Церера в астрологии

 



Церера – ближайшая к нам, землянам карликовая планета. Обнаружена она была аккурат в первый день века 19-го, что символично. Джузеппе Пиацци решил провести в трудах праздничный день в своей Палермской обсерватории и как оказалось не напрасно. Пиацци, который, как и Гершель, всю жизнь изучал звезды, а не планеты, обнаружил новую планету, восьмую планету, движущуюся по орбите между Марсом и Юпитером. Которую уже чуть позже назвали Церерой в честь древнеримской богини.

Восьмая планета? Церера? Большинство современных людей никогда и не слышали о планете с таким названием, да и в то время многие задавались вопросом: а планета ли это вообще? Однако буквально через несколько месяцев после ее обнаружения каждый мог бы найти Цереру, стоящую наряду с Ураном и другими планетами в любом пособии по астрономии тех лет. Позднее в том же регионе неба был обнаружен крупный астероид который был назван Паллада, затем Юнона и Веста…а уж после посыпался целый град новых обнаруженных объектов. Так человечество узнало о поясе астероидов. В итоге у Цереры отобрали планетарный статус который она гордо носила несколько лет и присвоили новый, т.е обозвали ее «астероидом»…Более 100 лет Церера прозябала в этом своем унизительном для такого массивного и крупного космического тела качестве, однако 2006 год все расставил на свои места и на очередном слете Международного Астрономического Союза она себе вернула, хоть и в немного измененном виде, но все же статус «карликовая планета». Более того, в 2015-ом году человечество впервые вплотную приблизилось и «коснулось» двух из трех главных карликовых планет, а именно Цереры (космический аппарат «Dawn») и системы Плутон-Харон (космический аппарат «New Horizons») , а это значит, что они стали к нам еще ближе...

 

Снимок Цереры, сделанный АМС «Dawn» 19 февраля 2015 года


Итак, знакомимся – Церера.

 

Мифология.

 

Церера (лат. Cerēs) – древнеримская богиня урожая и плодородия, ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Церера – богиня колосящихся полей и большой жатвы. Такова ее основная функция. Иногда напрямую ассоциируется с Матерью-землей. Богиня олицетворяла плодородную землю, на которой все произрастает, цветет и пахнет... Во времена Римской Империи Церера эллинизируется – она полностью сливается с олимпийской греческой богиней плодородия и земледелия Деметрой. Появляются мистерии Цереры, подобные греческим.


*

 

Богиню жатвы, покровительницу плодородия, дарительницу урожая – Цереру, глубоко почитали римские земледельцы. В первую очередь.

В эпоху борьбы патрициев и плебеев в Риме, Церера возглавляла плебейскую триаду богов. После примирения патрициев и плебеев, Церера стала почитаться как общая богиня, однако изначально, Церера все же, – одна из главных богинь почитаемых плебсом (население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами, в отличие от патрициев). Она была более близка простому люду. Церера очень почиталась как охранительница сельской общины. Главный праздник в честь Цереры – цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней, особо почитался среди низших классов римского общества, непосредственно связанных с сельскохозяйственными работами, в среде обычных труженниковНарод наряжался в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), все украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу.

Стоит отметить, что в честь Цереры в 493 году до н.э. был построен кампанскими мастерами храм в долине между Палантином и Авентином. В этих местах Церера вытеснила основных земледельческих богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину. Там же находился алтарь бога Конса.

Характерно, что в патрицианской триаде богов присутствовала богиня Уни. Церера и Уни как бы противопоставлялись друг другу, но возможно, являлись одной и той же богиней в разных ее ипостасях – в патрицианской и плебейской.

Как бы там ни было, но изначально Церера покровительствовала римским трудягам, пахарям.


Раскрашенная ксилография с изображением Цереры и крестьян, из De mulieribus clais Джованни Боккаччо, напечатанного Йоханнесом Зайнером ок. 1474


Таким образом, первым фундаментальным принципом Цереры будет ТРУД и все что с ним связано. Церера будет отвечать за продуктивную деятельность и ведать тщательностью исполнения повседневного цикла работ. Она показывает и один из четырех основных подтипов принципа взаимосвязи человека с миром который символически можно связать со стихией Земли. Она же заведует хозяйственными процессами и распорядком жизни людей, обеспечивающими налаженность и организацию жизни в лоне условной «цивилизации».

Вообще, а что есть «труд»? Труд, – это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства.

В современном контексте, капиталистическом, можно сказать, что Церера сигнифицирует труд наемного работника по трудовому договору. Или труд условного «крестьянина» и/или «ремесленника», которые работают на себя самого, самостоятельно регулируют время и интенсивность труда.

Церера – это время сбора урожая, обмолота зерна, и всех вещей, «измельченных» на отдельные детали. Кстати, все это может выражаться в «дробности» пояса астероидов, хозяйкой которого она и является.

Символ Цереры и астрономический глиф – серп, один из главных, древнейших трудовых инструментов – закруглое ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож, который обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота).

Забавно, но характерным примером здесь может служить, например, герб СССР, – страны «рабочих и крестьян»: солнце на фоне колосьев и знаменитый серп и молот – это все символика Цереры

Но все же, Церера не является символом какого-либо государственного строя, в данном случае – коммунистического. Церера коррелирует с парадигмой рабочего класса и скорее символизирует социалистические воззрения, принцип равенства и всеобщего равноправия, при какой политической ситуации и государственном обустройстве они бы не существовали. Любая диктатура, в том числе и коммунистическая, находится под управлением Плутона.

 

Итак, в первую очередь Церера в гороскопе отвечает за праксические чувства – чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности; желанием добиться успеха в работе, чувством напряжения; увлеченностью, захваченностью работой, приятной усталостью от работы.



В ведении Цереры –  дисциплина и аккуратность, правильная и гибкая организация всех сфер жизни: она следит за здоровьем, хозяйством, питанием и экономикой. Она связана с заботой, обучением, исполнением своего долга перед людьми. В самом примитивном своем воплощении Церера указывает на механистический труд – монотонность действий, в отсутствии творческого подхода к работе (ее выполнению). Типичная ситуация такой Цереры – заводские, фабричные рабочие смены «от звонка до звонка». В контексте этой темы стоит заметить, что Церера символически связана со всеми трудящимися, «трудовым классом». Церера – это образ истинного работяги. Церера – это труженица, хозяйка, крестьянка. Ее стихия – земля. Функция Цереры – охраняюще-поддерживающая, трудовая.

Но ее положение в гороскопе указывает и на деловые способности человека и методы его наиболее эффективной деятельности. В контексте трудовых (деловых) отношений, Церера также обладает сильным влиянием на финансы и карьеру: символизирует материализм в различной степени его проявления. Отношение может быть полярным: от «ничего личного – только бизнес» и скряжничества до конструктивных, продуктивных деловых отношений.

