мнение

 


Где мудрость,а..?

Где мудрость,
Утонувшая в знании?
Где знание,
Утонувшее в информации?
Т. С. Элиот
Лет десять назад любили говорить, что количество доступной информации каждые пять лет удваивается. Кто знает, насколько быстрее информационный взрыв движется сегодня, если принять во внимание стремительную экспансию Интернета и существование тысяч баз данных? Однако соотношение информации используемой и информации доступной день ото дня сокращается. И нет сомнений в том, что отношение сведений полезных к общему объему доступных является в наши дни низким как никогда. Если принять во внимание общий упадок академических, научных и журналистских стандартов, а также глобальный бунт против всякого рода авторитетов, поддерживаемый Интернетом, сравнение Всемирной паутины с гигантским музеем, в котором нет хранителя, становится все более и более уместным.
При всей доступности информации и псевдознаний каждый человек, стремящийся к глубокому пониманию человеческой жизни и обретению душевного покоя, наверняка задастся тем же самым вопросом, что и Т. С. Элиот: где мудрость? Иными словами, что может дать нам реальное понимание нашей конкретной ситуации, тех межличностных и культурных проблем, с которыми сталкивается общество? Мы должны признать, что тенденции последних десятилетий не смогли принести желанных решений, поэтому нам необходимо опробовать новый, холистический подход, непредвзято интегрирующий весь обширный спектр методов познания личности. Искусственное разделение, существовавшее в прошлом, должно быть отвергнуто, если оно мешает поиску полезных методов и практических результатов.
Бывший президент Нью-йоркской публичной библиотеки, философ и историк Вартан Грегорян пишет:
Я обеспокоен тем, что технологический прогресс перестает быть средством, и превращается в самоцель, выходя из-под контроля человека и устанавливая свою власть над ним, отчуждая нас от самих себя, общества и окружающей среды… Мы становимся свидетелями растущего и, на мой взгляд, искусственного, необязательного разрыва между гуманитарными и точными науками… Я верю, что, если наше общество хочет выжить, нам не обойтись без реинтеграции знания… Технология является культурным артефактом; она создана нами. Это всего лишь средство для достижения цели, которую мы должны определить для себя сами. Мы должны управлять ею, иначе она уведет нас не в ту сторону.
Во многих своих книгах Артур Кестлер предлагает свой способ «переброски моста» через деструктивную и совсем необязательную пропасть между количественным и качественным подходами к пониманию жизни. Он указывает, что любознательность и любопытство (как интеллектуальный и эмоциональный компоненты) «сообща толкают ученого и художника на путь исследования». Если мы все поймем, что разнообразие подходов всем идет на пользу, это немало поспособствует кооперации между различными дисциплинами, профессиями и частями общества. Кестлер приводит график (см. рис. 4.1), который чуть-чуть изменен, дополнен астрологией, которая, в частности, представляет собой метод изучения личности и опыта, взаимодействия человека с окружающими, а также жизненных энергий и циклов на основе уникальной комбинации количественных и качественных подходов.

По словам Кестлера, этот график, приведенный им в книге «Акт творчества» («The Act of Creation»), был призван проиллюстрировать непрерывную взаимосвязь «двух культур» (гуманитарных и научных дисциплин) и широту спектра областей знания:
Вертикальная ось представляет собой «Объективную истину», которую можно проверить путем эксперимента, а горизонтальная отвечает за субъективное восприятие «Красоты». Объективная истина — удел интеллекта, а красота — удел эмоций. На графике близкие друг другу области науки и искусства выстроены в непрерывный ряд. Когда мы движемся вниз по кривой, то возможность «объективной проверки» уменьшается, в то время как субъективно-эмоциональная составляющая возрастает. Однако даже в верхней части кривой, в царстве чистой математики, мы обнаруживаем неразрешимые логические парадоксы и математиков, ищущих «красоту в уравнениях». С переходом от математики к физике элементарных частиц возможность интерпретации эмпирических данных становится все более противоречивой. Двигаясь дальше вниз, от так называемых точных наук типа химии, мы проходим биологию, а потом медицину (увы, куда менее точную науку), затем такие гибридные дисциплины, как психология и биография, попадая в область чистой беллетристики… Цель этой игры — показать, что, какую бы шкалу ценностей вы ни выбрали, все равно приходится двигаться через континуум, не встречая никаких разломов и брешей между двумя культурами.
