В Италии Libra и Bilancia, во Франции Balance, в Германии Wage, у Байера – Wag, у Боде – Waage, но у англо-саксов – Wæge и Pund, а у англо-норманнов – Peise, все имеют одинаковое значение – весы.
Древние греки не ассоциировали эти звезды с весами, многие из них считали их до относительно недавнего времени Клешнями Скорпиона, известного прежде как двойной знак. Гигин [Astron. II.26] описывает его как dimidia pars Scorpionis.
Птолемей использует восемь звезд в своем Χηλαί, разделенном на две части, βόρειος и νότιος – и девятью ἀμόρφωτοι. Арат знает этот знак под тем же именем; он состоит из слабых звезд, – φαέων ἐπιδυέες – но представляет собой большое единое целое – μεγάλας χηλάς. Эратосфен включает звезды Клешней в состав известного всем Скорпиона, и называет все созвездие Σκορπίος, ссылаясь при этом на Χηλαί; так же поступает Гиппарх, но этот последний использует названия Ζυγόν или Ζυγός; это название становится общим для Весов, и мы видим их в рукописях 9-го века под названием Zichos.
Они эквивалентны латинскому Jugum, Скоба или Коромысло весов, хотя ученые авторы Рима использовали Libra, и это его название сохранилось до наших дней.
Древние названия, впрочем, оказались довольно живучи, и в Latin Almagest 1551 года издания эти звезды обозначены как in jugo sive chelis ; Флемстид также использует его при описании Весов.
Утверждение, встречающееся довольно часто, о том, что созвездие было придумано в то время, когда в нем находилась точка весеннего равноденствия, представлявшая собой точку равенства дня и ночи, отражено даже у Манилия, -
Такой час найдется, когда день готов уступить ночи в Весах или победить ее в середине весны,...
и повторяется у Джеймса Томсона в его Временах года (Весна), - Весы делят год на две равные части, -
у Эдуарда Янга в его Imperium Pelagi, в обращении к королю, -
Повелитель порядка! С тебя,
Взвешивающего народы на весах судьбы,
День и ночь берут пример равновесия, -
...и у Лонгфелло в его Календаре поэтов (Сентябрь), -
Я приношу Весы, что уравновешивают день и ночь.
Это представление породило название Noctipares, Равноденствие; но весы редко находятся в состоянии равновесия, о чем пишет Мильтон:
...Враг возвел глаза,
Свою увидел чашу, что взвилась
Высоко...
Римляне утверждали, что оно было добавлено ими к первоначальным одиннадцати Зодиакальным знакам; ранее не имевшие определенной формы рассеянные звезды были сгруппированы в созвездие и впервые появились как Весы в классические времена в Юлианском календаре, в который Цезарь, будучи pontifex maximus, поместил это созвездие в 46 году до н.э.; в работах по исправлению календаря принимали участие Флавий, римский писатель, и Созиген, астроном из Александрии.
Существуют монеты, на которых Весы показаны в качестве инструмента, который, как полагает Спенс, представляет собой символ правосудия Августа; здесь можно вспомнить аллюзию Вергилия в первой Георгике, относительно места созвездия на небе. Обращаясь к императору, чей день рождения совпал с прохождением Солнца между звезд Клешней, он предполагает местом надлежащего упокоения его души после смерти, когда она воспарит к богам, намекая на свободное место, освобождаемое Скорпионом специально для нее :
Новой примкнешь ли звездой к медлительным месяцам лета
Меж Эригоной и к ней простертыми сзади Клешнями?
Их Скорпион пламенеющий сам добровольно отводит,
Освобождая тебе в небесах пространства избыток.
Однако далее он же пишет:
Лишь уравняют Весы для сна и для бдения время,
а еще через несколько строк , - о двенадцати созвездиях, - duodena astra.
Мильтон в Потерянном рае так говорит о происхождении Весов:
Господь
Весы на небе поднял золотые;
Меж Скорпионом и Астреей (Дева) мы
И ныне видим их.
У Гомера так же:
Зевс распростер, промыслитель, весы золотые.
Хотя, возможно, оригинальный стих Мильтона, по всей вероятности, не содержит ссылки на Весы.
А вот Гомер скорее всего знал о том, каким именно образом жители его страны представляют себе это созвездие, и, как предполагается, имел некоторые познания относительно прочих созвездий, – во всяком случае, ссылки на них, пусть и немногочисленные, имеются в Илиаде и Одиссее.
Байер говорит, что греки называли его Коромысло весов, и Весы.
Ампелий [Lib. Mem. 2,7] называет его Mochos, в честь изобретателя инструмента; название Девы, Astraea, Астрея, Звездная Богиня, по-гречески, также иногда применялось для него, как олицетворения справедливости, символом которой были весы.
