le Taureau во Франции, il Toro в Италии, и der Stier в Германии, везде это созвездие было известно с самых древних времен, и, как кажется, было сформировано в период с 4000 до 1700 г. до н.э., в золотые века древней астрономии, поскольку здесь находилась точка весеннего равноденствия; во всех дошедших нас с того времени источниках он упоминается как начинающий собою год. Именно по этой причине Вергилий пишет о нем в Георгике:
Что ни год, и о просе забота,
Чуть лишь Телец белоснежный своим позолоченным рогом
Год приоткроет, и Пес уступит звезде супротивной.
…и это поэтическое описание хорошо согласуется с мифологическим представлением о нем, как о быке, похитившем Европу, поскольку в мифах он предстает именно таким.
Ταῦρος – его универсальное название в греческой литературе, иногда конкретизируется как Τομή и Προτομή – Бюст, поскольку на рисунках изображалась как правило только передняя часть быка. Цицерон следует этому представлению в своем prosecto corpore Taurus, передняя часть Тельца, и Овидий в своем
Pars prior apparet Posteriora latent (видно переднюю часть, задняя скрыта от глаз).
По поводу этого, мифологи высказывают мнение, что когда Телец, олицетворявший собой животное, унесшее Европу, переплывал море, его задняя часть была скрыта волнами. Эта ассоциация с Европой породила такие названия созвездия как Portitor, или Proditor, Europae; Agenoreus, встречающееся у Овидия, от имени того, кто принял его обличье; и Tyrius, у Марциала, по имени страны, из которой он похитил Европу. Это неполное изображение Тельца послужило причиной того, что в ранних каталогах он обозначался как Sectio Tauri, что было принято арабами, разделившими созвездие по границе, проходящей через звезду ο Тельца, и образовавшими из задней четверти самостоятельное созвездие Al Ḥaṭṭ, известное Улугбеку, и переводящееся как Sectio. На древних изображениях он показан почти всегда в том же виде, что и в наши дни, хотя некоторые изображают его полностью, Плиний и Витрувий [IX.3.1] пишут о Плеядах как cauda tauri, Хвост Тельца, что подразумевает полное изображение.
Арат называет своего Тельца как πεπτηώς – "припавшим к земле"; Цицерон – inflexoque genu, "согнувшим колени"; Манилий – nixus, "борющийся"; в другом месте: Во главе созвездий летит златорунный Овен; обернувшись, он смотрит на Тельца, встающего задом наперёд, наклонив голову и шею,…
…а также
Телец восходит задом наперёд
Телец, сонный теперь, когда плуг оставил его плечи…
В таком виде он изображается почти на всех вавилонских рисунках, с непропорционально большими рогами. На это последнее намекает Арат, когда называет созвездие Κεραόν, что нашло свое отражение в Cornus (копье или дротик, изготовленный из кизилового дерева) Овидия.
Тот же автор пишет об этом созвездии:
То ли Тельца славят здесь, то ль Телицу, узнать невозможно,
по причине несходства легенд об Ио и Европе; некоторые поэты, изменив пол, называют эти звезды Io, Скиталица, также объект внимания Юпитера, которую, чтобы спасти от ревнивой Юноны, превратил в корову. Они также меняли название на эквивалентные Juvenca Inachia и Inachis, от её отца Инаха.
Еще один вариант названия происходит от мифа, сделавшего Тельца Amasius Pasiphaes, Возлюбленным Пасифаи; но Chironis Filia у Лаланда кажется совершенно непонятным.
Предположение, что Телец был одним из двух "меднокопытных" быков, на которых предводителю аргонавтов Ясону следовало вспахать поле, возможно, имеет отношение к астрономии, и Томпсон пишет:
Знак Тельца, возможно, представлял Критского быка; а прохождение солнца через этот знак, возможно, было небесным Βόσπορος, плаванием аргонавтов.
Это название имеет много синонимов на разных языках: в Аравии Al Thaur, выродившееся в El Taur, Altor, Ataur, Altauro, у Шикарда; Tur, у Риччоли; и даже современное Taur, в англоязычном Standard Dictionary. В Сирии оно было Taurā; в Персии Tora, Ghav, или Gāu; в Турции Ughuz; в Иудее Shōr, но здесь имелось также еще одно название, Rᵋ᾽ēm, слово, которое переводят (иногда) как "единорог" или как "дикий бык".