Астрологию можно описывать и объяснять по-разному, но в контексте графика Кестлера вполне возможно было бы назвать ее, когда она применяется с целью понимания индивидуальных характеров, видом математической биографии. Это очень подходящий термин, поскольку астрология включает в себя изучение внутренней и внешней жизни человека («биография»), основываясь на точном математическом фундаменте расчета планет — их расположения на небе и геометрических соотношений друг с другом и с Землей. Более того, карта рождения (или гороскоп, если воспользоваться терминологией древних греков) — это попросту карта неба, как она видится с Земли в точный момент рождения индивида и точно в той точке, где он родился. Размышляя о термине «математическая биография», можно вспомнить о том, что философ, композитор и астролог Дейн Редьяр (1895-1990) еще в 1936 году назвал астрологию «алгеброй жизни». Это определение появилось в его революционном труде «Астрология личности», где данная дисциплина впервые соединялась с глубокой психологией. Эта замечательная книга издана в сотнях тысяч экземпляров на многих языках и продолжает переиздаваться по сей день.
Другой подход к астрологии, особенно для новичков, — это просто увидеть в ней продолжение и расширение нашей повседневной реальности. Речь идет о времени и вращении планет (в том числе и Земли). Каждый понимает, какую роль в его жизни играют сутки, месяц, год. Каждому известно, что за сутки наша планета поворачивается вокруг своей оси, за месяц Луна совершает полный оборот вокруг Земли, а за год наша планета обходит вокруг Солнца. Каждый может видеть очевидные корреляции нашего повседневного образа жизни с этими циклами Солнечной системы. Поэтому для того, чтобы прийти к "фундаментальным основам" астрологии, человеку достаточно просто раздвинуть границы своего сознания за пределы орбиты Земли и Луны в другие измерения жизни. Нужно только настроиться на другие циклы, существующие в Солнечной системе, признав, что они занимают свое законное место в системе, чтобы она могла нормально функционировать. Да, циклы и ритмы Земли, Луны и Солнца имеют наиболее очевидную связь с жизненным опытом, общую для всех людей. Но дает ли это основания сомневаться в том, что и другие планеты могут иметь схожие связи с нашей жизнью, пусть и более тонкие, с трудом, воспринимаемые физическими органами чувств?
Новые открытия и новые модели, создаваемые современной наукой, все чаще указывают на неизбежное единство и взаимосвязь всего сущего, всех измерений жизни. С течением времени количественные, и качественные направления науки кажутся все менее чуждыми друг другу. В «Лунатиках» Кестлер объяснял, как некоторое время назад количественный подход угрожал стереть в порошок все другие методы познания жизни:
Утверждение Галилея, что «книга природы написана на языке математики», рассматривалось его современниками как парадокс; сегодня это никем не оспариваемая догма. Долгое время сведение качества к количеству (например, цвета, звука и излучения — к частотам колебаний) приносило такие замечательные плоды, что казалось ответом на все вопросы. Но когда физики подошли к изучению первооснов материи, качество отомстило им: метод его низведения в количество все еще работал, но мы уже перестали понимать, что же мы, собственно, низводим.
Иными словами, количественный подход, настаивающий на том, что в жизни реально только то, что можно измерить, достиг крайней, парадоксальной точки, где мы вновь вынуждены признавать реальность и глубокую ценность универсальных качеств, принципов, добродетелей и тех сфер жизненного опыта, которые абсолютно неизмеримы. И еще стоит обратить внимание на то, что астрология представляет собой систему, которая интегрирует и синтезирует качество и количество; это язык качественных описаний и разграничений, основанный на фундаменте точных математических измерений Солнечной системы.
В последние десятилетия наблюдается настоящий взрыв новых идей и моделей, которые преодолевают старые дихотомии, над которыми люди давно уже ломают голову. Жесткие категории «науки» рассыпались, дав нам возможность вздохнуть полной грудью в интеллектуальном, эмоциональном и духовном отношениях. Более того, мы должны понимать, что научные «истины» всегда выражают точку зрения, господствующую на текущий момент. Поэтому сегодняшняя научная версия истины или действительности возможно неизбежно изменится и, может быть, в будущем будет полностью отброшена. А может быть и нет...Хотя, каждый честный человек, знакомый с историей человеческой мысли, должен признать, что в утверждениях современных ученых также немало предрассудков и недоразумений, чем было в древних науках и мифах.
