнее других склонны к самоубийству.

Короче  говоря : БОЛЬШОЕ творчество часто сопровождает и «мрак души». И это только вершина айсберга. Проанализируйте творчество действительно одаренных людей. Оно изначально – с нотками «темноты». Ни один талантливый композитор не писал свои знаковые произведения в моменты великой радости, ни один талантливый писатель не брал в руки перо в моменты «солнечного счастья», а уж  истории жизнеописания множества живописцев, – это вообще классика жанра в контексте затронутой темы.

Так что, в «темных зонах» может скрываться немало творческого потенциала.

Кстати, чтобы творить искренне и талантливо, встреча со своими внутренними демонами, как правило, неизбежна.

*


Итак, мы уже знаем что в апогее, в точке ЧЛ, Луна находится дальше всего от Земли, в ней меньше «земных», «приземленных» качеств – логики, основанной на опыте, научности, академичности и т.п…. там Луна парит в одиночестве, в ней есть потребность в свободе от всего подобного. Отсюда выходит, что в стремлении к абсолютной свободе Луна приобретает такое качество как – мятежность. В перигее же Луна приобретает более понятные и четкие формы, ей нравится быть вместе с Землей здесь она более консервативна. Таким образом, ЧЛ – это антипод как правилам по своей сути, так и консерватизму и догматизму.

При чем здесь мятежность и антиконсерватизм, если предположить что главный и основной образ ЧЛ – это Тень ?

Давайте разберемся подробнее.

Юнг в своей книге «Психологические типы» затронул интересную тему «подавления бессознательного». Он пишет, что психика человека каждый день вновь создает действительность. Этой деятельности он дает совершенно конкретное определение – фантазия.

«Фантазия, пишет он, одинаково присуща чувству и мысли, она одинаково причастна к интуиции и к ощущению. Нет ни одной психической функции, которая не была бы нераздельно слита в фантазии с другими функциями. Фантазия представляется нам то как нечто изначальное, то как последний и самый смелый продукт соединения всех способностей человека. Поэтому я и считаю фантазию наиболее ярким выражением специфической активности нашей психики. Она является прежде всего творческой деятельностью, дающей ответы на все вопросы, на которые ответ возможен: она — мать всяких возможностей, и в ней жизненно слиты, наравне со всеми психологическими противоположностями, также и внутренний мир с миром внешним. Фантазия была во все времена и постоянно пребывает тем мостком, который соединяет несовместимые требования объекта и субъекта, экстраверсии и интроверсии. В одной лишь фантазии оба механизма слиты.»

Фантазию как наиболее яркое выражение специфической активности нашей психики можно представить Луной. Вообще всё психическое – это Луна.

Понятно, что например в той же научной сфере на фантазию, равно как и на чувство, наложено табу. Наука – чистая логика, та консервативная точка перигея Луны. По сути, фантазия в большинстве случаев есть продукт нашего бессознательного.

Юнг так и пишет : «Несомненно, что фантазия содержит и сознательные элементы, но особенно характерно для нее то, что она, по существу, непроизвольна и чуждается содержаний сознания. Это же свойство присуще и сновидению, которое, однако, еще гораздо непроизвольнее и притом вовсе отчуждено от содержаний сознания».

Отношение человека к своей фантазии в высокой степени обусловлено его отношением к своему бессознательному вообще. А отношение к бессознательному опять-таки в высокой степени обусловлено духом времени. Смотря по степени господствующего рационализма, отдельный человек бывает более или менее склонен признавать свое бессознательное и его продукты и ими заниматься. Можно сказать, что фантазия совершенно не привязана к «земному», не прибита гвоздями к земле, подобные эманации – продукты подсознания. Интересен момент, что как и академическая наука консервативна, так консервативна и Церковь (как оф. религиозный институт). Наука и религия – есть суть природы перигея, антагониста апогею – ЧЛ.

Например, христианская сфера, как и всякая замкнутая религиозная форма, отличается несомненной тенденцией сколь возможно подавлять бессознательное в индивиде, тем самым парализуя и его фантазию. По сути, религия загружает в сознание своей паствы нерушимые символические формы мировоззрения, долженствующие полноценно заменять бессознательное индивида.