Церера отвечает за работоспособность, продуктивный ритм труда, режим и умение исполнять свою функцию. Она указывает на то, какие условия нужны человеку для лучшей работы. Как сигнификатор ежедневного труда связана с принципом естественного календаря, отсюда: ежегодный план, (планирование вообще), распределение, классификация а также терпение и способность к упорядочиванию. Сеяние, сбор урожая, заготовки и т.д, было всегда и во все времена, и это дает стабильность трудовым классам, каждодневную рутину и заказ на выполнение услуг.

Церера отвечает и за работу профсоюзов. «Злая» Церера останавливает производительные силы земли – потому она управляет забастовками и другими выражениями отказа работать, а в негативных аспектах также безработицей.

И это также напрямую связано с ее мифологемой: пользуясь наибольшим почетом среди плебса, Церера стала покровительницей и защитницей прав, законов и представителей низшего класса древнеримского общества. Плебеи стали добиваться прав. В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Статус Цереры в среде римских богов резко пошел вверх....

Основание храма Авентинской триаде совпало с принятием Lex Sacrata, который не только установил должности плебейских трибунов и эдилов, но и сделал их неприкасаемыми и неподсудными. Карой нарушившему запрет становилась казнь, которая рассматривалась в качестве жертвы Юпитеру, в то время как имущество распродавалось в пользу храма Цереры, Либера и Либеры. Закон Гортензия 287 года до н. э. сделал законы, принимаемые плебеями, обязательными для всех граждан Рима, включая патрициев. Официальные законы сената несли и помещали в храм Цереры, где они находились под охраной эдилов и богини, а консулы потеряли возможность изменять их в пользу патрициев. В храме находили убежище плебеи, которым угрожали патрицианские магистраты. Таким образом, Церера получила также эпитет «дающей законы» (лат. legifera), что соответствует «Деметре Законодательнице».

 

Денарий, на котором изображен бог Квирин (один из древнейших и главнейших италийских и римских богов) на лицевой стороне, и Церера сидящая на троне на реверсе

В 131 году до н. э., после того как был убит народный трибун Тиберий Гракх по обвинению в намерении восстановить царскую власть, для искупления греха перед Церерой, согласно Цицерону, жрецы из коллегии децемвиров отправилась в Энну. Эта область благодаря своему плодородию считалась местом пребывания Цереры. В той же речи древнеримский оратор клеймит губернатора Сицилии Гая Верреса за ненадлежащее отношение к фермерам, находящимся под особой защитой богини плодородия в месте ее «земного дома», а также краже из местного храма Цереры.

Согласно верованиям древних римлян, когда первая борозда Цереры открыла для людей царство богини Теллус (земля), то она же и определила переход к оседлой и цивилизованной жизни. Соответственно, преступления, направленные на уничтожение чужого урожая, в том числе путем порчи, присвоение части чужого поля перенесением межи, выпас собственной скотины на общественных землях, теперь расценивались как преступления против Цереры и римского народа. Согласно законам двенадцати таблиц, любой совершеннолетний человек, который испортил или собрал не принадлежащий ему урожай, подлежал смертной казни (Cereri necari – «принесения в жертву Церере»), а несовершеннолетнего следовало, по усмотрению претора, либо высечь, либо заставить вдвойне возместить нанесенный ущерб.

 

Таким образом, Церера во многом сближается и с принципами СПРАВЕДЛИВОСТИ и законности. В ее распоряжении, – справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

В этом смысле, Церера, – это все еще некий символ провинциального мира, но уже снабженный всеми необходимыми атрибутами величия, мощью народных масс. Мощью рабочего, трудового класса. Например, всем известный лозунг пролетариата – «Все забрать и поделить поровну» – типичный церерианский лозунг. Отсюда и безудержное, обостренное чувство справедливости, граничащее с фанатизмом. Но это скорее радикальное проявление данного принципа. В позитиве, появившееся право людей на выбор – одна из многих движущих сил глобального прогресса. Если рассмотреть этот вопрос более детально, то Церера символизирует Мать-Землю – «вспаханное поле», ежедневное непрерывное движение и простых тружеников в частности, – ту массу людей, которая является несущей конструкцией вообще всего мироустройства в контексте глобальной (!) экономической и социальной систем. 

 

Стоит напомнить, что ТРУД – фундаментальный вид деятельности человека, направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. И не важно, кто человек, – анархист, социалист или частный предприниматель. В контексте данного вопроса Церера также отвечает за все физиологические потребности человека – потребности, существенные для физического выживания человека. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

 

Церера отвечает за охрану труда – т.е систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя не только правовые, социально-экономические, организационно-технические вопросы, но и санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Интересно, но по мифу Церера также известна как одна из врачевательниц травами, т.е говоря современным языком –  фитотерапевт. Составление рецептов, изготовление лекарств, полезных напитков, диетическое питание и «выхаживание» больных – все эти методики также патронирует Церера. Этим она сближается с Гигиеей – богиней здоровья. И таким образом отвечает за «профессиональное самосохранение» – понятие, которое предполагает наличие у работника-профессионала не только актуализированной потребности и личной ответственности за свое здоровье, но и соответствующих способностей к саморегуляции, самовосстановлению в профессиональной деятельности.

В контексте этой темы, Церера может рассматриваться и как сигнификатор дистресс-ситуаций. В нынешнем современном урбанистическом мире именно трудозанятость чаще всего является катализатором подобных разрушительных явлений. Человек трудиться много и плодотворно. Чаще всего в ущерб себе и во благо «его величеству Капиталу», принося в жертву свое здоровье, как физическое, так и психическое. В итоге монтируется совершенно конкретная логическая цепочка : Церера – труд – физическое и моральное истощение – дистресс – отчаяние, злоба, обида – заболевание.



Еще одной важной сферой поведения и деятельности человека, явно сигнифицируемый Церерой, является ДОСУГ. Чаще всего досуг рассматривается как структурный элемент так называемого «свободного времени», как части нерабочего времени. Досуг понимается многими как отдых, релаксация, расслабление. Однако имеется и другой взгляд на досуг как на «более возвышенную деятельность», направленную на развитие творческих потенций человека. Гармоничная Церера слово досуг трансформирует в слово «досягнуть». Таким образом, буквальное понимание досуга сводится к возможности что-то сделать, чего-то достичь. В прошлом «досужесть» означала умелость, мастерство. Именно в таком свете следует понимать высказывание Р.Тагора о том, что «все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». Церера – это досуг деятельный, плодотворный, даже без намека на гедонизм.