Лоренс Кассиди, ученый, не гнушающийся изучением и применением астрологии, писал, что многие существующие сегодня физические теории указывают на возможность мгновенного сообщения через пространство. Объясняя, почему все планеты Солнечной системы имеют отношение к человеческой жизни, как бы далеки они ни были от Земли, он продолжает: «Космические расстояния в определении причинно-следственной связи роли не играют».
Популярная книга Линн Мактаггарт «Поле» («The Field») обобщает многие недавние открытия в области науки и целительского искусства, указывая на зарождение единства в осмыслении нами жизненных явлений и своей собственной природы. Автор пишет: «В основе Вселенной имеется субструктура, которая, по существу, записывает все происходящее, позволяя всему сообщаться со всем остальным». Далее она делает вывод, что «люди неотделимы от своего окружения. Живое сознание — это не изолированная единица». Много места в книге занимают свидетельства, опровергающие старые представления о пространстве, времени и формах материи. Мактаггарт утверждает, что «мы должны рассматривать себя как сложную сеть энергетических полей, находящихся в динамичном взаимодействии». Далее она пишет: «Вселенную можно понять, лишь рассматривая ее как паутину взаимосвязей через все пространство и время». Такая терминология удивительно схожа с тем языком, которым описывал астрологию тридцать лет назад в своей книге «Астрология, психология и четыре стихии» Стефан Арройо. Существует также сходство с результатами исследования электромагнитных полей, которое многие годы проводил хирург-ортопед, профессор Роберт Беккер. В своей книге «Телесное электричество» («The Body Electric») доктор Беккер отмечает, что даже очень слабые магнитные поля оказывают на организм значительное воздействие и что «геомагнитная связь с небом и землей, по-ви-димому, гораздо сложнее, чем просто электрическая вилка, вставленная в розетку». Хотя, это ну очень спорно...
Эти современные холистические взгляды на природу жизни и Вселенной, вполне способствуют тому, чтобы даже самые скептичные и рационально мыслящие люди более спокойно и лояльно относились к астрологии (как к псевдонауке конечно же, понимая это однозначно). Они позволяют астрологам (а также ученым, врачам и психотерапевтам, которые применяют данную дисциплину с некоторой долей осторожности) в более полной мере принять позицию астрологии. Вот что пишет по этому поводу Лоренс Кассиди:
Для нас, астрологов, все эти изменения означают приток свежего воздуха. Прежде всего, выясняется, что у ученого сообщества нет никаких сколько-нибудь веских оснований для того, чтобы называть астрологию ложной дисциплиной. Может быть, и верно, что деятельность астрологов не укладывается в рамки «науки», как этот термин принято понимать в наши дни, но, поскольку почти никто из образованных людей не станет всерьез утверждать, что «научный метод» является единственной дорогой к истине, нет никаких логических причин для того, чтобы ученым не принять справедливость астрологии так же, как очарование поэзии или истинность теологии. Каждой дисциплине присуща своя методология, поэтому нет оснований ругать руку за то, что она не нога.
В конце концов, мы не должны забывать, что в любой области знаний имеем дело всего лишь с моделями, которые полезны только на время и не отражают действительность в полной мере. Впоследствии они неизбежно заменяются другими образцами. За этими ограниченными моделями, созданными людьми, прячется непознаваемая реальность, только часть которой может быть понята рациональным умом или какой бы то ни было научной системой. Реальная ценность этих образцов, по крайней мере, в тех областях знания, которые имеют отношение к физическому и психическому здоровью человека, в значительной мере определяется их способностью приносить позитивные результаты, отражающиеся в укреплении здоровья людей, улучшении их поведения, углублении понимания или большей терпимости. В разных областях знания один и тот же предмет исследования может описываться с помощью разных моделей. Рассмотрим, например, следующие два способа описания Солнца, хорошо иллюстрирующие различия между теми, кто видит пользу и ценность астрологии, и теми, кто считает себя «учеными» в традиционном смысле этого слова:
Можно сказать, что Солнце представляет собой огромное скопление водорода, и в таком утверждении есть смысл для человека, разбирающегося в химии и спектральном анализе. Но можно также назвать Солнце символом эго индивида и/или светом его жизни, и это определение имеет смысл для человека, знающего толк в духовной психологии. Можно возразить, что второе определение является всего лишь метафорическим или символическим, и в некотором смысле это правда, но ведь и описание Солнца как огромного водородного шара является метафорическим и/или символическим в не меньшей степени. Родившаяся в эпоху Ренессанса наука очень хорошо научилась обманывать себя и других, наивно ставя свои собственные метафоры выше других.