На заре христианства епископы ревностно трудились над искоренением деятельности индивидуального бессознательного среди монахов. Особенно ценны сведения по этому вопросу, которые предоставляет архиепископ Афанасий Александрийский в своей биографии Св. Антония. В этом своем сочинении он рассказывает, в назидание своим монахам, о призраках и видениях, опасностях души, одолевающих человека, в одиночестве предающегося молитве и посту. Афанасий поучает монахов, как ловко дьявол умеет облекаться в разные формы с целью довести святых мужей до падения. Понятно, что дьявол не что иное, как внутренний голос самого отшельника, взывающий из недр его бессознательного, голос возмущения против насильственного подавления индивидуальной природы.

Короче говоря, бессознательное действительно подавлялось и отвергалось. Говоря психологически, такое подавление заключалось в отведении либидо, то есть психической энергии.

Давайте представим тогда, что одним из принципов ЧЛ будет стремление оторваться от подобных установок. Хотя трудно сказать насколько это встраивается в категории « хорошо – плохо»...

*


Теневая личность скрыта из виду и проявляется лишь при особых обстоятельствах. Мир в большей или меньшей степени пребывает в неведении относительно существования этой субличности.

И как раз такое понятие как «субличность», видимо, очень подходит для описания того, что может представлять (символически) из себя истинная Черная Луна.

«Персона» же – более очевидна. Она каждодневно исполняет функцию приспособления к окружающему социальному миру. Персону можно сравнить с Луной в гороскопе. Тень и Персона подобны двум братьям (для мужчины) или сестрам (для женщины); один – на людях, а другой –  затворник. Они противоположны друг другу. Если один из них блондин, другой брюнет; один – рационален, другой – эмоционален. Нарцисс и Голдмунд, доктор Джекил и мистер Хайд, Каин и Авель, Ева и Лилит, Афродита и Гера – фигуры, которые составляют такие пары противоположностей. Одна дополняет или чаще противостоит другой, и все же они подобны близнецам.

Термин «персона» заимствован из римского театра, где Персона являлась названием актерской маски. Надевая маску, актер принимает на себя определенную роль в драме, его голос проходит сквозь щель, прорезанную на маске. С психологической точки зрения, Персона является функциональным комплексом, чья функция состоит как в утаивании, так и в демонстрации сознательных мыслей и чувств человека другим. Как комплекс Персона обладает значительной автономией и не находится под полным контролем Эго. Играя свою роль много раз, актер проговаривает её, часто просто механически повторяя заученные слова. Если вас кто-то спросит дождливым утром: «Как дела?», вы, не задумываясь, ответите: «Нормально, а как у вас?» Персона упрощает случайные контакты и сглаживает возможные неловкости и социальное напряжение.

Тень как дополняющий функциональный комплекс является своего рода антиперсоной. Тень можно воспринимать как субличность, которая желает делать то, чего личность себе не позволяет. Мефистофель в гетевском «Фаусте» – классический пример фигуры Тени. Фауст стал скучным интеллектуалом, который все видел, прочел все ученые книги, изучил все, что хотел знать, и теперь утратил волю к жизни. Он подавлен и помышляет о самоубийстве, и вдруг дорогу ему перебегает маленький черный пудель, который превращается в Мефистофеля. Мефистофель соблазняет Фауста бросить ученые занятия и отправиться с ним в мир, чтобы познать другую, чувственную сторону жизни. Он знакомит Фауста с его подчиненными функциями – ощущением и чувством, с трепетом и страстью его спящей сексуальности. Это та часть жизни, которая не допускалась его Персоной профессора и интеллектуала. В сопровождении Мефистофеля Фауст проходит через некий «проход» в противоположную своей привычной личности – сферу (но в свою же) . Он принял в себя Тень и действительно на время отождествился с ее энергиями и качествами.

Для Эго, которое отождествилось с Персоной и приняло её ценности и качества, Тень имеет привкус непристойности и зла. Мефистофель воплощает зло – чистую, умышленную, преднамеренную деструктивность. Но на Фауста столкновение с Тенью оказало трансформирующее воздействие. Он нашел новую энергию, отбросил скуку, погрузился в мир приключений, приобретя в результате более полное знание жизни. Проблема интеграции Тени – одна из наиболее сложных моральных и психологических проблем. Если человек всячески избегает Тени, его жизнь становится правильной, но в ней нет полноты. Открывая для себя переживание Тени, человек, напротив, соприкасается с аморальным, но достигает большей полноты. Это поистине сделка с дьяволом. Такова дилемма Фауста и вместе с тем коренная проблема человеческого существования.

Итак, встретиться с собственной Тенью – значит принять беспощадно критическую установку относительно своей природы. Но как и все остальные не осознаваемые элементы психической жизни, тень переживается в форме проекции на внешний объект. Вот почему «виноват всегда другой» – пока мы наконец не осознаем, что тьма скрывается внутри нас.