Эддисон посвятил им 100-й выпуск Tatler – вышедший 29 ноября 1709 года, - "знаку в небе, имя которому Весы", и своим представлениям, согласно которым Богиня Правосудия нисходит из этого созвездия, чтобы судить людские поступки; прекрасное продолжение античной мысли, соединяющей Деву-Астрею и Весы. Возможно, он был вдохновлен воспоминаниями о своих студенческих днях, проведенных в Оксфорде, где часто видел этот символ в руках скульптуры судьи в мантии, расположенной на фронтоне колледжа.
Манилий, имея в виду комбинированное название, пишет о нем, связывая с юриспруденцией:
Никакие другие звезды не могли дать жизнь Сервию – справедливому реформатору законов. Любое спорное дело, требующее мудрого арбитра, решат дети Весов,
намекая на Сервия Сульпиция Руфа Лемония, великого римского юриста, ученика и друга Цицерона.
Сам Цицерон использует Jugum (Ярмо), словно это название было широко известным; и, явным образом нарушая распоряжение Цезаря относительно его нововведения, пишет [О дивинации, II.98]:
Фирман утверждает, что Рим родился, когда Луна была в созвездии Ярма (Весов), и он, не колеблясь, предсказал судьбы Рима.
В священных книгах Индии оно обозначается как Tulā, а тамильское это – Tulam или Tolam, Весы; в зодиаке этой страны был изображен человек, стоящий на одном колене и держащий чаши весов; но Вараха Михира использует Juga или Juka от ζυγόν, что является заимствованием из греческой астрономии, пришедшей в эту страну, насколько известно, в начале нашей эры; но он также использует название Огонь, вероятно, из-за его древнего представления в виде алтаря.
В Китае это были Звезды Долголетия, но позднее, после принятия «западного» изображения, стали Tien Ching, Небесными Весами; и даже законы страны, предписывающие ежегодную проверку весов, предположительно, были приняты с некоторыми ссылками на этот знак. В раннем солнечном зодиаке это созвездие было Дракон, национальный символ.
Манефон и Ахилл Татий говорят, что Весы возникли в Египте; это ясно видно из изображения на Дендерской и других планисферах, как простейших рычажных весов, символ Ниломера, сооружения для измерения уровня Нила. Кирхер приводит коптско-египетское название Λαμβαδία, Место Искупления (?).
Евреи, как говорят, знали его под именем Moznayim, Рычажные Весы, у Риччоли – Miznaim, и изображали, как полагают, на знаменах Ашера (Асира), хотя другие считают символом этого колена Стрельца, утверждая, что Весы вообще не были известны евреям, и что это место обозначается их буквой Tau; также утверждается, что Дева – символ Ашера, а Стрелец – Иосифа.
Сирийцы называют его Masa᾽thā, которое Риччоли приводит как Masathre; персы – Terāzū или Tarāzūk, все слова обозначают весы; на персидской планисфере изображен человек, с весами в одной руке и ягненком в другой, что является обычной мерой веса при взвешивании на древнем Востоке.
Арабские астрономы, после Птолемея, знали эти звезды как Al Zubānā – Клешни, или, во множественном числе, Al Zubānatain превратившееся в Almagest 1515 года издания в Azubene; но несколько позже, под влиянием Рима, они стали Al Kiffatān – Весы с Чашками, и Al Mīzān – Рычажные весы, которые Байер впоследствии приписал евреям.
Они появились в Alfonsine Tables и других сочинениях как Almisan, Almizen, Mizin; Шикард пишет Midsanon.
Риччоли использует Vazneschemali и Vazneganubi, или Vaznegenubi, применяя эти названия соответственно к правой чаше и левой чаше, а также к их ярчайшей звезде.
Изображения Весов имеются на монетах Пальмиры, а также Пифодориды, властительницы Понтийского царства.
Хотя кажется невозможным с уверенностью установить время и место происхождения этого нынешнего созвездия – на этом месте прежде Клешней располагались более древние фигуры, например, в Халдее, и даже более чем одна; в самом деле, Птолемей утверждает, что оно происходит из этой страны.
Браун полагает, что его нынешний символ, считающийся обычно изображением рычажных весов, представляет собой верхнюю часть древнего вавилонского Алтаря, расположенного в зодиаке непосредственно перед Скорпионом, и изображен на драгоценных камнях, табличках и межевых камнях, самостоятельно или в паре. Следует напомнить и о связи 7-го месяца, Tashrаtu, с 7-м знаком и со Священным Холмом, Tul Ku, обозначающим библейскую Вавилонскую башню, увенчанную алтарем, – звезды в этом созвездии образуют круговой алтарь.