Следует отметить, что самореализация человека в свободной деятельности является важным условием сохранения его психического здоровья и самопринятия. Следовательно и переработка на службе и не способность грамотно планировать свободное время, как и хорошо сбалансированная жизнь – типичные церерианские ситуации. Но в любом случае, – Церера и пустая трата времени, по сути, несовместимы.

 

Принципы:

труд и служение, самоотверженный труд ради условного прогресса;

- трудовые взаимоотношения и любые ситуации относительно вопросов трудоустройства;

способность к напряженной работе, способность вовлекаться в трудовой процесс вообще, выдержка, продуктивность и эффективность функционирования, сбалансированная или несбалансированная трудовая жизнь;

- «пахота»;

- деловые способности человека и методы его наиболее эффективной деятельности;

креативность в труде, особый подход к выполнению прямых обязанностей;

- удовлетворение или неудовлетворение от вознаграждения за труд;

- охрана труда, защита прав работников в трудовых отношениях;

«разделение труда»расчленение определенного вида труда на ряд частичных функций, операций, выполняемых различными людьми в пределах мастерской (мануфактуры), организации и т.д;

- предметы труда и их использование;

- профессиональное здоровье;

- условия и качества досуга, циклы труда и отдыха.


*

 

Церера также, – богиня материнства и брака. К ней относились настолько серьезно, что по закону Ромула Церере посвящали половину имущества мужа, который без причин разводился с женой.

По легенде, эта богиня плодородия не могла вынести вида голодного ребенка. Церера заботилась об осиротевших или покинутых детях. Церера также отождествлялась с богиней Пандой, или Эмпандой, в храме которой кормили голодных. А к эпохе средневековья, открывшей христианскую мораль во многих классических мифах, Церера стала олицетворять Церковь, вооруженную светочами Ветхого и Нового Заветов, ищущую тех, кто сбился с истинного пути.

В этом заключен смысл церерианского гуманизма, который представляет из себя достаточно широкий пласт понятий, так как его основой является тема материнства, заботы, вскармливания а также всеобщей справедливости. Таким образом, еще один из главных принципов Цереры – ЗАБОТА. В этом своем качестве Церера – архетип материнства. Причем в отличии от Луны, Церера представляет собой архетип матери в широчайшем смысле. Это в первую очередь необходимость жертвовать собой, не получая за это непосредственного вознаграждения. Церера описывает циклическое возрождение и умирание природы и необходимость жертвовать собой ради будущего. Церера в качестве богини плодородия обеспечивала человеческий род урожаями и отвечала за плодородие земли. Люди, отправлялись в сельскую местность выращивать собственную пищу, печь хлеб, консервировать фрукты и одарять своей щедростью других, выражая таким образом аспект матери-природы, присущий Церере. Таким образом Церера покровительствует всем гуманистам , правозащитникам, миротворцам и просто людям не равнодушным к бедам и страданиям других.

Ее прямая связь с темами материнства прослеживается и в контексте особых отношений с собственной дочерью – Прозерпиной и вынужденной разлукой с ней. Этот сюжет – центральный в мифотворчестве о Церере-Деметре. Дело в том, что Церера и Прозерпина часто воспринимаются как одно, неделимое целое (мать –дочь), в мифологическом аспекте.

По преданию, Персефона (Прозерпина), дочь богини плодородия Деметры (Цереры), приглянулась брату Зевса Аиду (Плутон, Гадес), правившему миром мертвых. Аид крадет Персефону и доставляет в свое царство, делая ее супругой своей. Деметра-Церера – в печали, и ищет по всей земле свою дочь, и в это время на земле начинается засуха, перестают плодоносить деревья, расти злаки на полях, люди более не приносят дары богам. Тогда Зевс посылает Гермеса к Аиду с приказанием отпустить Персефону. Аид выполняет  приказ, но перед этим дает Персефоне несколько гранатовых зерен, которые она съедает, тем самым обрекая себя на возвращение в царство мертвых, ибо по преданию, тот, кто вкусил пищу по ту сторону реки Стикс, обязательно вернется обратно.

По возвращении Персефоны Деметра-Церера возвращает плодородие земле, и снова всё цветет и зеленеет. Но Аид не забывает напомнить о проглоченных Персефоной гранатовых зернах. Тогда заключается соглашение, что две трети года Персефона будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть – возвращаться к своему супругу Аиду в царство мертвых. Таким образом, каждый год, когда  Персефона покидает свою мать, Деметра-Церера погружается в глубокую печаль, вся природа засыпает, но просыпается весной, тогда, когда Персефона возвращается на поверхность.

 

Церера в поисках Прозерпины, Johann Blaschke, 1786


Когда архетип Цереры обладает значительной силой, а человек не может осуществить его, он рискует впасть в хроническую депрессию, вызванную «чувством пустого гнезда и пустоты». Часто с утратой родительской роли жизнь теряет для таких людей всякий смысл. Когда родитель (чаще всего все таки женщина), в конце среднего возраста становится депрессивным, обиженным и разочарованным оттого, что ее (его) взрослые дети эмоционально или физически отдалились, можно сказать, что она(он) превращается в горюющую Цереру.

Подобным образом, разрушительный аспект Цереры выражается отказом предоставить другому человеку то, в чем он нуждается. В этом случае архетип Цереры проявляется в человеке в меланхоличности, ощущении себя не столь необходимым, отвергаемым и уязвимым, в угрюмости и мрачности.

Если Луна символизирует мать как конкретного человека, рождающего на свет ребенка, и выполняющая ежедневные функции по уходу за ним, то Церера символизирует более глубокие отношения и переживания, главным из которых является момент расставания и отделения.

 

Принципы:

- отношения модели «родитель – дитя»;

- сближение или дистанция с «родным и близким»;

- забота, опека, потребность заботиться о других и принимать участие в их жизни;

- потребность в безопасности и защите;

- потребность в позитивном внимании;

- жертвенность;

- толерантность.

 

Эскулап (олицетворение медицины) отвергает смерть, Церера сцеживает молоко для голодающего. Рисунок, приписываемый J.-C. Bordier du Bignon, 1822


*

 

Другой важной чертой Цереры является ее хтоническая сторона. Она –  «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси почиталась как Деметра в Греции, так и Церера в Риме: нередко она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Деметре-Церере и Персефоне-Прозерпине Геката близка по связи с землей и подземным миром. Возможно, в этой роли Геката была представлена в Элевсинских мистериях. Геката вообще нередко подразумевается как помощница Деметры и Персефоны в темных делах, связанных со мраком ночи.

Самый известный сюжет: Геката помогает Деметре отыскать ее похищенную дочь – Персефону. Одна-единственная, она приходит на помощь несчастной богине. В гомеровом гимне «К Деметре» Геката заключает Персефону в объятия и далее именуется буквально ее «предшественницей» (πρόπολος) и «последовательницей» (ὀπάων). Деметра-Церера была тесно связана с Гекатой не только в Элевсинских мистериях: известны другие храмы Деметры, в которых имелось святилище для Гекаты, выступавшей как стражница таинств, – храмы в Селинунте (Сицилия) и на острове Самофракия.