ТЕМНЫЙ ДВОЙНИК


Тень – это архетипическая фигура, которая у первобытных народов принимает вид самых разнообразных персонификаций. Она представляет собой часть индивида, отколовшийся фрагмент его существа, который, как и настоящая тень, остается в неразрывной связи с ним. Первобытный человек воспринимает как плохое предзнаменование, когда кто-нибудь наступает на его физическую тень; нанесенный в результате этого ущерб может быть исправлен только посредством специального магического ритуала.

Немецкое слово «доппельгангер» соответствует английскому термину «аутоскопия», тесно связанному с понятиями билокации и астрального путешествия. Буквально это слово переводится как «человеческий двойник». В психоанализе феномен двойничества получил истолкование в работах З. Фрейда («Жуткое», 1919), его ученика Отто Ранка («Двойник», 1914, опубл. 1925), У. Биона («Воображаемый двойник», 1950) и М. Долара («В брачную ночь я буду с тобою», 1991).

По сути, доппельгангер в народном мифотворчестве, – некий демонический двойник человека, появляющийся как темная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. В каждом человеке есть темная сторона — так сказать, его тайный попутчик. Зверь Доппельгангер, которому полезно заглядывать в глаза. Почему полезно? Да потому, что глаза эти твои, а с собой знакомятся не единожды, а постоянно. Двойник воплощает теневые бессознательные содержания (желания, инстинкты и т.п.), как уже было сказано выше – вытесненные субъектом из-за несовместимости с сознательным представлением о себе (напр., под влиянием морали или социума), с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе.

Нередко двойник «питается» за счет протагониста, по мере его увядания становясь все более самоуверенным и как бы занимая его место в мире. Один из первых таких двойников в европейской литературе –  Джеральдина, теневая сторона идеализированной Кристабели в одноименной поэме Кольриджа, написанной в 1797 году.

Слово «персона» означает маску. Актер надевает её на себя, играя роль в жизненной пьесе. Это наша поверхностная оболочка, которую мы выстраиваем для других. Такая социальная маска помогает скрыть личное Я, сидящее в темном углу за кулисами.

Мы можем носить множество масок и образов, которые подходят под определенные обстоятельства. Опасность в том, что человек порою забывает, кто он на самом деле. Идентификация с персоной опасна. Потому и надо смотреть в глаза нашему зверю, как бы нам с детства не твердили обратное. Мы не сможем познать нашу истинную личность, пока продолжается игра в социальные роли.

Доппельгангер как Тень является одним из аспектов личности, которую мы склонны прятать от осознания. Все наши недостатки, дикие импульсы и аморальное поведение составляют эту нашу темную сторону – за каждым степным волком ковыляет дворовая псина.

В европейском фольклоре очень часто встречается тема потери человеком своей Тени. В греческой мифологии в царстве мертвых живут тени. Юнг их называет проводниками между мирами сознания и бессознательного. Доппельгангер воплощает наши скрытые инстинкты и сокровенные желания, которых мы стыдимся или просто не в состоянии понять и реализовать.

Наверное, каждый хоть раз в своей жизни сталкивался со своей темной личностью... В какие-то моменты ты и не предполагаешь, как сильно ты можешь поменяться. Наблюдая за разными людьми можно заметить, что каждый доппельгангер пробуждается по-своему. Казалось бы, приличный человек, спокойный по своей природе, решает все свои проблемы с холодным рассудком, но как только речь заходит о том, что ему не хочется слышать, он меняется... Темная личность дает о себе знать. Приличный человек превращается в грубияна с желанием, которое находится далеко от умиротворения...

Доппельгангер как Тень  – это негативные качества и характеристики человека, которые могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Смысл того и другого, как правило, ускользает из сознания. Так, проекции не осознаются самим индивидом и поэтому ему нелегко признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты. Человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Результатом проекций является то, что человек оказывается изолированным от своего окружения. На место реальных отношений со своим окружением он ставит что-то иллюзорное. Надежда на то, что человек сам заметит свои проекции, крайне мала. «Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта.