Иногда это вавилонское изображение превращалось в Курительницу, часто в Лампу. В этой связи можно вспомнить, что другое название созвездия – Жертвенник. Эта Лампа также была обнаружена изображенной на межевых камнях в клешнях Скорпиона, и мы видим ту же самую идею воплощенной позже на глобусе Фарнезе и издании Гигина 1488 года, где Весы заняли место Лампы.
Когда Алтарь, Курительница и Лампа с течением времени были забыты или отодвинуты к югу, Клешни остались на том же месте, и, возможно, расширялись, пока не были окончательно заменены Весами.
Стоит также отметить, что восьмой Зодиакальный знак часто изображается двойным, и это трудно не заметить в паре зодиакальных скорпионов, высеченных на ассирийских табличках, – прототип греческого Скорпиона и Клешней. И Весы и знак, в конечном итоге обретшие свой нынешний вид, явно происходят из Вавилона.
Браун также говорит, что вавилонское Sugi, Ярмо Колесницы, напоминают произношением и значением Jugum в Греции и Риме соответственно, и что астрология привносит доказательства в пользу вавилонского происхождения, ибо утверждает, что Весы, – по крайней мере, их северная часть, – есть сулящий благо знак, каковое представление идет от астрологов Вавилона, ибо – когда звезды Sugi чисты, будет хороший урожай.
В классической астрономии древности этот сегмент неба представлял собой Дом Венеры, поскольку, согласно Макробию, эта планета находилась здесь при Сотворении; кроме того, эта богиня соединяет между собою человеческие пары узами супружества. Отсюда происходит название Veneris Sidus; астрологи 14-го века настаивали, что те, кто родился под этим знаком, будут неуверенными в себе и сомневающимися.
Он также оказывал влияние на коммерцию, как пишет об этом Бен Джонсон в Алхимике:
В его доме жизни находятся Весы: предназначив Ему быть коммерсантом, и заниматься торговлей; и управлял поясничной областью человеческого тела. Он покровительствует сегодня Эльзасу, Антверпену, Австрии, Эфиопии, Франкфурту, Индии, Лиссабону, Ливонии, Португалии, Савойе, Вене и нашему Чарльстону; но в классические времена – Италии и, что естественным образом связано с его историей, - в особенности Риму, с Вулканом как его блюстителем. Таким образом возникло название Vulcani Sidus.
Ему приписывался контроль над нежным западным ветром, Зефиром, согласно мифологии, сыном Астрея и Авроры.
Благочестивые язычники именовали эти звезды Колесницей Плутона, на которой этот бог увез похищенную Прозерпину, – прилегающее созвездие Девы.
Первые христиане вообще видели в этом созвездии апостола Филиппа.
*
Весы (знак Зодиака). Базовые астрологические клише:
— противоречивость, неоднозначность;
— избегание напряжений, активные
поиски уюта, покоя и удовлетворенности;
— стремление к равновесию,
гармонии, миру, порядку, тишине и красоте; материя приобретает гармоничную
форму; установление соответствия между формой и сущностью;
— мягкость; такт, вежливость,
дипломатичность, непредвзятось и адекватность в восприятиях;
— не конфликтность,
неагрессивность, тяга к сотрудничеству; соглашение; взвешенность оценок; совершенствование
непродуманных действий;
— споры разрешаются
миролюбиво, конфликты и противоречия улаживаются путем поиска компромиссов,
соглашений и договоров; конструктивное взаимодействие;
— интерес к людям; сотрудничество;
осуществление самости во встрече с другими; тяготение к установлению широких
связей;
— союзы и объединения; коллективизм;
— необходимость во внешнем
(групповом или социальном) подтверждении правильности избираемого пути;
— ассоциирования;
сопоставления; сравнения; оценки; «да или нет», «хорошо или плохо»;
— упорядоченная аргументация;
интеллектуально оформленные мотивы;
— поддержание равновесия
между любопытством и интуицией; баланс восприятий и преувеличений;
— первое впечатление имеет
значение;
— эстетизм; тяготение к
прекрасному; чувство прекрасного;
— обаяние, артистизм;
— распределение
ответственности на всех;
— уход от споров и
конфликтов; недопустимые компромиссы; острые вопросы игнорируются;
— недостаток энергии для
совершения конкретных действий, направленных на гармонизацию и упорядочивание
мира вокруг;
— переоценка имеющихся сил;
— преобладание эстетики над этикой;
— неуверенность в себе;
колебания; излишняя уступчивость; слабоволие; трусость;
— чрезмерное теоретизирование
при отсутствии желания действовать практически;
— подчинение всех мыслей чувствам;
— сильная зависть в сравнение себя
с другими.
*
Материалы :
Richard Hinckley Allen, «Star Names. Their Lore and Meaning»,
и др….
Комментариев нет:
Отправить комментарий