Также Цереру называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»). Подобно богине Мании, Церера в представлении людей могла насылать безумие.

Известно, что Церера охраняла урожай, ей посвящался казненный за его ночную кражу, что указывает на древний культ человеческих жертвоприношений Церере и ее изначальный хтонический характер. Да, Церера – хтоническая богиня и связана со смертью, что подчеркивается происхождением ее имени.

Соотнесение Цереры с Деметрой и Уни возникает по той причине, что все перечисленные богини имеют черты Великой Матери. Марциан Капелла указал, что в пятом участке неба находится Церера – «почва», и отец Земли – Вулкан и Гений. На модели бронзовой печени из Пьяченцы, в том же секторе, куда Марциан Капелла помещает Цереру, расположено божество «Тесит», упоминаемое и на пеленах Загребской мумии. Видимо, «Тесит» – местное божество земледелия которое отождествлялось с Церерой. Предположение об идентичности Цереры и божества Текум, подтверждается тем, что слово «tecum» переводят как «почва».

Максимальный интерес представляет соотнесение Цереры с богиней Теллус или Теллурой. Богиня Уни в древности была олицетворением Матери - Земли, имя Цереры и имя Текум переводятся как «почва», имя Теллус переводится как «мать-земля», так же переводится и имя греческой богини Деметры образ которой слился с Церерой.

Подобно богине Уни, Теллус была связана с Подземным миром. Ей приносились очистительные жертвы фамилии, если среди их членов кто-нибудь умирал. Ее призывали, проклиная врагов и обрекая их тела и души гневу подземных богов. Когда римляне клялись землей и небом, называли имена Теллус и Юпитера. При этом упоминая имя Теллус, касались рукой земли.

Важный архаический элемент римской религии – это фетишизм, то есть вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Типичный пример фетишизма – это «термины», то есть пограничные столбы, которые стояли на границе между земельными владениями. Если человек их сдвигал, то он считался проклятым и посвящался богине Церере, то есть богине подземного мира, другими словами, подлежал смертной казни.

Казнимые за ряд тяжких, по мнению древних римлян, преступлений лица как бы «передавались Церере», а их имущество переходило в ведение жрецов храма богини. При соблюдении соответствующих обрядов она помогала умершим стать маннами – блаженными душами, которые помогали своему роду. В противном случае они могли стать лярвами, приносящими несчастья. Для обеспечения нормальной жизни состоятельные римляне периодически приносили в жертву этой богине свиней, а бедные – пшеницу, цветы и либации.

Прямая связь Цереры с темами смерти и перевоплощения прослеживается в ее слияния с образом греческой Деметры в контексте Элевсинских мистерий – это обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции и из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными. В некоторой степени были переняты и римлянами. Вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвященных, а инициация, как полагали, объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. Большинство историков считают, что посвященные, путем созерцания священных предметов убеждались в существовании жизни после смерти. Огненные жертвоприношения так называемых добровольцев и погребальные костры известны в традициях Элевсина. А Деметра, прежде чем научить людей Мистериям, клала принца Демофона, убаюканного маковым соком, каждую ночь в очаг, как бревно, чтобы сжечь его смертность, намереваясь сделать его небесным.

В «Фастах» Овидия описана римская версия упомянутого выше мифа об утерянной дочери Цереры (Деметры) Прозерпине (Персефоне). Этот же сценарий мифа транслировали и участники Элевсинских мистерий в Греции. То есть, после эллинизации культа Цереры и слияния его с таковым Деметры, появились римские женские мистерии в честь возвращения к Церере дочери Прозерпины, которым предшествовало девять дней воздержания. Частью всего этого действа были праздничные пиршества лектистернии, когда рядом со столами с едой стояли специальные ложа со статуями главных божеств, включая Цереру. Все собравшиеся угощали как божества, так и угощались сами. Такие ритуалы практиковали во время суровых испытаний и тяжелых войн.

Рационализация этого действа подразумевает, что Аид (Плутон, Гадес), повелитель Подземного мира, представляет тело разумного человека; похищение Персефоны есть символ оскверненной человеческой души, которую тянет в мрачные глубины Аида, являющегося синонимом материальной или объективной сферы самосознания.

По версии, история Деметры (Цереры) и Персефоны (Прозерпины) представляет принцип смены времен года (зима – расставание Деметры и Персефоны и лето – их воссоединение). 

 

Табличка Ниннион (середина IV века до нашей эры) изображает Иакха, ведущего процессию посвященных в мистерии. Эту процессию принимают божества Деметра и Персефона. Над основной сценой артефакта несколько изображений фаз луны. Табличка Ниннион – единственное известное оригинальное изображение обрядов инициации мистерий.


Как было обозначено выше, символ Цереры – серп, обращенный рукоятью вниз, а серп рукоятью вверх является уже символом Крона (Сатурн в Риме), божества, также хтонического и земледельческого и также связанного с темами смерти. Эти сельскохозяйственные орудия состоят в ближайшем родстве, хотя серп намного древнее косы. Серп, повторяющий форму полумесяца, – лунный знак, символ плодородия и изобилия, но вместе с тем и эмблема смерти. Парадоксальную символику своего старшего собрата переняла и коса, с той лишь разницей, что ее смертоносная функция заметна более отчетливо. Сильнейшее влияние на массовое сознание суеверных людей оказала аллегорическая фигура Старухи с косой. Этот мрачный средневековый стереотип сложился не вдруг: персонифицированная Смерть располагала немалым арсеналом устрашающих орудий (мечом, копьем, трезубцем, стрелами, песочными часами и др.), но серп-коса постепенно оттеснила их в тень, превратившись в главный атрибут Костлявой.

Древние греки полагали, что данный инструмент по заказу самого Крона выковали волшебники-тельхины с острова Родос. Этим-то первым серпом Крон и кастрировал своего не в меру плодовитого небесного отца Урана, порождавшего сонмы чудовищ. Серп, которым он оскопил Урана, Крон бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе. Этот серп по мифу хранился в пещере в Занкле (Сицилия). Оскопление древнейшего божества в космогоническом мифе греков явилось одним из важнейших актов творения, символизирующим отделение земли (Геи) от неба (Урана). Т.е это действие, символизирующее отделение земного (Тело) от небесного (Душа).



В религии земледельческих народов орудию жатвы отводится почетная роль ритуального инструмента. В Египте, например, праздник жатвы открывал сам фараон, срезавший первый сноп золотым серпом, чтобы затем торжественно поднести жертвенные колосья нового урожая статуе, изображавшей бога плодородия Мина. Подобный ритуал существовал и у славянских народов, недаром в славянском календаре месяц жатвы (август) носил имя «серпень».