Осознание Тени предполагает признание реального присутствия темной стороны человека. Поскольку в Тени собрано прежде всего личное бессознательное, то ее содержимое все-таки поддается осознанию. Во всяком случае, Тень можно разглядеть при условии некоторой самокритичности человека. Однако, когда Тень предстает в качестве архетипа, связанного с коллективным бессознательным, ее познание оказывается делом непростым. Словом, человек способен признать относительное зло своей природы, но, как отмечал К.Г. Юнг, «попытка заглянуть в лицо абсолютного зла оказывается редким и потрясающим по воздействию опытом», т.е встречей со своим символическим доппельгангером.

Люди придумывали дополнительные личности или личины, для своего сознания испокон веков. Как правило, они проецировали новую личность вовне, для того, чтобы добиться результатов во внешнем мире. Если проекция своей личины вовне считается в обществе допустимой и особо не обсуждается, то совсем другое дело, когда человек начинает проецировать её на свое сознание. Это уже трактуется как признак психического расстройства. Но так ли это? Можно ли создать свое второе я или альтер-эго, не повредив своему сознанию и какие выгоды мы можем из этого извлечь?

Ответ следует искать в детских играх, через которые проходит любой человек. В возрасте от 3 до 5 лет у детей впервые появляются воображаемые друзья, они также примеряют на себя различные роли (супергерой, принцесса, космонавт, пожарник и так далее). Если к ролям своих детей родители относятся спокойно, то попытку разговаривать с воображаемыми друзьями, они воспринимают часто как отклонение от нормы. Детские психологи съели не одну собаку на объяснении того, почему это нормально и почему для развития ребенка этот этап важен. К слову, это отличная иллюстрация того, что считается нормой в нашем обществе, а что нет. Для детей мы допускаем возможность играть воображением в кого-то другого, для себя почти всегда отрицаем такую возможность.

Между тем, массовая культура и Фрейд поработали над тем, чтобы заключить наше сознание в ошибочную концепцию «здорового» восприятия сознания в рамках одной личности с жестко заданными характеристиками и признаками. В начале 20 века Фрейд в своей работе «Жуткое» рассматривает эффект двойников, толкование исключительное негативное – по Фрейду это патология. Примерно тех же воззрений придерживаются ученики основателя психоанализа, они задают вполне уверенное направление развития этой науки.

Одним из ярчайших романов является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, эта работа появилась еще в 1886 году. В посмертном письме, главный герой, положительный доктор Джекил обнаружил, что в сознании существует как положительное, так и отрицательное начало. Человек это синтез двух начал, а он смог их разделить. И поэтому все преступления сделанные мистером Хайдом, это преступления темной стороны личности доктора Джекила.

Копнем чуть глубже – 17-18 век, эпоха романтизма. Для психологических двойников в немецких произведениях вводят термин доппельгангер. Очевидно, что этот двойник человека возникает как антипод уже существующему образу ангела-хранителя и несет отрицательную направленность, у него демоническая природа. Кто-то говорит о том, что доппельгангер имеет физическую сущность, кто-то указывает на то, что это аспект сознания человека. Мы можем идти еще дальше во времени, окунуться в кельтские сказания, где также повествуется о двойниках и т.д…

Порой доппельгангер как двойник, проекция нашей Тени, может попытаться стать человеку советчиком. Но советы эти часто могут вводить в заблуждение или вести к чему-то злому. Также двойники могут подать своим жертвам зловещие идеи или запутать их. По этой причине люди пытаются избежать общения со своим доппельгангерами любой ценой.


Едва ли не самые известные изображения двойников – это эскиз 1851-го года и акварель 1864-го года под названием «Как они встретились с собой» кисти Данте Габриэля Россетти.

Согласно интерпретации, на рисунке изображены прогуливающиеся по лесу в сумерках двое влюбленных. Во время прогулки они сталкиваются со своими двойниками, сияющими потусторонним светом. Мужчина в изумлении вытаскивает меч, а его возлюбленная падает замертво. Образ доппельгангеров из работ Россетти вдохновил Элизабет Браунинг на написание «Романа о Маргарет» и Эдгара По на создание «Тишины».


ЧУВСТВО ВИНЫ И СТЫДА


Вина разъедает, а стыд уничтожает чувство собственной ценности. Стыд – более примитивный и потенциально более разрушительный тип эмоций. Мы переживаем чувство вины или сильного стыда от совершаемых нами поступков, когда они не согласуются с Персоной. Таким образом, в личности проявляется Тень. Эта Тень пробуждает стыд, чувство собственной неполноценности, ненужности, нечистоты. Воспитанному человеку стыдно кого-нибудь испачкать. Вина переживается, когда есть противоречие между тем, как мы поступаем, и тем, чему мы были научены: необходимо быть хорошим, правильным человеком, приспосабливаться к другим, и тогда ты будешь принят. В культурах пуританского типа определенного вида сексуальное поведение и фантазии являются особенно неприемлемыми для Персоны «хорошего человека», поэтому они легко приводят к чувству стыда. Другая черта Тени – агрессия. Эмоции гнева, ненависти и зависти вызывают стыд.