Латинские авторы писали о нем, используя название, которое известно нам сегодня, но к которому Германик добавляет Bos, также он был Princeps armenti, Вожак Стада, и Bubulcus, сельский Погонщик Волов, название, более обычное и корректное, впрочем, для Волопаса; Лаланд приводит Bubulum Caput.
Манилий характеризует Тельца как dives puellis, "богатым девами", ссылаясь на семь Гиад и семь Плеяд, дочерей Атласа, и не видит в нем более ничего, достойного примечания. На одной древней греческой гемме изображены три обнаженные фигуры, стоящие на голове Тельца, взявшись за руки, одна из них указывает на цепочку из семи звезд на его спине, которую Ландсир полагает Гиадами.
Золотые мухры или мухуры и зодиакальные рупии, приписываемые Джехангир Шаху, 1618 год, изображают Тельца полностью, но как бы лишенное сил обычное животное, с горбом в виде полумесяца, присущим индийским быкам. В таком виде созвездие повсеместно изображалось на берегах Евфрата, и было описано как Κυρτός древними комментаторами Syntaxis. Но на серебряных рупиях некоторых правителей оно изображалось только наполовину, исполненное сил и угрожающе наклонившее рога, именно так, как это дает понять Манилий словами flexus и nisus, изогнутый и напряженный, а Лукиан – curvatus, изогнутый.
На древней монете острова Самос, возможно, 6-го века до нашей эры, он изображен наполовину, с согнутыми ногами, и головой льва на аверсе; на другой монете города Фурия, в Лукании, в 4-м столетии до н.э., имелся полный вид этого животного, изготовившегося к нападению. Еще на одной, из того же города, бык изображался с птицей на спине, возможно, символизирующей голубя Плеяд.
Южноамериканские племена имели представления о Тельце, сходные с европейскими; Ла Кондамин, знаменитый французский ученый, говорит, что индейцы Амазонки видели в Гиадах голову быка; в то же время Гогет (Goguet) с большей определенностью заявляет, что во времена открытия этой реки, Яньесом Пинсоном в 1500 году, местные жители именовали эти звезды Tapüra Rayoaba, Челюсть Вола.
В Китае оно являлось частью Белого Тигра, и также было известно как Ta Leang, Великий Мост, с очень древним обозначением Гиад и Плеяд; но как зодиакальное созвездие, оно мыслилось как Петух, или Hen, перекликающееся с современной Курицей с Цыплятами (Плеяды). Когда иезуиты ознакомили китайцев со своей звездной номенклатурой, оно стало называться Kin Neu, Золотой Бык.
После того, как египетский культ бога-быка Осириса распространился в других странах Средиземноморья, Телец, естественно, стал его небесным изображением, подобно его жене и сестре Изиде, и созвездие иногда так и называлось; но звездный Бык, страны Нила не имел ничего общего с европейским, по крайней мере, очень долгое время. Тем не менее, это созвездие открывает зодиакальный цикл на стенах погребальной камеры в Рамессеуме; и каково бы ни было его название, его звезды, вне всякого сомнения, играли важную роль в истории и религии Древнего Египта, и не только по причине находившейся в нем некогда точки весеннего равноденствия, но и по причине представлений о том, что человек был создан в то время, когда солнце находилось в этом созвездии. В коптском Египте оно, или Плеяды, были Ὥριας, Хороший Сезон; у Кирхера – Statio Hori, хотя оно было более известно как Apis, современная форма древнего Hapi, божество, вера в которого, возможно, зародилась намного раньше эпохи строительства пирамид.
Как начинавший еврейский зодиак, он обозначался A или Āleph, первой буквой алфавита, рисунок которой напоминает рисунок морды и рогов быка; некоторые Таргумы называют его символами колен Манассии и Ефрема, основываясь на словах Моисея, которыми он благословляет Иосифа, Второзаконие, глава 33, - его рога - рога дикого быка; другие утверждают, что он имелся только на знаменах Ефрема; или же относят его к Симону и Левию, которые, в соответствии со словами Иакова, - перерезали жилы тельца; или к Иссахару, "ослу крепкому", несущему вместе с быком бремя трудов.
Он считался первым животным, принесенным в жертву Адамом, или связывался с жертвами, приносимыми в еврейском храме; христианская школа, представителем которой является Новидий, считала Тельца Ox, быка, стоявшего рядом с ослом около яслей при рождении Христовом.
На Цейлоне Телец назывался Urusaba, в древней Индии Vrisha, Vrishan, или Vrouchabam; на тамильском языке – Rishabam; но впоследствии Вараха Михира дает ему название Taouri, его перевод слова Телец, а аль Бируни, в своей Индии, Tāmbiru.
У друидов он был важным объектом поклонения, их великий религиозный праздник, Tauric, отмечался, когда солнце находилось в его границах; и, возможно, отсюда происходит любопытная гипотеза о том, что торы (причудливые скалы) Англии были старинными местами отправления культа, подобно тому как выпекаемые сегодня куличи якобы представляли собой изначально торты в форме быка и связаны со своим звездным прообразом, причем связь эта прослеживается на протяжении веков и берет свое начало в Египте и Финикии. У шотландцев есть легенда о том, что в канун Нового года Candlemas Bull в сумерках восходит на небо и парит там, - очевидное утверждение, с которым трудно не согласится.
В англо-саксонской Manual of Astronomy 15-ого века, он назван Fearr.
У шумеров/вавилонян эта часть неба называлась GU.AN.NA «Небесный Бык». Это название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего города и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, когда на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца – война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).
Не исключено, что греки – переняли это созвездие : якобы первоначально у греков существовали два небольших отдельных созвездия: Плеяды и Гиады (нынче, соответственно входят в состав Тельца). Позже около них под влиянием ближневосточной астрономии было достроено единое созвездие. Также в античной Греции был известен V-образный астеризм, включающий звезду Альдебаран и Гиады. Вероятно, он тоже мог зваться Быком или, может быть, Рогами.
Сегодняшний зодиакальный Телец изображается символом соединения двух космических тел – Солнца и Луны. Солнце внизу, а над ним возвышается полумесяц. Возможно, именно из-за этого полумесяца одно из названий Тельца, – Рога. Интересно, что в древности именно рога были признаком божественного происхождения. Богов во многих культурах изображают рогатыми. Это мы видим и в изображениях Зевса эллинской культуры, и в рисунках шумерских богов.
Действительно, у египтян бык Апис был воплощением Осириса и второй жизни, слугой Птаха. У греков бык считался священным животным Зевса, а также Диониса, который изображался с рогами, а иногда и с головой быка, когда символизировал мужское начало. Критский Зевс, олицетворявший небо, назывался богом-быком, а его супруга Гера, как и египетская Изида, изображалась иногда с коровьей головой. Чаще всего бык посвящался Посейдону, его виночерпиев звали быками. Солнечному богу Гелиосу принадлежали быки, 7 стад по 50 голов. А бога Аполлона называли Номиос, хранитель стада Индийский Шива путешествует на быке – хранителе Запада, «быком мощным» является также бог Агни. Бык символизирует жизненное, всеобнимающее дыхание Адитьи, которое является формой Индры, его плодородным аспектом.
Александр Македонский, великий полководец древности, причислил себя к пантеону богов и искал божественного бессмертия в своих многочисленных походах. Его профиль на печатях также имеет рога – признак богов.
В зодиаке Телец видимо одно из самых древних созвездий, поскольку в жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, и с быком (тельцом) связывали то созвездие, где Солнце как бы побеждало зиму и возвещало приход весны и лета.
Древнегреческий миф утверждает, что Телец – это Зевс, превратившийся в белого быка, чтобы похитить Европу и перевезти ее на остров Крит. По другой версии, – это критский бык, побежденный Гераклом в седьмом подвиге, возможно тот самый в которого превратился Зевс, после чего этот бык был помещен среди созвездий. Есть версия, связывающая название со свирепыми огнедышащими быками, прирученными Ясоном в Колхиде.
Возвращаясь к Зевсу, который перевозил Европе у себя на спине по реке : часть созвездия, на звездных атласах соответствующая голове быка, яркая и интересная: тут тебе и астеризмы Плеяды, и Гиады, и яркий огненный Альдебаран – а остальная заполнена редкими слабыми звездочками. Это понятно: тело быка находилось под водой, когда он переплывал море, а голова возвышалась над волнами.
*
Комментариев нет:
Отправить комментарий