У кельтов символом плодовитости была омела, выросшая на священном дубе Беллина. В полнолуние облаченные в белоснежные одежды друиды проводили свой самый таинственный символический обряд, срезая ветви омелы золотыми серпами.

Многие европейские народы использовали орудие хлеборобов и в качестве оберега, защищавшего от злых духов леса. Почиталось за непреложную истину, что непрошеные ночные гости не смогут переступить порог дома, если в него воткнуть заговоренный серп.

В христианском изобразительном искусстве серп может рассматриваться и как символ изобилия, и как эмблема смерти. Например, в сцене из Апокалипсиса серпами вооружены ангелы, окружающие восседающего на престоле Христа. Столь же неоднозначна в аллегорической живописи и символика косы. В костлявых руках средневекового Безжалостного Жнеца, чей пугающий образ был порожден ужасом перед опустошительными эпидемиями чумы, коса является орудием массовой смерти, но как атрибут мирной ренессансной персонификации лета коса символизирует плодородие и обильный урожай.

В военном деле оба орудия с легкостью превращались в оружие. Серповидными мечами сражались древние египетские и хеттские воины; средневековые пехотинцы добивали поверженных рыцарей, вскрывая серповидными ножами доспехи, словно консервные банки; восставшим крестьянам было достаточно закрепить лезвие косы вертикально, чтобы получить грозное колющее и рубящее оружие.

Т.е изначально серп связан с жатвой , которая в свою очередь  означает смерть, смертность, оскопление. Жнец – это Смерть. Это способствовало пониманию обряда жатвы как «убийства» хлеба и начала умирания природы. Относительно той же Цереры (Деметры)символ сбора урожая, конца летнего сезона и начала осени, – есть начало символического «зысыпания» как «смерти» природы.

Другим важным атрибутом Деметры-Цереры является факел. В Греции, во время элевсинских празднеств, адепты Деметры и Персефоны обегали свои поля по всем направлениям с зажженными факелами в руках, очищая огнем свои нивы от дурных влияний враждебных духов. Также факел Деметры-Цереры ассоциируется с освещением пути во мраке и защиты от опасностей : богиня зажигала факел от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону.

Церера обладает функциями меры. И серп она применяет по назначению, т.е. жнет колосья – собирает урожай. Определяет меру жизни и смерти. Все это перекликается и с прямыми функциями Крона-Сатурна по той причине, что серп-коса также его орудие и как Бога Времени (позднее Крона стали отождествлять с богом времени Хроносом). И тут та же функция мерила, где серп – орудие времени, разрушающее прошлое для создания будущего. Как атрибут Крона, серп и коса стали символами неумолимого течения времени, скоротечности человека и смерти. Именно от Крона Отец-Время получил свою косу, которая, подобно ножницам Атропос, укорачивает жизнь.

Важнейшим атрибутом Крона-Сатурна безусловно являются и песочные часы, символ не столько смерти, сколько бренности бытия и течения времени, связанный, естественно, с принципом «memento mori» – помни о смерти; неудержимо приближающемся смертном часе. Так как этот прибор нужно то и дело переворачивать, он ассоциируется с картиной циклического течения времени, «вечным возвращением» космических ситуаций. Само течение времени ассоциируется со старением, что в свое очередь приближает смерть. Крон-Сатурн – сигнификатор старения и увядания.

Цикличность как «возвращение» – важный момент. Аналогично Крону, Церера также воплощает в себе цикличность, бесконечную смену времен года в контексте посева и жатвы, взращивания, сбора урожая и обмолота (заготовки на зиму). Это принцип «амбара» – консервации всех вещей. Смерть и рождение, цикличность смены времен года – умирание (засыпание) природы осенью, ее возрождение весной, сигнифицируемые Церерой, указывают на процесс регенерации и постоянного обновления (перерождения). Основным для понимания смерти «по Сатурну» и «по Церере» будет ответ самой природы, когда природа требует смерти и перерождения. Как сказал алхимик Демокритус: «Природа радуется природе, природа покоряет природу, природа властвует над природой».

Кстати, идея посезонно чередующихся смерти и возрождения, отраженная в мифе о Деметре-Церере, была подхвачена и соединена с пасхальными и рождественскими историями, вдохновив многие творения литературы и живописи.

Плутарх писал, что у человека две смерти; первая происходила на Земле, во владениях Деметры-Цереры, когда тело отделяется от души и nous и возвращается в прах (почему афиняне и называли мертвых demetreioi); вторая происходит на Луне, во владениях Персефоны-Прозерпины, когда душа отделяется от nous и возвращается в вещество Луны.


Принципы:

- заход, осень, истощение силы Солнца;

- смерть, смертность«последняя жатва»;

- перевоплощение, трансформация, переход из одного состояния в другое;

- цикличность.



*

 

Церера – плодоносящая мать Земля, растящая злаки, защищающая урожай о грабителей. Ее имя связано со словами CREO и CRESCO – «творить, порождать, произрастать». Церера связана с заботой о хозяйстве. Растениеводство – излюбленная церерианская сфера деятельности. Церера управляет и сельскохозяйственным машиностроением: от тракторов до автономных зерноочистительных машин нового поколения; сельскохозяйственными предприятиями: от садово-огородных участков до крупных фермерских хозяйств, а также крупными предприятиями по переработке сельхоз-сырья.

Огромный пласт пищевой промышленности, за исключением производства алкоголя, мясной продукции и синтетических продуктов питания находится под неусыпным контролем Цереры. Отдельно рассматривается животноводство: под Церерой молочная промышленность и разведение скота. Под покровительством Цереры вся домашняя живность: от аквариумных рыбок до крупного рогатого скота.

Также Церера покровительствует земноводным, живущим в дикой природе: всем видам, органы которых способны к регенерации.

Церера (Деметра) продолжает родословную женских богинь : Гея – Рея – Деметра (Церера) связанных с Землей, природой, всем живым что окружает человека. В контексте окружающего нас мира и как одного из его элементов – живой природы (не рукотворной), наших взаимоотношений с ней (и наоборот), Церера также символизирует все, что касается вопросов экологии. Церера отвечает как за воздействие на живую окружающую среду, так и за обратную ее реакцию по отношению к человеку. Под покровительством Цереры такие организации как P.E.T.A. и многочисленные партии Зеленых. Защитники прав животных и/или окружающей среды, – церерерианцы до мозга костей…


 

Астрономия.