Эти нормальные человеческие чувства прячутся подальше; мы стесняемся их точно так же, как стеснялись бы физических недостатков и личностных изъянов. Персона — это лицо, надеваемое нами для встречи с другими лицами, чтобы быть похожими на них и нравиться им. Мы не хотим сильно отличаться от других, поскольку там, где заканчивается Персона и начинается Тень, мы испытываем стыд.

Сейчас стоит более подробно остановиться на вопросах чувства вины, чувства стыда и душевной боли как возможных производных работы ЧЛ.

Мы уже выяснили, что Тень является одним из психических бессознательных факторов, неподконтрольных Эго. Фактически Эго даже не подозревает, что само отбрасывает тень. Рассмотрим Эго как функцию нашего Солнца. Солнце представляет центральный духовный источник всех вещей в человеке. Оно в первую очередь олицетворяет созидательную и жизненную силу, в гороскопе оно соответствует собственно личности, т.е. самому человеку как единству духа, души и тела. По сути, Солнце – творческие способности, созидательная сила, сила воли, жажда деятельности. Мы – светим вовне, наше Солнце – наш идентификатор вообще. Это показатель развития человека и основы его жизни вообще.

«Я» как Солнце отбрасывает тень, вернее солнечные лучи «Я» благодаря присутствию же объекта (Я) «рисуют»  тень на поверхности – вот и представим, что эта тень и есть наша Черная Луна. Человек гармоничный подобен Солнцу. Солнце своими лучами высвечивает все его персональные качества  которые принимаются человеком и не отвергаются им. Гармоничное « Я» (внутреннее солнце и человек как объект) полностью отождествляет себя уже с природной силой Солнца как центральным принципом жизни всех физических объектов. Т.е роль Тени здесь не так важна, человек осознает эту свою часть личности и готов с ней сотрудничать, работать с ней. В этом случае Эго как Солнце находится в гармонии с Тенью, потому как понимает, что любой объект на поверхности отбрасывает тень и это – естественно.

Солнце – это наша гордость. Гордость за себя в первую очередь. Адекватна она или нет – это уже другой вопрос, но любые наши творческие потенции даны нам для активной реализации их вовне. Мы творим – испытываем гордость за себя. Признаки чувства гордости: человек расслаблен, излучает уверенность и спокойствие. Эти типичное поведение вожака. Вожак выпрямляется в полный рост, и все окружающие сразу чувствуют этот подсознательный сигнал – прямая, спокойная осанка говорит о высоком ранге. Так проявляет себя вовне Солнце в своем гармоничном состоянии. Признаки чувства стыда, противоположны. Человек отводит глаза, опускает голову, сутулится. Поведение становится суетливым и нервозным. Он оборачивается назад, он начинает стыдиться, возможно, даже избегать своей тени. Часто человек как говорят «боится своей тени». Он старается её не замечать, заталкивает это странное «ощущение тени» глубоко в подсознание.

Одно из результатов включения в процесс Тени – это безусловно взращивание чувства стыда. Это отрицательно окрашенное чувство часто для нас является самым неприятным, и мы либо намеренно, либо нет, но изгоняем его на периферию нашего подсознания. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку.

Сопряженным с чувством стыда является чувство собственной никчемности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей.

Стыд не дает нам поверить в собственную ценность и убеждает нас в том, что люди перестанут к нам хорошо относиться, если узнают о нас всю правду. Стыд – это страх. Мы боимся, что разонравимся людям, когда они увидят нас такими, какие мы есть, когда узнают, во что мы верим, как трудно нам порой приходится или, верите вы в это или нет, как прекрасны мы, когда мы на высоте. Порой признаться себе в собственных достоинствах так же сложно, как и в собственных слабостях. Зачастую люди думают, что стыдно бывает только тем, с кем случилось нечто ужасное, но это не так. Всем нам знакомо это чувство.

Тень здесь нередко срабатывает как аккумулятор, накапливающий в себе подобный «материал», в итоге стыд настигает нас повсюду, во всех сферах: наша фигура и внешность, семья, дети, работа и благосостояние, здоровье, вредные привычки, секс, старение, религия. В любом случае, стыдиться – значит быть человеком. Это часть нашей природы.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли.