Поскольку все модели являются лишь моделями, а не отражением конечной истины и со временем, по мере развития человеческого сознания и понимания, обречены на гибель, думается, что, когда различные образцы приходят в столкновение, мыслящие люди должны смотреть на вещи в перспективе и более объективно. Одна из моделей Солнечной системы, которую можно определить как важную для понимания астрологии, приводится Джефри Гудменом в книге «Поколение землетрясений» («We Are the Earthquake Generation»). Вот как описывает автор взгляды одного теоретика-новатора:
Считая законы магнетизма более важными по сравнению с законами тяготения, он описал Солнечную систему как гигантское электромагнитное поле. Планетарная система тщательно сбалансирована, каждая из них действует как магнитный гирокомпас, и внезапное отклонение одной планеты почти мгновенно и самым непосредственным образом (за счет магнитного поля) отражается на других. Таким образом, малые планеты, оказывающие незначительное гравитационное воздействие, могут, тем не менее, своим магнетизмом существенно влиять на другие.
Обратите внимание на фразу «внезапное отклонение одной планеты почти мгновенно и самым непосредственным образом (за счет магнитного поля) отражается на других». Такой взгляд на Солнечную систему не только позволяет отказаться от закоснелых концепций пространства и времени как факторов, ограничивающих «влияние» планет, — и такой отказ неявно постулирует астрология, — но также объясняет, каким образом далекие планеты вроде Нептуна и Плутона способны оказывать столь значительные «эффекты». Такая модель Солнечной системы (как самонастраивающейся энергетической системы, в чем-то подобной электромагнитному динамо) вполне согласуется со многими новейшими научными теориями. Она также актуальна для практических астрологов, пытающихся разобраться в различных энергетических циклах и важных переменах в жизни клиентов, которые в противном случае остаются необъяснимыми.
Так какая астрология нужна людям в двадцать первом веке? И нужна ли вообще? А если нужна, то в чем ее ценность, каковы сферы применения и основы? Астрология современного типа может быть такой:
  •  основывается на эмпирических наблюдениях, а также на традиционных значениях планетарных символов;
  •  подтверждается непрерывно поступающими реальными свидетельствами и отзывами людей;
  •  используется в рамках дисциплины, имеющей четкие базовые принципы;
  •  абсолютно открыта для постоянного совершенствования и дальнейшего развития.
Стоит отметить, что астрология обладает достаточной силой понимания и исцеления. Это структура, которую с успехом могут применять те же психологи, желающие лучше разобраться в энергетике и жизненных принципах изучаемого индивида. Кроме того, она показывает, что жизнь каждого человека циклична, и к этим циклам можно эффективно приспосабливаться — если о них знать.
Некоторые даже считают, что астрология демонстрирует объективную реальность каждой личности (о которой даже сам индивид может только смутно догадываться), очищенную от наслоений, оставленных влиянием социальных требований, культурной среды и воспитания. Иными словами, карта рождения являет собой отображение глубинной природы индивида, какой она была до воздействия извне. Многие люди сегодня жалуются на отсутствие ощущения безопасности, но, чтобы почувствовать себя защищенным, человек должен в первую очередь узнать самого себя и обрести определенную самоуверенность. Возможно, что астрология (в какой то степени) является инструментом достижения этой цели, а ее роль в сфере прояснения вопросов совместимости в личных взаимоотношениях еще больше способствует тому, чтобы люди жили в мире с самими собой и получали радость от отношений с другими.
***

Комментариев нет:

Отправить комментарий