 

Важной особенностью Цереры является то, что она – условная «хозяйка» главного пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Большинство астероидов, которых насчитывается несколько миллионов, значительно меньше Цереры, вплоть до нескольких десятков метров. При этом астероиды настолько сильно рассеяны в данной области космического пространства, что ни один космический аппарат, пролетавший через эту область, не был поврежден ими. Согласно общепринятой гипотезе, причина такого состава пояса астероидов в том, что он начал формироваться непосредственно вблизи Юпитера, чье гравитационное поле постоянно вносило серьезные возмущения в орбиты планетезималей. Получаемый от Юпитера избыток орбитальной энергии приводил к более жестким столкновениям этих тел между собой, что препятствовало их слипанию в значительно крупную протопланету. Однако, нечто подобное «протопланетное», все же произошло в случае с Церерой. Церера – единственная в регионе пояса астероидов имеет максимально близкую к сферической, форму (как любая классическая планета), и содержит почти треть (32 %) общей массы пояса. Этим Церера отличается от крупнейших астероидов из этого региона, таких как Веста, Паллада, и др. имеющих несферическую форму.

Большая часть астероидов классифицируется по группам, семействам и спектральному классу. Такая «дробность» пояса астероидов видимо имеет значение в понимании смысла, который несет в себе Церера. Таким образом, эта карликовая планета будет сигнифицировать процессы систематизации, классификации, детализации и концентрации на деталях и отдельных объектах; в применении к отдельно взятому индивиду, – также за аналитическую деятельность полушарий – деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы, и за синтетическую деятельность – деятельность полушарий головного мозга по соединению отдельных единиц информации в целостный образ. С другой стороны, дробность пояса астероидов, посредством Цереры символизирует анти-монолитность, распад на отдельные части, ценность каждой из них.

Орбита Цереры практически правильно-круговая – эксцентриситет всего 0,08. Наклонение относительно эклиптики умеренное, – 10,59°. Орбитальный период – 4.60 лет.


Если провести параллели между астрономическим положением Цереры и возможно ее будущим предназначением (вкупе со всем главным поясом астероидов) в жизни землян и ее же мифологемой, то будет интересен тот факт, что постоянный рост потребления ресурсов промышленностью приводят к истощению их запасов на Земле. По некоторым оценкам, запасы таких ключевых для промышленности элементов, как сурьма, цинк, олово, серебро, свинец, индий, золото и медь, могут быть исчерпаны уже через 50-60 лет, и необходимость искать новые источники сырья станет особенно очевидной. С точки зрения промышленного освоения астероиды являются одними из самых доступных тел в Солнечной системе. Ввиду малой гравитации, посадка и взлет с их поверхности требуют минимальных затрат топлива. Церера как и весь пояс астероидов могут быть источниками таких ценных ресурсов, как, например, вода (в виде льда), из которой можно получить кислород для дыхания и водород для космического топлива, а также различных редких металлов и минералов, таких как железо, никель, титан, кобальт и платина, и, в меньшем количестве других элементов вроде марганца, молибдена, родия и т.п.

Кстати, большинство элементов тяжелее железа, добываемых сейчас с поверхности нашей планеты являются остатками астероидов, упавших на Землю в период так называемой «поздней тяжелой бомбардировки». Короче говоря, Церера и астероиды главного пояса являются практически неисчерпаемыми источниками ресурсов, так, один небольшой астероид класса «М» диаметром 1 км. может содержать железо-никелевой руды до 2млрд.тонн, что в 2-3 раза превышает годовую добычу руды на Земле. Промышленное освоение астероидов приведет к снижению цен на данные ресурсы и даст возможность активно развиваться космической инфраструктуре, необходимой для дальнейших исследований.

Все это, в контексте таких понятий как «урожай», «распределение ресурсов», «забота о человечестве», «долг перед людьми», и т.п, четко соотносится и с ролью Цереры в мифологии. Невероятное совпадение!

Колонизация Цереры – один из потенциально возможных проектов колонизации космоса. Так как большую часть земной поверхности занимает мировой океан или малонаселенные территории (пустыни, горы, леса), поселения, созданные из материала одной только Цереры, могут обеспечить комфортабельное жилье для более чем триллиона людей. По оценкам астрономов, Церера на 25 процентов состоит из воды, и может иметь запасы воды превышающие по своему объему все запасы пресной воды на Земле. Воды Цереры, в отличие от Земли, как полагают астрономы, в виде льда находятся в ее мантии. Такие колоссальные запасы воды могут быть в будущем использованы для добычи кислорода для обеспечения колоний воздухом и водорода для энергообеспечения колоний. Находясь между планетами земной группы и планетами-гигантами, Церера может представлять собой естественную базу для межпланетных путешествий. Благодаря низкой гравитации, транспортировка грузов с Цереры очень энергоэффективна. Находясь в поясе астероидов, Церера может стать базой для освоения астероидов – добычи на них минерального сырья.

Кстати, в известном сериале «Пространство», человечество в первую очередь строит колонии на Церере и на Марсе. Церера там – главный источник ресурсов.

Таким образом, символически, Церера обеспечивает питанием. Питанием в самом широком смысле этого слова. На планетарном уровне Церера несет человечеству знание того, что пища должна быть распределена между всеми народами. Пища всекормящей матери становится физическим питанием (стихия земли), которое строит и поддерживает структуру тела. Если Гея – квинтэссенция понятия «Мать-Земля», она и есть земля, то Церера представляет земные плоды – цветы, возделанные поля и пищу, она заботится об их выращивании. Вспомним, что в древнем Риме Церера, – одна из наиболее почитаемых в пантеоне, потому что она считалась покровительницей сельскохозяйственных угодий, богиней пахоты и урожая. Таким образом, Церера символизирует рог изобилия, –  символ полноты и богатства.

 

Принципы:

- главный элемент в среде множества;

- соединение разрозненных частей;

- спокойствие, незначительные радикальные проявления модели «вверх-вниз»;

- физические ресурсы;

- планы по обустройству, проекты, концепции;

- благосостояние, дородность;

- экономическая эффективность;

порядок, классификация, подсчет и распределение.

 

Ян Брейгель Младший, Хендрик ван Бален, Изобилие Цереры (Аллегория земли), 1630-е



История.

 

Открытие Цереры 1 января 1801 года просто феерически открывает век девятнадцатый!  

Факт: открытие Цереры совпало с началом бурного роста населения Земли и необходимостью срочных аграрных реформ и преобразований в системах народного хозяйства большинства стран мира. В отличии от богини Геи, которая символизирует Землю и все процессы на ней как одно единое целое, как микрокосм и абсолют, ее внучка Церера более практична и «заземлена». Таким образом, Церера отвечает за работу, движение, взаимодействие и преобразование. Она руководит процессами направленными на практическое применение «здесь и сейчас» а не «когда-то потом»… Расцвет промышленной революции приходится на первую половину XIX века. Кстати, в первое десятилетие были разработаны и внедрены в производство первые пароход и паровоз для практического использования.