Где чувство стыда, там часто и чувство вины  как ощущение тяжести и боли, которое налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет.

Здоровое чувство вины = Я поступил плохо и далее мы испытываем чувство вины из-за своих поступков. Нездоровое чувство вины как раз является продуктом Тени, когда срабатывает модель : Я плохой – я стыжусь из-за того, что я такой, какой я есть. Это навязанное либо извне, либо нами самими неоправданное чувство вины. Обычно такое чувство вины связано со страхами, низкой самооценкой, нарушенной Я-концепцией, психологическими травмами, убеждениями и многими другими процессами.

В детстве чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей (иногда осознанно, иногда нет), отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Еще одно из возможных проявлений Тени – перфекционизм. Всем нам тяжело признаться в собственных недостатках, и чем больше сил мы прикладываем, чтобы выглядеть идеальными, тем страшнее посмотреть правде в глаза. Поэтому стыд так любит перфекционистов – их легко заставить замолчать. Кроме страха разочаровать или оттолкнуть людей многие из нас также боятся сломаться под весом одного-единственного неприятного опыта или совершенной ошибки.

 

МИФЫ о МИСТИЧЕСКОМ


Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. История непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда и чувства вины. Может ли коварный змий (или змея), соблазнивший Еву, послужить прообразом ЧЛ ? Вполне.  Интересно, что сам образ соблазнительницы – змеи, часто ассоциировался уже с демоницей Лилит.

Сама идея, что мужчина и женщина являлись одним целым, очень важна. Так как «женщина Самаэля названа «змеей», и так как сам Самаэль представляет Дьявола – Сатану, то имеет смысл, что образы змеи и Лилит были объединены в литературе и искусстве. Это можно заметить во множестве экспонатов, датированных от 1400 г. и позже: змея (либо другое рептилоидное), которая совращает Еву вкусить запретный плод, имеет лицо (и волосы) Лилит.

Стоит отметить, что Лилиту (Лилит) – единственный древнейший ассирийский демон, который определенно встречается у других семитских народов, причем память о нем сохранялась у них непрерывно вплоть до современной эпохи. Исайя, предрекая бедствия, готовые обрушиться на Едом, говорил: «Животные пустыни будут там встречаться с шакалами, и са'иры будут перекликаться один с другим; лишь Лилит будет там обитать и находить себе покой». Иудеи до настоящего времени верят во вредоносную силу Лилит»  и пишут на ложе роженицы и на каждой из четырех стен жилища : «Адам и Ева, прогоните Лилит!».  О Лилит упоминается в сирийских записях ритуалов экзорцизма, которые были опубликованы Голлендом, и заклинаниях на магических чашах из Британского Музея и Лувра.


Вавилонские чаши с заклинаниями против Лилит, 800 – 600 до.н.э

Имя Лилит благополучно перекочевало и в современный лексикон обрастая порой нелепыми, часто романтизированными описаниями не имеющими никакого отношения к аутентичным шумерским и вавилонским, где Лилит – погань, олицетворение болезней, хвори, всякой нечисти. Древние Междуречья считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин.

Еще более близок к природе ЧЛ, бог Пан - соблазнитель. На внутреннем уровне образ Пана уже как Дьявола (подобная трансформа произошла в позднее Средневековье), отражает наиболее грубую, инстинктивную сторону человеческой природы. Этому богу поклонялись в пещерах и гротах, участники обрядов испытывали благоговейный страх. Внутренний его образ предполагает нечто, чего мы боимся и чем одновременно зачарованы, а именно необузданные сексуальные импульсы, которым почти невозможно сопротивляться, поэтому нами они воспринимаются как зло.

Таким образом Пан может воплощать собой проблему восприятия себя как грязного, волосатого, похотливого, диковатого, безобразного и низменного существа. Даже наиболее свободные в сексуальном отношении мужчины и женщины втайне могут стыдиться своего тела, своих поступков, своих мыслей…

Насколько природа ЧЛ иррациональна? Ровно настолько, насколько можно утверждать, что душа человека – потемки.

Мир Тени – мир наших демонов ( в том числе), демонов женских и демонов мужских. Можно сказать что это мир ночи со всеми ее тайнами и волшебством и т.д и т.п…В этом случае, природа ЧЛ в какой-то мере соотносится с архетипом Гекаты – древнегреческой богини лунного света, преисподней и всего таинственного, богиней ведьм, ядовитых растений и многих других колдовских атрибутов. По сути, мы все имеем свою персональную «ночь» или наш ночной мир. Часто его также можно охарактеризовать и как ночной кошмар. Темный и далекий…удаляющийся внутрь нас.

Поскольку в точке апогея Луна что называется идет «в отрыв», ничто её не сковывает и все логическое, земное и рациональное ей чуждо, на полную мощность работает фантазия и приобщение к иррациональному, то, вполне логично предположить прямое отношение этой точки апогея к таким сферам как «потустороннее».

С кем нам уготована встреча на «темной стороне» ?

Например, с Суккубом (от лат. succuba, наложница) – в средневековых легендах демоница, посещающая ночью молодых мужчин и вызывающая у них сладострастные сны. Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологами слово succuba использовалось крайне редко.

Инкуб, или инкубон (инкубониус) (incubus, от лат. incubo, лежать навзничь) – в средневековых легендах распутный демон, ищущий сексуальных связей с женщинами. Его также называют: follet (франц.), alb (нем.), duende (исп.), folleto (итал.). Соответствующий ему демон, появляющийся перед мужчинами, называется суккуб.


Скульптура суккуба от Огюста Родена, 1889 г.

Для именования этого класса существ использовалось другое латинское слово: succubus, которое относится к мужскому роду. Вероятно, это связано с тем, что согласно воззрению демонологов, суккуб – это дьявол в женском обличии. Часто описывается как молодая привлекательная женщина, однако, имеющая когтистые стопы ног и, иногда, перепончатые крылья.

В христианстве инкубы и суккубы рассматриваются как демоны. Но еще до христианства, со времен греков известны, например, эфиальты, демоны-душители. Или ламии.

Есть такое понятие как «нападение суккуба», а перефразируя, можно сказать – «выход на поверхность Тени». По сути – нападение инкуба или суккуба – есть ни что иное как символическое сексуальное изнасилование.

Во время нападения суккубы и инкубы вторгаются в сознание жертвы, и корректируют восприятие внешнего мира, таким образом меняя внешность, подстраиваясь под желания жертвы, чтобы выжать максимум сексуальной энергии из человека. Так же, по легендам, эти существа способны собирать пролитое мужское семя, и длительное время хранить его в пригодном для оплодотворения состоянии. Поэтому наиболее вероятны нападения суккуба или инкуба на людей, воздерживающихся от половой жизни, и людей, ведущих чрезмерно распутный образ жизни.

Кстати, официальная наука придерживается интересной точки зрения на инкубов и суккубов.

Как известно, в период длительного полового воздержания именно поллюции являются естественным компенсаторным механизмом, способствующим периодическому опорожнению путей и предупреждающим застойные явления в половых органах. Следовательно, чем строже воздержание – тем чаще случаются поллюции и сопровождающие их эротические сны, тем назойливее становятся ласки этих «потусторонних» инкубов и суккубов. Мы имеем дело с перетеканием эротических переживаний в эротические сны тем более явственные, чем сильнее переживания. Лишь национальные особенности поэтического сознания придают герою этих снов облик то огненного змея, то прекрасного инкуба. Но сны то приходят «не извне, а изнутри», то есть являются продуктом работы мозга человека. По сути, идет сильная завязка любого сна с работой нашей Тени.

Т.е. с точки зрения психологии такого рода видения объясняются как ответная реакция психики на образ жизни, предполагающий отречение от сексуальных отношений. Именно потому, из истории известно, что суккубы-искусители в основном посещали именно монахов, священников,  затворников и иного рода аскетов. По сути, Юнг истолковывал подобные видения как попытки бессознательного монахов компенсировать односторонность их сознательной установки. И здесь можно четко увидеть попытки компенсации аскетического образа жизни со стороны психики. Их Тень как «подавленное», проявляется вовне в образе демонов (суккубов) и прочей нечисти.

Возможно что «приход» суккуба (инкуба) вообще правильнее воспринимать как избавление от каких-то сдерживающих факторов. Т.е тут явно присутствует совершенно анти-христианская концепция.

К XVI веку учение об инкубате обогащается огромным количеством противоречивых деталей. Высказывается масса предположений о характере полового акта с инкубом: он протекает «с наивысшим наслаждением» (Грилландус, «Трактат о ведьмах», 1592), «необычайно чувственно» (Жакье), или напротив, «он не несет никакого наслаждения, но ужас» (М. Гваццо, «Компендиум ведьм», 1608), он «холоден и неприятен» (Реми); после такого акта его участники чувствуют себя «расстроенными и ослабленными», а некий мужчина (бедняга), которого суккуб не отпускал целый месяц, даже умер (Кисслинг, 39).