Стоит отметить, что в своем развитии мировое хозяйство прошло несколько поколений. Так вот, начало-середина XIX века характеризуется мощным развитием производства товаров, растущая масса которых поступает в регулярный обмен между странами; превращением внешней торговли на часть национальной экономики; возникновением мирового рынка – высшего достижения капитализма.

XIX век – это время фундаментальных научных открытий и теорий, большинство из которых получили свое развитие в веке двадцатом. Многие из них отвергались, над многими из них откровенно насмехались : «Что ?! Электричество?! Не может существовать никакого другого источника тепловой энергии кроме огня!!!», - примерно такой поначалу была реакция академического научного сообщества на подобные вещи. Но реальность и рост производства требовали немедленного внедрения новых технологий.

Начало XIX века явило собой и новую эру для женщин: на Западе их права и свобода выбора стали признаваться в различных сферах жизни. «Все люди – сестры» – знаменитый феминистский лозунг. Именно начало – середина XIX века ознаменовано рождением феминизма – буржуазного женского движения за уравнение женщин в правах с мужчинами.

В 1808 году в Берлине, захваченном французами, философ Иоганн Готлиб Фихте выступает с «Речью к немецкой нации». Он провозглашает, что немцы, несмотря на политическую раздробленность, составляют единое целое благодаря общему языку, традициям и истории. В хаосе Наполеоновских войн рождается теория наций.

Бунт рабочих против машин. В 1811–1813 годах по Англии стремительно распространяются бунты рабочих-текстильщиков. Они ломают новые машины, которые не требуют высокой квалификации и потому способствуют снижению оплаты труда. Бунтовщиков называют луддитами в честь легендарного рабочего Неда Лудда, который якобы сломал станок в приступе ярости. Стихийное неорганизованное движение подавят военной силой к 1817 году.

 

Принципы:

- экономика как она есть;

- новые условия и новые требования;

- внедрения, разработки и инновации с прицелом на практическую выгоду;

- объединение, общность идей;

- «от каждого по способностям, каждому по потребностям».



День рождения.

 

Занимательное наблюдение можно сделать относительно разбора гороскопа «рождения» Цереры – 01.01.1801, палермская астрономическая обсерватория (Сицилия)Согласно записям Джузеппе Пиацци, планета была обнаружена около восьми часов вечера. Но для начала обратимся к гербу Сицилии, который впервые был принят в 1282 году после событий Сицилийской вечерни в Палермо.

Для герба характерно наличие в центре трискелиона (изображения трех ног, выходящих из общего центра), головы Медузы Горгоны и сплетенных змей на ее голове соотвественно, и трех колосьев пшеницы, также выходящих из центра изображения. Три ноги символизируют три крайние точки острова Сицилия. Тринакрия, другое название трискелиона (от греческого слова trinacrios, означающего треугольник), является также первым названием острова, данным ему в античный период греками, обнаружившими при открытии острова, что он имеет треугольную форму. Цвета флага обозначают города Палермо и Корлеоне, которые основали конфедерацию против правившего Сицилией Анжуйского дома.



Важно, что Сицилия издавна была лакомым куском для соседей, ближних и дальних. Здесь люди активно занимались земледелием, выращивали плодовые деревья, собирали богатый урожай – отсюда в их понимания мира, покровительство богини Цереры. Бесчисленное количество раз остров пытались завоевать или отбить у очередного хозяина. Все эти события наложили отпечаток на мировоззрение населения этого региона, – у местного населения выработалось стабильное желание защитить свою землю от внешнего агрессивного мираведь жить постоянно под угрозой грабежа очень сложно. Люди искали защиты от завоевателей. Именно эта идея положена в основу нанесения на герб головы Медузы Горгоны. Этот мифологический персонаж должен был защитить население, а также вдохновить народ на борьбу с многочисленными врагами извне. Можно сказать, что на гербе Сицилии изображен Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, – «принадлежащее горгоне») – маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В данном случае – Горгонейон с символическими элементами Цереры (колосья пшеницы).

А интересно вот что: на момент открытия этой карликовой планеты, в проекции на зодиакальный круг, Церера находилась в точном соединении со звездой Алголь (0° 0’3)Алголь: пр.восхождение – 3ч.0мин. склонение – 40’10, Персей. Церера: пр. восхождение – 3ч.27мин. склонение – 15’37, Телец.

Как известно Альголь – это двойная звезда в созвездии Персея, которую древние представляли либо как глаз Медузы Гароны, либо как точку в области лба на ее отрубленной голове которую держит в руке герой Персей. Эта область иногда даже представлялась как отдельное созвездие Голова Медузы. Соответственно, ярчайшая звезда этой группы, отмечавшая глаз лика Медузы, называлась Горгона (или Горгонея или Горгонея Прима, то есть первая).

Но также стоит отметить, что Алголь с древнейших времен носит «ужасные» имена, связанные, по всей видимости, с переменностью его блеска – Алголь как бы подмигивает! Некоторые из ее названий: Демон, подмигивающий демон, от арабского Ras al Ghul, Голова Демона; Al Ghul буквально означает Озорник; у писателей-астрономов четыре века назад Алголь была Caput Larvae, Голова Призрака; евреи знали Алголь как Голова Сатаны; Чилмед – как Rosch hassatan (Голова Дьявола), но также и как Лилит, демоница; китайцы дали ей название Tseih She, Гора Трупов. Алголь считалась одной из пятнадцати главнейших магических звезд в средневековой астрологии в Европе и арабском мире.

 

Принципы:

- предостережение, «тревожный сигнал»;

- охрана территории, оберег.

 

 

Церера, стихия земли, созвездие Девы и зодиакальный знак Девы. Церера и Сатурн.

 

В случае Цереры эта ассоциация не требует особых усилий воображения, так как Дева всегда изображалась богиней, держащей в руке свежесрезанный колос – символ, который исключительно соотносится с Деметрой-Церерой. Кстати, римский астролог Манилий, в своей нетрадиционной системе астрологических «управлений», в которой каждому знаку Зодиака приписывается определенное божество а не планета, считал, что Девой управляет богиня Церера. В северном полушарии прохождение Солнца через знак Девы приходится на пик урожайного сезона (с 22 августа по 21 сентября) и ближе к концу этого периода, когда в полях и садах все убрано, листья начинают опадать и растения впадают в спячку, готовясь, как Прозерпина, дочь Цереры, отправиться на зиму в Подземное царство.

На изображениях чаще всего Дева держит колос по расположению соответствующий звезде Спика. Другая яркая звезда созвездия – Виндемиатрикс, (Vindemiatrix – лат. «винодельница»). Считали, что это – превращенный в звезду юноша Ампел, возлюбленный Диониса, бога плодоносящих сил земли и виноделия. Дева имеет так же отношения к так называемому «Дому хлеба». Вифлеем (ивр. בית לחם, Бейт-Лехем) – в переводе так же означает «дом хлеба», что так же указывает на созвездие Девы. То есть это место на небосклоне, а не на Земле. Колосья в руках Девы при толковании термина «Дом хлеба» обозначают время последней жатвы – август и сентябрь.