Английский отшельник Ричард Ролли (XIV в.) сам описал посещение суккуба: однажды ночью к нему в постель пришла «очень красивая женщина, которую я видел раньше и которая сильно любила меня самой благородною любовью»; Ролли, боясь, что она заставит его согрешить, был готов вскочить с постели, осенить себя крестным знамением и испросить благословения Святой Троицы для них обоих, но она держала его так крепко, что он не мог ни пошевелиться, ни говорить (этот мотив обездвижения очень характерен для историй о посещениях ночных демонов).  Возможно что «тень» Ричарда Ролли после столь долгого воздержания, сработала как триггер и фантазия его воплотилась в образе прекрасного суккуба...

Обитают инкубы, по мнению Готфрида Монмутского (XII в.), «между луной и нашей землей» («История королей Британии»; цит. по: Кисслинг, I). Связь с суккубом могла длиться целыми десятилетиями (чего, кажется, нельзя сказать о связях с инкубами). Так, священник-ведьмак Бенуа Берн, сожженный в возрасте восьмидесяти лет, признался, что жил с демоном по имени Гермиона сорок лет; при этом демон оставался невидимым для окружающих (Боден. О демономании ведьм ).

Скорее всего Бенуа Берн тесно «общался» со своей Тенью, возможно жил с ней весьма гармоничной жизнью, принял так сказать, не пугался во снах и не воевал с ней , задвигая на периферию своего подсознания – именно так стоит сформулировать подобные проявления  языком современной психологии.

Можно сказать что воля суккуба – это и есть полное игнорирование правил и та самая мятежность, что просыпается во многих из нас, т.е активное движение супротив установленным социальным клише, которые чаще взращивают в нас комплексы, нежели несут какой либо позитив. Но стоит только произнести заклинание и вы загоняете своего персонального суккуба – инкуба (даже просто любого демона без сексуального подтекста) вновь на подкорку, потому как он по сути Вы и есть и его воля – ваша воля.

Так присутствуют ли здесь на самом деле мотивы мистического?

*


Итак, Тень способна очень сильно усложнить нам жизнь, порой даже сделать невыносимой, но самое неприятное (осознаваемое в итоге) что тень – это часть нас. Это определенный слой нашей психики. По сути, мы сами усложняем свою жизнь, притягиваем в нее определенные события, хотя порой обстоятельства бывают значительнее сильнее нас…но все же…

Возможно ли теряя связь со своей Тенью и не принимая ее в своей жизни, игнорируя ее (тем самым обижая, вместо того чтобы принять, понять и подружиться) – притянуть в свою жизнь уже проблемы извне ? Вполне. ЧЛ как точка апогея орбиты самой Луны, так или иначе напрямую завязана на принципе адаптации, принятия или непринятия. Находясь в этой точке, Луна имеет минимум защиты и максимум открытости для самых разнообразных воздействий – как для положительных, так и  для воздействий не самого приятного свойства. Т.е., можно предположить, что ЧЛ связана с максимальным снятием защит и всяческих покровов и наслоений.  Это вопросы уязвимости, открытости чего-либо или для чего-либо.

Из всего вышесказанного должно стать понятным, что ЧЛ как Тень – это то, что мы предпочитаем не демонстрировать окружающему миру. Т.е это комплекс наших страхов, комплексов и чувства вины. Это также и то, что мы не желаем принимать во внешнем мире, сторонимся этого. Это то, что доставляет нам дискомфорт. Сами того не желая мы часто идем за своей «тенью» полностью ей подчиняясь (как посторонней личности, существующей вне нас самих), вместо того, чтобы понять что идем мы сами за собой, причем увлекаемые не самой понятной и однозначной частью себя. По сути – следуем в потемки и запутываемся в себе еще сильнее. Поскольку часто опыт как раз переживается в неприятии ( принцип неприятия своей Тени) т.е. в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания, то человек постоянно притягивает к себе обстоятельства, события и личности, которые снова и снова приводят его к необходимости переживать этот же опыт.

*


Использованные материалы:

М. Стайн, «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию» ;

Ц. Короленко, «Психосоциальная аддиктология» ;

Б. Браун, «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть» ;

И. Якоби, «Психологическое учение Карла Густава Юнга».



D76  / 2017



Комментариев нет:

Отправить комментарий