На аттическом диалекте название созвездия Девы было Κόρη, дева, символизирующая Персефону, римскую Прозерпину, дочь Деметры-Цереры; на ионическом диалекте, у Нонна, в 5 в. н.э. σταχυώδης Κούρη, Дева, Несущая Сноп Пшеницы; spicifera Virgo Cereris, Virgo spicea munera gestans – у Манилия. Созвездие было также собственно Деметрой (Церерой), Demeter, Ceres splendifera dea, каковое название астрологи изменили на Arista, Урожай, покровителем которого считалась Церера. У Цезиуса Arista Puellae, но более правильным кажется Aristae Puella, Дева Урожая.

Некоторые источники утверждают, что: до «Потопа» и среди восточных народов созвездие Девы представлялось в виде загорелой девушки, с колосьями в руках, подобно жнице в поле…

…и, подобно многим персонажам, различные классические авторы повторяют этот характер. Например, аналогична ее история как Девы Урожая, верования в которую распространены в Северной Англии и Южной Шотландии и связаны с обрядом Kern-baby, или Kernababy, – Дитя Колоса или Снопа, – как это описывает Лэнгвич в своей книге «Custom and Myth». Последние колоски на сжатом поле связываются в грубую имитацию человека, и одеваются в подобающие наряды. Дети аккуратно срезают сноп, после чего Дева Урожая, считающаяся доброй богиней, с серпом и снопом в руках, на последней телеге, в сопровождении жнецов, с музыкой, доставлялась в деревню. «Дева» со временем утратило смысл, став у тех же британцев – первобытным Kernababy. Кстати, даже в древнем Перу была своя «Дева», их богиня жатвы.

В Вандее (Франция), жена фермера, как Мать Хлеба, заворачивается в одеяло вместе с последним снопом и протаскивается под молотилкой, чтобы принести удачу при обмолоте. Возможно, нечто подобное имел в виду Цезиус, когда отождествлял эту небесную фигуру Девы с Руфью, Моавитянкой, собиравшей колоски на поле Вооза.

В Египте Дева была изображена на зодиаках Дендера и Фив, непропорциональная, без крыльев, и держащая в руках некий предмет, который считается прялкой и отмечает звезды созвездия Волосы Вероники; в то же время Эратосфен и Руф Фест Авиен отождествляют ее с Isis, Исидой, богиней, имеющей тысячу имен, с колосьями пшеницы в руках, которые она впоследствии использовала для образования Млечного Пути, или держащей на руках молодого Гора, юного южного бога солнца, и древнего земного царя.

В Персии это созвездие называлось Khosha, или Khusāk, Колос Пшеницы. В Иудее Дева была Bethūlah, и всегда ассоциировалась с представлением об обильном урожае, назначена раввинами племени Асира, а Иаков говорит: слишком тучен хлеб его.

У шумеров этот сегмент неба назывался AB.SIN «Нива», «Колос» (изображается дева с пшеничным колосом). Дева – название, связанное с обрядом очищения шумерской богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи); статуэтки Инанны-Иштар омывались в Реке священных ордалий (напаивание мертвецов водой и их изгнание, снятие греха).

 

Стоит отметить, что в классической астрологии сферу работы, воспитания и хозяйства описывает зодиакальный знак Девы. Дева – это управитель уклада: реализм, дисциплинированность, упорядоченность, умение приспосабливаться. Знак Девы описывает стремление к труду без отдыха, стремление влиться в реальность, постоянно что-то делая, совершенствуя и упорядочивая там. Главные принципы этого знака: трудолюбие, прилежание, исполнительность, спокойствие, тактичность, старательность, аккуратность, добросовестность, строгое мышление, стабильность эмоций, реализм, экономность, бережливость, сдержанность, бережность в обращении со временем и средствами, основательность, аргументированность, забота, деловитость, высокая обучаемость и неустанное совершенствование практического мастерства, склонность к точности, систематизм, консерватизм, педантизм, выносливость, здравая расчетливость, практицизм. Главное –  полезность и результативность труда, высокая эффективность применяемых методов и практическое значение проделанной работы. Все эти характерные качества идеально соотносятся со многими главными принципами Цереры.

В астрономическом положении планеты Цереры также есть интересная особенность, подтверждающая ее родственную связь со знаком Девы. Она расположена между Марсом и Юпитером: между теми ближними к земле планетами, которые символизируют личные свойства человека (Марс – «я», Венера – «чувства», Меркурий – «интеллект»), дальними планетами, которые обозначают то, что стоит над ним (Юпитер, Сатурн – общественный разум и общественное давление), и сверхдальними планетами (Уран, Нептун, Плутон-Харон и Эрида). Мы можем сказать, что по знаку Девы проходит граница условной «воли», а также граница когда начинаются «цивилизационные» процессы (совместно со знаком Весы). Астрономически эту границу как раз и отражает планета Церера и главный пояс астероидов. Таким образом, Церера является неким мостом между личностными планетами и социальными/высшими планетами. Можно сказать, что в первую очередь она представляет связь индивидуальных особенностей и способностей человека с процессами вовне – социальными процессами (Юпитер, Сатурн), а уже только потом с космическими (транссатурны).



Родственными знаками для Цереры безусловно будут являться и два других знака земной стихии, т.е Козерог и Телец. Удивительно насколько похожи глифы Сатурна (Козерог) и Цереры – они оба напоминают по форме серп, о чем было упомянуто выше.


В древнем мире изначальная функция бога Сатурна также – плодородие и все что с ним связано (бог земли, земледелия, садоводства и посевов), соответственно, и качества энергий, которые воплощают Церера и Сатурн, очень схожи. Исконное население Лация (куда по мифу после долгих скитаний прибыл Сатурн) называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. В его время жизнь была изобильна, все было общим. Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший о себе лишь воспоминания.

В гороскопах гармоничные аспекты между планетами Церерой и Сатурном – особо благоприятны. В знаке Козерога же Церера устремлена вверх, сосредоточена на цели. Здесь ей очень комфортно как и в родном знаке Девы.

Стоит отметить, что знаки Девы и Козерога посредством Цереры и Сатурна сближает также жесткость и бюрократизм. В негативном своем проявлении Церера, как и Сатурн, является планетой бюрократов и цензоров. Цензура на государственном уровне, скорее всего также сигнифицируется Церерой. Под их патронажем и консерватизм во всех возможных проявлениях.

 

***


D76 / 2013-2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий