к междуречью... часть I

 

Практические потребности, хозяйственные, административные и медицинские, уже на ранних этапах развития цивилизации в древней Месопотамии привели к появлению зачатков научных знаний. Наибольшего развития в Шумере, Аккаде и Вавилонии достигла астрономия. И поскольку сведения в этой сфере основаны главным образом на клинописных текстах III тыс. до – н. э., то говоря о месопотамской астрономии,  имеют ввиду в первую очередь вавилонскую, хотя истоки последней, бесспорно, восходят еще к шумерской традиции.

Доподлинно известно, что шумеры – первая из известных науке цивилизация, наблюдавшая и фиксирующая движение Солнца, Луны и некотрых планет видимых невооруженным глазом.

Во – первых, шумеры очень внимательно наблюдали за небом, и собственно первыми обнаружили «блуждающие звезды» – планеты. Во-вторых, они верили в то, что боги управляют не только земными делами, но и движением небесных тел. Сакральное время у шумеров, как и у многих других народов, является циклическим и определяется не только сроками основных сельскохозяйственных работ, но и результатами наблюдений за циклами Луны, Венеры и Солнца.

В итоге, наблюдения за движениями небесных светил, начавшиеся, несомненно, еще в IV тыс., постепенно привели к накоплению астрономических знаний. Стоит отметить, что астрономическим наблюдениям жителей Месопотамии весьма благоприятствовали климатические условия Двуречья. Небо над Двуречьем как правило безоблачно не менее восьми месяцев в году; воздух бывает настолько чист, а звездный блеск настолько ярок, что иногда можно простым глазом различить фазы планеты Венеры. Т.е здесь, как говорится, «сам Бог велел».


Уже в начале III тысячелетия до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют собой одно и то же светило - планету Венеру. А в конце этого тысячелетия был создан клинописный текст, содержавший список шумерских созвездий, которые также считались божествами. Он свидетельствует о том, что шумеры выделяли планеты как самостоятельную категорию небесных светил. Они называли их «дикими овцами», чтобы отличить от неподвижных звезд. Однако неясно, сколько планет было им известно. В клинописных записях раннего периода, три светила «в движении» упоминаются точно : Солнце(шумер. Уту), Луна (шумер. Нанна), Венера (шумер. Инанна).

Уже позже , главным астрономическим достижением древневавилонской эпохи безусловно является выделение из числа неподвижных звезд («спокойно пасущихся небесных овец») оставшихся четырех объектов имеющих самостоятельное движение («баранов») видимых невооруженным глазом – Меркурия, Марса , Юпитера, Сатурна и фиксация этих наблюдений в клинописи.

Это выделение произошло не сразу. В конце III тыс. в клинописных записях встречается только триада небесных светил, состоящая из Солнца, Луны и Венеры, причем последняя называется по имени города Дильбат. Эти три великих небесных светила почитаются как великие небесные боги Шамаш, Син и Иштар; последняя, очевидно, – как богиня города Дильбат.

Остальные четыре планеты были выделены в эпоху Хаммурапи, но они еще не соединяются с определенными великими богами и фигурируют как звезды в числе других созвездий под собственными именами ( о них далее). Эти имена в то время еще точно не установились, так что Меркурий, Сатурн и Марс в разных текстах называются разными именами, а Юпитер иногда называется просто «Белой звездой». К этому же времени было установлено, что все планеты держатся около «пути солнца», то есть эклиптики, и на этом пути было отмечены отдельные звезды и группы звезд. Но окончательное деление эклиптики на 12 созвездий зодиака встречается впервые только в тексте персидской эпохи конца V в. до н. э. Кроме этих звезд вавилонскими астрономами были выделены еще и другие звезды и созвездия, перечисляемые в списках созвездий новоассирийской и халдейской эпох. В этих списках к каждой планете дается точная ремарка, что она «изменяет свой бег и путешествует по небу», но и в них только Меркурий соединяется с великим богом Нинуртой. Система семи великих небесных светил (Солнца, Луны и пяти планет), как определенных астральных божеств, точно сформировалась и однозначно засвидетельствована только в первом тысячелетии до н.э...

Однако шумерская эпоха истории Месопотамии не оставила нам практически никаких свидетельств о соотнесении божеств с небесными объектами, за единственным исключением –  изображения звезд рядом со священным символом Инанны (лунные и солнечные божества не в счет). Значит ли это, что в III тысячелетии хозяева места не имели своей небесной ипостаси? Вопрос непростой, и на него пока нет окончательного ответа. В одной из надписей лагашского правителя Гудеа богиня Нисаба обещает ему передать приказ о начале строительства храма через восход звезды. На печатях протошумерского времени изображен бык в окружении звезд и священного символа Инанны, что понимается как «восход Венеры в созвездии Тельца». В одном из царских гимнов III династии Ура Энлиль назван «совершенствующим звезды». Известен и гимн Нанне этого времени, в котором лунный бог уподобляется пастуху, подгоняющему небесных овец и коров лазуритовым стрекалом. Наконец, практически все месопотамские созвездия носят шумерские имена. Но ни в одной царской надписи в числе покровителей царя нет планет и звезд, и объяснить этот факт пока не представляется возможным.

Наблюдения над солнечными и лунными затмениями производились и записывались, но вплоть до римской эпохи вавилонские астрономы, по свидетельству Диодора, не смогли изучить эти явления настолько, чтобы давать предсказания о наступлении солнечных затмений. Только в предсказании лунных затмений они достигли известных успехов. Вопреки сомнениям некоторых ассириологов, теперь надо считать доказанным, что в конце VIII в. до н. э. вавилонские астрономы уже знали 18-летний период, так называемый саросский цикл, являющийся ключом к вычислению будущих лунных и солнечных затмений, и делали предсказания последних.


Важный момент :

Постоянные наблюдения за небом приучили еще довавилонских жрецов к мысли, что все в мире установлено по строгой системе, в строгом порядке. Все установлено числом и мерою; числа, которые даны наблюдениями над небом, священные, о них как бы свидетельствуют людям сами великие небесные боги. Главных небесных богов три; число три есть первое священное число. Всего же великих небесных богов семь; это также священное число. Число семь совпало с числом дней недели, и жрецы увидели в этом не случайное явление, а указание самих богов. Уже позже дни недели получили имена семи конкретных небесных (астральных) богов. Впоследствии, когда имена этих богов окончательно установились, вавилоняне употребляли такие названия: первый день недели – день Шамаша, второй – день Сина, третий – день Нергала, четвертый – день Набу, пятый – день Мардука, шестой – день Иштар, седьмой – день Нингирсу. Эти названия очень важно знать потому, что они послужили образцом для названий дней недели, принятых у западноевропейских народов. От вавилонян эти названия были заимствованы римлянами; римляне только перевели их, заменив вавилонские имена богов римскими. Под властью римлян находилась Галлия – теперешняя Франция; французские названия дней недели почти все являются переиначенными в произношении римскими названиями. По соседству с Галлией, за Рейном, находилась Германия, где во времена римского владычества бродили полу-варварские племена германцев. Они легко подчинялись римскому влиянию, много перенимали у римлян и переняли, между прочим, названия дней недели, заменив только имена римских богов именами своих богов. И так далее...

Таким образом, выделенные месопотамцами «священные» числа три и семь, из наблюдений за движением светил в небе ( только на основе них и ничего более !) в итоге перешли в культурный пласт западной ( и не только) цивилизации. Эта концепция была заимствована у вавилонян евреями, затем перешла в Новый завет, а оттуда, вместе с христианской религией, ко всем европейцам. Семерка астральных богов воплощала единство Вавилонии, федерацию ее семи главных городов, семь видимых невооруженным глазом светил солнечной системы, семь дней недели. Через посредство греков, римлян, евреев и арабов священная вавилонская семерка и некоторые связанные с нею представления вошли в культурную традицию всех христианских и мусульманских народов, т.е. доброй половины всего человечества.

Но эти числа – только самые главные из священных чисел; кроме них шумерские жрецы признавали еще другие числа священными и на основании их составили свою систему счисления. Священными числами, которые легли в основание вавилонской системы счисления, были числа 12 и 60. Первое число соответствует числу месяцев в году; второе получилось очень сложным путем. Жрецы старались измерить путь, который делает Солнце от восхода до захода, пробовали сосчитать, сколько «шагов» делает Солнце во время своего дневного небесного пути. Сутя по записям, они достаточно долго мучились над этой задачей и, наконец, сосчитали: если уложить по дневному пути Солнца без перерыва рядом друг с другом диски, равные по величине солнечному, то таких дисков уложится 180. Но Солнце днем делает только полкруга, а полное его суточное движение должно составить, думали жрецы, полный круг; другую половину круга оно делает ночью, под землею. Если в половине пути Солнце укладывается 180 раз, «делает 180 шагов», как выражались жрецы, то в полном пути оно уложится 360 раз, должно сделать «360 шагов». Таким образом они вышли на число 360; но оно равно 60 х 6, в свою очередь 60 = 12 х 5. Эта связь 360 и 60 с числом 12 окончательно убедила жрецов в таинственном значении этих чисел.

Они стали всякий круг делить на 360 частей и считать стали не по десятичной системе, самой простой, указываемой нам самой природой (по числу пальцев), а по очень сложной смешанной системе. Считали до 12, потом считали по 12 до 60, потом считали по 60; эта система была очень запутанной, так как очень часто она смешивалась со старой десятичной системой, которая, очевидно, существовала ранее. Числа 12, 60 и 360 не приобрели у нас значения священных чисел; только 12 считается круглым числом и имеет некоторое священное значение. Но зато в счете и в математике они твердо сохраняются до сих пор. Через греков и римлян к нам перешел счет дюжинами, существующий рядом со счетом десятками; число же 360 до сих пор составляет одну из основ геометрического счисления. По примеру вавилонян греки и римляне заимсвовали эту идею и делили круг также на 360 частей и сохранили для этих частей старое вавилонское название, переведя его только на латинский язык: латинское слово gradus значит шаг. Так, священная наука месопотамских жрецов не погибла, более того, во многих областях стала базисом и оказала огромное влияние на всю нашу культуру.



Зарождение астрономии в древней Месопотамии


Царю, моему повелителю, от его слуги Абил-Истара. Да будет мир моему царю и повелителю; да будет вечная милость моему царю и повелителю от неба и Мардука. Великие боги одарят его долгими годами, здоровым телом и радостью для сердца. На 27-й день исчезла Луна. На 28, 29 и 30-й дни мы ожидали солнечного затмения, но Солнце не затмилось.

(Из библиотеки Ашшурбанипала )


В библиотеке Ашшурбанипала, содержится и следующий текст:

«После того как зашли звезды Энлил, осталась одна большая звезда, разделяющая небо пополам, подобная звезде Нибиру».

Что это за небесный объект? Во-первых, ясно, что речь идет о Северном полушарии, поскольку именно там была расположена зона Энлил по принятому в то время разделению неба*. Во-вторых, это была достаточно яркая звезда, поскольку «звезда Нибиру» – одно из 50 названий планеты Юпитер (тогда – Мардук), хорошо заметной на небе. В-третьих, она «делит небо пополам», а это означает ее местоположение в районе небесного полюса. Вычисления показывают, что в 2700—2800 гг. до н.э. здесь находилась звезда «а Дракона» (современное название созвездия). Таким образом, можно считать, что еще в 3-м тысячелетии до н.э. шумерские и аккадские астрономы хорошо представляли себе характер суточного вращения неба.

________________________

*Вавилонские астрономы разделили весь небесный свод на три зоны: зона Эа, идущая вдоль небесного экватора полосой ±30°, зона Ану – по склонению в пределах от +30° до +60° – и зона Энлил, в которую входили околополярные звезды со склонениями больше +60°. Каждому месяцу года принадлежали три звезды, распределенные между главными богами. Но там есть и немало ошибок. Они вкрались, вероятно, при копировании, несмотря на то что на каждой глиняной плитке написано «кима лабиришу шатирма бари» (переписано из древнего источника и после сверено). Например, Юпитер (Мардук) помещен высоко в северной части неба, хотя эта планета движется ближе к экватору. Вряд ли такую ошибку могли допустить сами наблюдатели.

________________________

Прецессия земной оси вокруг северного полюса эклиптики и соответствующая смена полярных звезд


В одной из таблиц тех времен приведены угловые расстояния по долготе между Солнцем и рядом звезд для момента восхода дневного светила. Из-за уже известного явления прецессии теперь эти расстояния изменились. Исходя из этих данных, можно вычислить, что измерения были проведены древними астрономами примерно 4700 лет назад.  Т.е, понятно, что систематические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами начались еще раньше.


Эпоха Хаммурапи. Первый лунный календарь


В это время вместо множества местных систем счета времени был введен единый календарь, просуществовавший вплоть до падения Нововавилонского царства. Как и везде, в древней Месопотамии появление календаря было связано с практическими нуждами скотоводов и земледельцев. До Хаммурапи в этом отношении существовал сильный разнобой – в одних городах год начинался осенью, а в других –  весной, месяцы начинались то вечером с первым появлением лунного серпа, то утром, причем в разных местах они назывались неодинаково и т.д.

В поэме «Энума элиш» шумеры и аккады связывали разделение года на 12 мес с борьбой бога Мардука с чудовищем Тиамат:

«Тот создал места для отдыха великих богов

И сотворил звезды — их небесные подобия.

Установил год и очертил его границы,

Предназначил по три (созвездия) на каждый из двенадцати месяцев

После того, как установил дни года, Указал место для Нибиру, чтобы напомнить им про обязанности

И, чтобы никто не грешил и не нарушал заповеди,

Определил место для Энлил и Эа среди тех.

С двух сторон сделал двери,

Укрепил справа и слева замки.

Обозначил зенит по ее (Тиамат) середине.

Ночь доверил Луне, наказав ей быть ясной и светить,

Избрал ее для украшения ночи, и чтобы отделить дни...».


В старых графических обозначениях (идеограммах) каждого месяца было показано, какое это время года и какие сельскохозяйственные работы выполняются. Например, идеограмма четвертого месяца года изображает руку с пшеничным зерном, т.е. это месяц сева.

После вступления Хаммурапи на престол шумерские названия месяцев были заменены семитскими, но идеограммы остались. По его распоряжению названия месяцев по всей стране были приведены в одну систему: I. Нисану (начинался 26 апреля по современному календарю); II. Айру (или Аиару); III. Сивану; IV. Дуузу; V. Абу; VI. Улулу; VII. Ташриту (или Тишриту); VIII. Арахсамну; IX. Кисливу; X. Тхабиту; XI. Шабатху; XII. Адару.


Календарный месяц начинался вечером в новолуние и длился до следующего новолуния. Астрономы времени Хаммурапи установили, что продолжительность лунного месяца составляет 29,5 сут, а солнечного года – 365 сут. Однако календарный год включал 6 мес по 30 дней и 6 мес по 29 дней, т.е. всего 354 дня. Это на 11 дней меньше тропического года, поэтому специальным царским декретом вводился один дополнительный месяц. Прибавляли его обычно в конце года после 12-го месяца и называли «адару второй». Иногда дополнительный месяц вводили в середине года, называя его «улулу второй». В одном из документов времени Хаммурапи так и написано: «И принял Хаммурапи закон, по которому следующим месяцем будет улулу второй, ибо в году недостает дней». Подобные документы встречаются вплоть до эпохи Навуходоносора. Например, в 541 г. до н.э. царь Набонид издал указ: «Следующим месяцем 15-го года моего правления будет адару второй».

Это называется интеркаляцией.


Изначально главной календарной единицей в Месопотамии был лунный месяц. Астрономически все месяцы были подобны друг другу, месяц – это череда явлений (неомения, первая четверть, полнолуние, последняя четверть, дни невидимости и вновь неомения), достаточно легко наблюдаемых. Однако сельскохозяйственные и религиозные характеристики месяцев могли существенно разниться. Постепенно каждый месяц в году приобрел свойственные только ему черты. С месяцами стали связывать особые праздники и привязывать их к датам внутри месяцев. При этом каждый праздник приобрел свои особые  сезонные характеристики; его организация и проведение существенно зависели от времени года. Нельзя было допустить смещения положений праздников относительно сезонов. Чтобы удержать их в более или менее неподвижном положении, стали производить интеркаляции. Календарь, таким образом, перестал быть чисто лунным и стал лунно-солнечным. Период введения дополнительного месяца мог колебаться относительно среднего значения три года вследствие нестабильности погодных условий, а также потому, что сам этот период неточен . Интеркаляции со средним периодом три года производились в Месопотамии более или менее регулярно до середины I тыс. до н. э., когда был открыт 19-летний календарный цикл.


Проблемы календаря осмыслялись в шумерской мифологии как взаимоотношения богов – лунного божества Нанны и бога солнца Уту. При этом подчеркивалось особое значение Нанны (Син) в создании лунных месяцев и приведении года в нормальное положение. Среди эпитетов Нанны в посвященных ему гимнах встречаем следующие: «[Нанна], фиксирующий месяц и новую луну, [устанавливающий] год на свое место», «Нанна, который устанавливает месяцы, завершает год» . Речь в них идет, по-видимому, об интеркаляциях. Характерная особенность: в шумерских текстах солнечное божество Уту / Шамаш никогда не упоминается в связи с календарными проблемами. Главенствующая роль в устроении календаря принадлежала Нанне.

Примерно с 527 г. до н.э. прибавление дополнительного месяца видоизменилось и стало связываться с 8-летним циклом.

В Южной Месопотамии в период ок. 2400–2200 гг. до н. э. в ряде городов – Адабе, Лагаше, Ниппуре, Умме, Уре и др. – сформировались именно такие местные лунно-солнечные календари. Друг от друга они отличались названиями месяцев, порядком их следования на протяжении года, началом отсчета и системой интеркаляций. До нас дошло значительное число названий месяцев,имевших разное местное происхождение. Каждому такому названию предшествовал детерминатив . Системы названий месяцев были стабильны,т. е. они повторялись из года в год. В названиях фиксировались имена богов, ритуалы и элементы хозяйственной деятельности, связанные с данным месяцем. В качестве примера приведен список названий месяцев в календаре города Ниппура в досаргоновский период.

I. «престол святилища»;

II. «месяц, когда рогатый скот шествует вперед» (месяц выгона рогатых волов» (в поле) ;

III.«месяц, когда кирпич помещают в кирпичную форму»;

IV. «месяц приготовления к севу»;

V. «месяц, когда жаровни / светильники разожжены»;

VI.«месяц службы богине Инанне»;

VII. «месяц Священного Холма» (Священный Холм – место обитания предков верховного бога Энлиля в Ниппуре) ;

VIII. «месяц отпускания плуга» (месяц, в который прекращались сельскохозяйственные работы, связанные с использованием плуга) ;

IX. «месяц, когда облака появляются» (месяц выхода (из Подземного мира) Убийцы (Эрры)», или «месяц, (когда) Убийца (из Подземного мира) выходит. Эрра отождествлялся с Нергалом – богом подземного царства) ;

X. «месяц (богини) Ашнан», «месяц выхода отцов» («священная чистота», «месяц священной чистоты», понимаемой как «чистота нив по окончании полевых работ на земле» ; «Отцами, выходящими из-под земли» для вкушения жертв, являются усопшие цари Ура) ;

XI. «месяц полбы» (речь идет, по-видимому, о времени жатвы полбы (= эммера) ;

XII. «месяц жатвы ячменя»;

XIII. «дополнительный месяц ».


Переводы некоторых названий в этом списке носят предварительный характер. Они тем не менее позволяют установить две основные закономерности, проявившиеся при их образования. В названиях фиксировались:

1) имена богов и связанные с ними ритуальные действия (например, месяцы I, III, V, VI, VII, X);

2) наименования сезонных сельскохозяйственных работ, относящихся к данному месяцу (II, IV, VIII, IX, XI, X и XII). Причем первая закономерность, по-видимому, доминировала, она носила общий характер, т. е. была применима ко всем месяцам вообще. Названия месяцев были всегда связаны с ритуальными действиями даже в тех случаях, когда эта связь явным образом не прочитывается. Там, где речь в названии идет, казалось бы, о сельскохозяйственных работах, подразумеваются не просто работы, а связанные с ними ритуалы, не просто «жатва», а «праздник жатвы».

Названия месяцев в этом календаре  оставались без изменения из года в год. Такая стабильность, однако, была свойственна не всем местным календарям. В Лагаше, например, в саргоновский и послесаргоновский периоды некоторые месяцы получали особые названия, отличные от применяемых постоянно. Месяц называли иногда в честь какого- либо знаменательного события, связанного с ним. Такие названия появлялись в текстах однократно и в дальнейшем никогда не использовались.

___________________________

Интересный пример: шестой месяц в хозяйственном документе из Лагаша, датируемом четвертым годом правления царя Уруинимгины (ок. 2318–2312), был назван itimul-ud-sag-e-ta-šub-a-a, вероятный перевод – «месяц, когда блестящая(?) звезда упала с высоты(?)». Это название встречается в текстах один единственный раз. Речь идет, вероятно, о наблюдении падения метеора или кометы. Событие привлекло внимание и послужило основой для названия месяца. Приведенный пример уникален, среди названий месопотамских месяцев не встречается больше никаких упоминаний астрономических событий. Данное название служит тем не менее убедительным свидетельством того, что астрономические явления интересовали жителей Месопотамии уже в XXIV в. до н. э.

___________________________


С середины III тыс. до н. э. в северной и центральной Месопотамии имел хождение так называемый ранний семитский календарь. Он был распространен на всем Ближнем Востоке в период 2600– 2200 гг. до н. э. и занесен в Месопотамию волнами переселенцев. Это был лунно-солнечный календарь, в котором производились вставки дополнительных лунных месяцев. Семитским он назван потому, что в нем использовались семитские названия месяцев и часто западно-семитские. Названия месяцев не содержали теоформных элементов, а представляли обозначения сельскохозяйственных работ и природных явлений. Например: «стада» (месяц I), «сев»(IV), «топленое масло» (VI), «созревание ранних фруктов» (IX), «созревание поздних фруктов» (X), «тепло» (XII) 74 и т. д. Самые поздние упоминания месяцев из этого календаря относятся к эпохе III династии Ура, когда он окончательно вышел из употребления.

Шумерский гражданский (или культовый) лунно-солнечный календарь. Из названия следует, что это был лунно-солнечный календарь, в котором использовались шумерские названия месяцев. Он применялся в основном для датирования событий, а также как средство фиксации порядка храмовых служб на протяжении года. Самое раннее известное шумерского название месяца происходит из Фары. Однако большинство названий встречаются впервые в саргоновский период в текстах из Лагаша, Адаба и Ниппура. Вставки дополнительных месяцев производились в среднем каждые три года. Самые ранние свидетельства об интеркаляциях происходят из досаргоновского Лагаша. Употреблялся ли этот календарь раньше, в точности не известно, однако можно думать, что в каком-то виде он существовал и в более ранние эпохи.

Административный календарь. Для административных целей при подсчете рабочих заданий и рационов кормления скота на длительные промежутки в III тыс. до н. э. применялся так называемый административный календарь. В нем предполагалось, что все месяцы имеют равную длину 30 дней, так что 12 месяцев содержат всего 360 дней, а 13 месяцев 390 дней. Интеркаляции в нем должны были производиться один раз в шесть лет, в отличие от гражданского лунно-солнечного календаря.


Проблема измерения времени в Месопотамии III тыс. до н. э. была полностью решена в соответствии с теми потребностями, которые выдвигала административно-хозяйственная и религиозная жизнь. При этом реализовались две особенности, связанные с измерением времени. С одной стороны, наблюдения небесных светил, прежде всего движений Луны, позволили построить лунно-солнечный календарь (в различных местных модификациях), в котором устанавливались соотношения между реально наблюдаемыми явлениями и распорядком религиозной и хозяйственной жизни. Регулярные наблюдения светил составляли основу функционирования такого календаря. С другой стороны, месопотамские писцы попытались в целях административного удобства заменить в хозяйственной жизни календарь, требующий регулярных наблюдений, вычислительной схемой, приближенно описывающей календарные явления. Они пренебрегли проблемой изменения длины месяца и получили таким образом возможность предвычислять параметры хозяйственной жизни на большие промежутки времени – месяцы и годы. Эта вычислительная схема, так называемый административный календарь, с одной стороны, имела практическое значение, а с другой, – была именно первой рациональной моделью, в которой непредсказуемое в то время природное явление – чередование 29- и 30-дневных месяцев – описывалось схематически. Решение было примитивным и по существу неверным, однако само направление мысли – рациональное моделирование природных явлений – получило продолжение в дальнейшем и привело в конце концов к развитию методов математической астрономии во второй половине I тыс. до н. э

Создание и последующее уточнение вавилонского календаря требовали в первую очередь тщательного слежения за фазами Луны. Конечно, при этом невозможно было оставить без внимания яркие звезды и особенно «блуждающие звезды» – планеты.

Звезды, описанные в поэме «Энума элиш», упоминаются также и в более позднем сборнике «Мул апин», в котором содержится очень много сведений из источников самых древних времен.  


Вычисление периода смены фаз луны приписывают Кидинну (изв. в 4-м веке до н. э., вероятная дата смерти 14 августа 330 г. до н. э.) –вавилонскому астроному и математику, которого Страбон и Плиний Старший называли Киден, а Веттий Валент Кидин. Некоторые клинописные и классические греческие и латинские тексты упоминают астронома с этим именем, но не всегда ясно, говорят ли они об одной и той же личности.

Греческий географ Страбон Амасский, в «Географии» 16.1.6, пишет: «В Вавилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астрономией. Некоторые из них выдают себя за астрологов, хотя другие их не признают. Существует какое-то племя халдеев и даже область в Вавилонии, где они живут, поблизости от арабов и так называемого Персидского моря. Есть несколько родов халдеев-астрономов: одни называются орхенами, другие — борсиппенами и несколько других — разными именами; они делятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например Кидена, Набуриана и Судина».

Римский энциклопедист Плиний Старший, в Естественной Истории II.vi.39, пишет, что планета Меркурий может наблюдаться «иногда до восхода, иногда после заката, но согласно Кидинну и Созигену никогда далее чем в 22 градусах от Солнца».

Римский астролог Веттий Валент, в своей «Антологии», говорит что он пользуется Гиппархом для солнечных затмений, Судином, Кидинну и Аполлонием для лунных затмений, и снова Аполонием для обоих типов (затмений).

В дошедшей до нас рукописи «Подручных Таблиц» Птолемея, неизвестным читателем в третьем веке н. э. написан комментарий-схолия «Кидинну открыл это отношение» — про то, что 251 синодический месяц равен 269 аномалистическому месяцам.

Некоторые исследователи считают что Кидинн открыл предварение равноденствий.


*

Астрономия времен Хаммурапи имела преимущественно созерцательный характер. Однако полученные данные, касающиеся движения планет, оказались весьма точными (в первую очередь для Венеры). Вот пример текста из глиняной библиотеки Ашшурбанипала, хранящегося в Британском музее. Его расшифровал в 1911 г. Куглер, установив при этом, что название «Нин дар ан на» (госпожа небес) относится к Венере. Читаем: «В месяц абу на востоке появится Нин дар ан на — будут дожди и земля опустеет. Она будет стоять на востоке до 11-го дня первого месяца нисану, а затем исчезнет на три месяца. На 11-й день месяца дуузу Нин дар ан на воссияет на западе. В стране начнется война, но урожай будет хороший. На 7-й день месяца улулу Нин дар ан на появится на западе».

(Синодический период Венеры составляет 19 мес и 17 сут, из которых 8 мес и 5 сут она видна утром и затем исчезает, после чего проходит 3 мес до ее появления на западе, где она снова видна в течение 8 мес и 5 сут, а затем опять исчезает, на 7 сут. Зная также синодический период Луны и эпохи соединения Венеры с Луной, можно вычислить время, когда делались те или иные астрономические записи. Привлекая к анализу упоминания о каких-либо исторических событиях, можно получить хронологию царствования различных династий.)


После расшифровки клинописных текстов с астрономическими сведениями создалось впечатление, что Венера почиталась наравне с Солнцем и Луной. Даже Мардук, главный бог Вавилона, оставался несколько в стороне и у исследователей, естественно, возник вопрос о причинах популярности этой планеты.

Похоже, что ответ содержится в следующем переводе клинописного текста: «Когда Иштар своим рогом приближается справа к звезде (?), в стране будет изобилие, если слева — будет голод».  Современные астрономы, наблюдая Венеру в телескопы, видят у нее, как и у Луны, различные фазы, аналогичные новолунию, первой четверти, полнолунию и т.д. В древнем тексте говорится про рог — не означает ли это, что вавилонские астрономы видели у Венеры разные фазы? Телескопов они не имели, но ведь уже в 1852 г. американский миссионер Д. Хогард писал из Персии о том, что он простым глазом наблюдал фазы Венеры, галилеевы спутники Юпитера и даже удлиненную форму Сатурна (обусловленную наличием у планеты колец). Не исключено, что именно прозрачная и, главное, временами спокойная атмосфера Месопотамии позволяет наблюдать то, что в других местах увидеть невозможно. Вполне возможно, что при таких идеальных погодных условиях,  древние могли наблюдать и планету Уран. При точном целеуказании и хороших условиях наблюдения можно заметить и Уран, имеющий блеск 5,5m.


Эпоха Ашшурбанипала. «Мул апин» — древний астрономический справочник.


Вторая эпоха развития вавилонской и ассирийской астрономии, условно называемая эпохой Ашшурбанипала (Ашшурбанапала), насыщена бурными историческими и культурно – научными событиями. Еще во времена царствования Самсуилина — сына Хаммурапи — Вавилон стал приходить в упадок. Спустя два столетия им овладели сначала хетты, а затем касситы. Город был разрушен, а господство завоевателей продлилось около трех столетий. В сущности, за это время завоеватели превратились в мирных жителей Вавилона, и их культурные и экономические связи распространились по всему Ближнему Востоку. И сегодня археологи находят глиняные таблички с клинописью на обширной территории от Индии на востоке до Египта на западе.

В этом наследии немалую долю составляет астрономия. Чем обогатила ее эпоха Ашшурбанипала?


Интересен так называемый текст Гилпрехта из Нипура. В нем приводится последовательность чисел, выражающих «расстояние от звезды до звезды», и задается вопрос: «Сколь далеки один бог-звезда от другого?» С помощью простых арифметических действий «расстояния» превращаются в мили, разумеется, не в морские, а в вавилонские единицы времени (1 миля = 2 ч). Следует упомянуть и о найденной большой «астрологической» глиняной плитке, называемой «Астролаб». На ней нарисовано несколько концентрических окружностей, разделенных на 12 секторов (по числу месяцев).

Астролябии – важный источник астрономических наблюдений. Самым ранним из сохранившихся текстов считается «Берлинская Астролябия» или «Астролябия B», который происходит из Ашшура периода правления Тиглатпаласара I (Тукульти-апал-Эшарра I; аккад. Тукульти-апал-Эшарра; «Защити наследника Эшарра») – царь Ассирии приблизительно в 1115—1076 годах до н. э. Это почти на 450 лет раньше Ашшурбанипала.

Сам термин «Астролябия» является неудачным и не имеет никакого отношения к соответствующему прибору. Тем не менее, этот термин укоренился в литературе, применительно к некоторому типу древневавилонских текстов.

Астролябия Б (Берлинская), впервые опубликованная О. Шредером, происходит из Ашшура и датируется примерно XI в. В настоящее время изданы значительно более ранние копии, дошедшие из касситского Вавилона. Известны также новоассирийские и нововавилонские фрагменты из собрания Британского музея (Belleten 48, 399—416). Текст ее составлен на двух языках — испорченном шумерском и вавилонском аккадском. Она выглядит как обычная глиняная табличка большого размера и состоит из двух секций.

В секции А дается большой месяцеслов, организованный по следующей схеме: «название ниппурского месяца — гелиакически восходящее созвездие — обряды — хозяин месяца». Комментарий дается не к названиям месяцев, а к их обрядовому содержанию.

Вторая секция (секция Б) включает большой каталог гелиакически

восходящих звезд, распределенных по трем сезонам («звезды Ану, Энлиля и Эа»). Подобный же список имеется в каталоге MUL.APIN (II).

Каталог Берлинской Астролябии содержит 36 названий звезд и созвездий, причем расходится с MUL.APIN в отношении 12 созвездий. По мнению Б. Л. Ван дер Вардена, «в большинстве случаев ошибаются Астролябии. Звездный каталог из MUL.APIN лучше, чем каталог Астролябий» (Ван дер Варден, 1991, 84). Помимо Астролябии Б, известны также 2 круглых и 3 табличных Астролябии . В них почти без изменений сохранена структура второй секции Астролябии Б, но первая секция отсутствует вовсе.

К формулам Астролябии примыкают формулы нескольких текстов, записанных в середине II—середине I тыс. в Ниппуре и Вавилоне. Это, во-первых, «Ниппурский компендиум (календарь)» , содержащий очень краткий перечень календарных событий ниппурского года. Во-вторых, это довольно полный список календарных праздников, дошедший в плохом состоянии, но очень информативный (издан О. Р. Герни в составе текстов Ашмолеанского музея в OECT XI). В-третьих, это до сих пор не изданный календарный подневный свод Enbu bcl arhi («Плод — господин месяца»). Замыкает список комментариев X таблица серии астрологических предсказаний «Enuma Anu Elil» («Когда Ан (и) Э(н)лиль» - «Энума Ану Энлиль»), почти дословно повторяющая текст Астролябии.


Кусок круговой Астролябии. Британский музей

Знаменитая «Astrolabe B» найденная Эрнстом Вейднером. Берлинский музей



А это уже более поздний шумерский атлас звездного неба найденный в подземной библиотеке Ашурбанипала в Ниневии. 650 г. до .н.э :

По-видимому, это один из первых опытов по систематизации положений звезд, наблюдаемых на небе в разные времена года. Однако все эти астрологические таблицы и рисунки были созданы примерно в конце 2-го тысячелетия до н.э., а во времена Ашшурбанипала был написан учебник-справочник «Мул апин» (MUL.APIN), включающий большей частью древние сведения по астрономии. Он широко использовался в астрономических и астрологических школах, которых было немало в Ниневии и Вавилоне. Их выпускники «работали» по всему Ближнему Востоку и очень гордились своей ученостью, полученной при дворе Ашшурбанипала.

На аккадском языке слово «мул» означает «звезда», а «апин» переводится как «плуг». Взятые вместе, эти слова составляли название созвездия Звездный Плуг, которое сейчас именуется Треугольником.

Сборник состоит из десяти разделов, из которых первые три посвящены созвездиям трех частей неба — зонам Энлил, Эа и Ану. В следующих четырех разделах указаны гелиакические восходы звезд, наиболее важных с точки зрения древних астрономов, и промежутки времени между такими восходами, а также список пар звезд, одна из которых заходит, а другая в этот момент восходит. В восьмом и девятом разделах содержится звездный каталог. Десятый раздел дает сведения о «лунных домах», и, в сущности, его можно рассматривать как первоначальный вариант зодиакального разделения. Любопытно, что десятый раздел включает в себя и две таблицы, систематизирующие содержание всего сборника.

Таблица I. 1. Список 33 звезд зоны Энлил, 23 звезд зоны Ану и 15 звезд зоны Эа. 2. Гелиакические восходы 36 важных звезд и созвездий. 3. Список пар звезд, одной восходящей и другой заходящей. 4. Интервалы времени между гелиакическими восходами избранных созвездий. 5. Видимость созвездий на востоке и на западе. 6. Созвездия, через которые проходит путь Луны.

Таблица II. 1. Солнце и планеты. 2. Сириус при равноденствиях и солнцестояниях. 3. Прямые и обратные движения планет. 4. Четыре важных направления на небе. 5. Астрономические времена года. 6. Продолжительность ночных страж на 1-е и 15-е число каждого месяца и видимость Луны. 7. Звездные и кометные предзнаменования.

Определенная часть созвездий этого сборника, месопотамские созвездия, были позаимствованы греками и легли в основы античной, а затем и европейской астрономии. Нет надежных, общепринятых свидетельств этого заимствования, его масштабов и датировки; тем не менее, очевидно, заимствования происходили.


Какими же конкретными проблемами занимались астрономы времен Ашшурбанипала? Как свидетельствует сборник, небо было разделено на зоны и созвездия. Были составлены звездные каталоги и нарисованы звездные карты. Некоторые созвездия времен ассирийцев и вавилонян сохранились до сегодняшних дней, например Близнецы. Другие претерпели изменения, но незначительные (так, практически сохранился квадрат Пегаса, который назывался Ику, что по аккадски означает «поле»). Очертания третьих не имеют ничего общего с современными. Дело в том, что позднее звездные карты народов Месопотамии заимствовали персы, а затем греки и арабы и каждый из этих народов вносил в очертания и названия созвездий свою долю фантазии. Некоторые созвездия не изменили ни своих названий, ни очертаний ( например «Гир таб» = «Скорпион»). В окрестностях других (уже в контексте современных границ), месопотамцы выделяли два, а то и три созвездия.


Здесь даны две таблицы из древнего сборника «Мул апин», в одной из которых указаны по месяцам гелиакические восходы определенных звезд, а в другой  приведены интервалы времени между подобным восходом Сириуса (принят за начало отсчета) и следующими в течение года восходами других звезд. Во второй таблице представлено также различие между данными древних астрономов и современными определениями (с учетом прецессии).


В одних случаях эти различия невелики, а в других они больше, но в целом надо признать, что месопотамские астрономы были чертовски хорошими наблюдателями при отсутствии каких-либо специальных инструментов. Об использовании месопотамскими астрономами каких-либо угломерных приспособлений сведений нет.

Что касается пар звезд (или созвездий), одна из которых заходит, а другая восходит, то в «Мул апин» встречаются следующие сочетания: восход Ориона – заход Стрельца, восход Сириуса, Гидры и Льва – заход Водолея и Орла.


Месопотамцы заприметили не только изменение вида звездного неба в течение года – они выделили ряд созвездий и ярких звезд, через которые проходил путь Луны, — так называемые «дома» Луны. К ним относились Плеяды, Телец, Орион, Персей, Возничий, Капелла (а Возничего), Рыбы, Овен, Козерог, Близнецы, Рак, Лев, Спика (а Девы), Весы, Скорпион, Стрелец, Водолей. В дальнейшем установили и «дома» Солнца и планет. На этот счет в «Мул апин» сделаны следующие примечания:

«С 1.XII до 1.III Солнце находится на пути Ану – будут ветры и бури. С 1.III до 30.V Солнце на пути Энлил – жара и уборка урожая. С 1.VI до 30.VIII Солнце на пути Ану – ветры и бури. С 1ЛХ до ЗОЛ Солнце на пути Эа –  холод».

Как видно из приведенного отрывка, во-первых, времена года связывали с движением Солнца по небу и, во-вторых, каждое из четырех времен года делили на три месяца. Было известно что, перемещаясь из одной зоны в другую, Солнце за год проходит два равноденствия и два солнцестояния. Все это послужило в дальнейшем основой для введения понятия зодиакального пути нашего светила.



Путь Луны.


Особенно интересно, когда вавилонские созвездия  совпадают или как-то схожи с классическими, греческими созвездиями. Именно в этих случаях предполагаются  заимствования, но таких совпадений довольно мало, за исключением (!) зодиакального пояса – там их большинство.

В MUL.APIN  в разделе 8 «Звезды на пути Луны» перечислено 18 созвездий:

1.MUL.MUL = zappu, шум. «Звезды», акк. «Щетина, грива», Плеяды. 

2.GU.AN.NA = is lê, шум. «Небесный Бык», акк. «Челюсть Быка», Телец.

3.SIPA.ZI.AN.NA , «Праведный Пастух Ану», Орион.

4.SHU.GI, «Старик», Персей.

5.GAM «Посох (с закругленной ручкой)», букв. «Дуга», Возничий.

6.MAS.TAB.BA.GAL.GAL, «Большие Близнецы», Близнецы.

7.AL.LUL, «Рак» или «Краб», Рак.

8.UR.GU.LA, «Лев», Лев.

9.AB.SIN = šer’u, шум. «Борозда», акк. «Колос», Дева.

10.Zi-ba-ni-tum, «Весы», Весы.

11.GIR.TAB «Скорпион», Скорпион.

12.PA.BIL.SAG «Пабилсаг», Стрелец и часть Змееносца.

13.SUHUR.MAS «Коза-Рыба», Козерог.

14.GU.LA «Великий, Великан», Водолей.

(15).zibbati mesh можно отнести к каждому из последующих названий (16 и 17).

15 (16).SIM.MAH «Большая Ласточка», юго-западная часть Рыб и часть Пегаса.

16(17).A-nu-ni-tum «Ануниту», северо-восточная часть Рыб и часть Андромеды.

17(18).LU.HUN.GA «Наемник, Поденщик», Овен.


Звезды на «пути Луны» фактически представляют собой пояс вавилонского - или шире, месопотамского - Зодиака.

Здесь варианты Петера Уайтфельда (Peter Whitfield in the History of Astrology [2001]) в скобках при несовпадении. Несмотря на то, что созвездий на пути Луны семнадцать и их сложно соотнести с традиционным двенадцатизнаковым Зодиаком, здесь есть совпадения созвездий двух культур.

________________________

Дополнительно :

Многие названия созвездий являются смысловой калькой с шумерского языка. Но есть и фонетическая калька: например, греческое созвездие Орион – не что иное, как шумерское созвездие u-ri-in (в шумерском u могло обозначать /о/) «орел». Греческое обозначение цикла затмений saros (18 лет и 11 дней) образовано от шумерского числительного šar «3600, всё, вселенная, цикл». На втором месте окажутся заимствования из сферы магии. Греч. catharsis «очищение» происходит от аккад. qutru, qutrinnu «дым, окуривание», поскольку и в Месопотамии, и у анатолийских народов одним из важнейших обрядов очищения было окуривание помещения благовониями либо серой. Также и греч. леканомантия «гадание по воде, налитой в блюдо» (от др.-греч. lekani «сосуд») связана с аккад. lahannu, означающим сосуд для гаданий. Также и имена греческих демонов Gello и Lamia, явно ведут родословие от шумеро-вавилонских демонов Галлу и Ламашту.

А вот более простые случаи. Хорошо известное всем европейцам греческое понятие «канон» (kanna) происходит от аккад. qanû «тростник; тростниковый стилос для письма». А групповое имя греческих богов «Титаны» (как давно уже замечено, не имеющее надежной греческой этимологии) связано с самоназванием западносемитского племени tidnum /ditānum «буйвол(ы)», известного еще из шумерских текстов III тысячелетия до н.э.

Были известны грекам и отдельные отрывки из вавилонских мифов (например, история Этаны, описанная у Элиана). Наконец, самое простое и близкое – древнесемитское происхождение названия континентов (а когда-то – стран света) Европы и Азии. Названия эти пришли в греческий от финикийцев, к которым они попали от ассирийцев. Народы древней Месопотамии считали, что у солнечного бога есть дом, куда он ходит спать по ночам. Поэтому восход Солнца и восток они называли по-аккадски ацу «выход (из дома)», а закат и запад - эребу «вход».

________________________


Нельзя не упомянуть также следующее:

В конце прошлого века Лофтус нашел в центральной части развалин Ниневии прекрасно обработанную призму из слоновой кости, покрытую клинописными знаками. И хотя ассирологи уже хорошо разбирались в клинописи, текст на призме был им непонятен. Однако с помощью астрономов удалось выяснить, что он содержит продолжительность дня и ночи в каждом месяце года. Эти данные, полученные в глубокой древности, приведены здесь в таблице

Согласно этим данным, отношение самого длинного дня к самой короткой ночи составляет примерно 2:1; позднее оно было уточнено (3:2 или 7,5:4,5).


Одно из заметных достижений конца эпохи Ашшурбанипала — успешное предсказание затмений. Вот какие сведения направил астроном (астролог) Надину своему царю: «14-го числа произойдет лунное затмение, которое сулит невзгоды Эламу и Амуру, но принесет добро моему царю и господину. Сердце моего господина может радоваться, ибо я говорю точно — затмение состоится».

В следующем послании он писал: «...Я предсказывал своему господину, что будет затмение, и предсказание сбылось». К сожалению, пока неизвестно, какими методами Надину вычислял в то время моменты затмений.

Вот, к примеру, еще два сообщения о затмениях, из которых одно подтверждает другое. В первом говорится: «Года VII, дуузу 14, 1 и 2/3 беру после захода Солнца произойдет лунное затмение, видимое в эту ночь полностью. Оно будет идти к северному краю Луны». Позднее об этом же писал Птолемей: «На седьмой год камбиза 17-го египетского фармути в середине ночи произошло затмение. Оно шло к северному краю Луны. Затмение наблюдали также в Вавилоне».


Исследователи древнего Вавилона и Ассирии считают, что по крайней мере за 700 лет до н.э. периодичность лунных затмений была уже известна. На одной из глиняных табличек можно прочитать: «Если Луна скроется рано, то шесть месяцев спустя на 12-й или 13-й день месяца будет лунное затмение».

Предсказание затмений в эпоху Ашшурбанипала стало значительным шагом в развитии астрономии, хотя и было окутано мистикой астрологии. Пара примеров :

«Если звезда Мардук появится в начале года, урожай будет очень богатый. Если планета Гуд уд (Меркурий) приблизится к звезде Ли (Альдебаран), царь Элама умрет».

«Дил бат (Венера) исчезнет на западе. Если она потускнеет и исчезнет в месяц абу, в Эламе будет кровопролитие. Если она появится снова в месяц абу, с 1-го по 30-й день пройдут дожди и урожай будет богатый».


Можно привести множество текстов подобного содержания – их количество значительное. В эпоху Ашшурбанипала вера в астрологию была очень сильной, и это в общем понятно. Непрерывные кровопролитные войны делали жизнь чрезвычайно неустойчивой не только для простого народа, но и для царей. Исключительно суеверным был ассирийский царь Асархаддон. Не только на вершинах зиккуратов-обсерваторий, но и в его палатах постоянно находились астрологи, включая и главного предсказателя. Они должны были непрерывно направлять царю всевозможные сообщения и рапорты, руководствуясь при этом только одним – желанием угодить своему господину.


Эпоха Навуходоносора. Самая большая обсерватория древности


В отличие от эпохи Хаммурапи (I Вавилонская (аморейская) династия) и Ашшурбанипала, которые длились по нескольку веков, эпоха Навуходоносора заняла в истории менее 100 лет –  от разрушения в 612 г. до н.э. Ниневии до поражения в 539 г. до н.э. вавилонских войск от персов, предводимых царем Киром. В эту эпоху заслуживает пристального внимания лишь царство Навуходоносора II (Небукаднецарь II) с 605 по 562 г. до н.э.

Он не был похож на жестоких ассирийских царей, отличался миролюбием, поощрял развитие наук и задумал большую строительную программу. Именно ему история обязана одним из семи чудес света –  висячими садами Семирамиды. Для астрономов наибольший интерес представляет самая большая обсерватория древности –  храм Мардука в Вавилоне, называемый Этеменанки или Этаменанка –  предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Когда немецкий археолог Роберт Кольдевей начал раскапывать остатки храма-башни, он был уверен, что нашел еще одно чудо света. Это было грандиознейшее сооружение, и про него сейчас написано достаточно много . Стороны квадратного основания первого этажа имели длину 90 м, а его высота составляла 33 м. Второй этаж был высотой 18 м, следующие четыре – по 6 м и седьмой – 15 м. Этажи шли пирамидой. На последнем этаже был воздвигнут храм Мардука – главного бога Вавилона. Пол обсерватории был покрыт золотом и синей глазурью и блестел так, что и при лунном свете был виден из далеких точек города. Вся башня была сооружена из 85 млн. обожженных кирпичей с выдавленными на них именами Навуходоносора и его отца Набопаласара, которые считались создателями этого чуда. Статуя бога Мардука, расположенная на самом верху, была сделана из чистого золота. Ничего подобного не было в остальных вавилонских городах, хотя каждый из них имел свои зиккураты-обсерватории.


Вавилонская башня-обсерватория Этаменанка (реконструкция).

Кольдевей писал: «Развалины храма даже в том состоянии, в котором они сейчас находятся, производят неизгладимое впечатление, не поддающееся никакому описанию. Огромны размеры башни, которая для евреев была символом человеческого высокомерия и дерзости, бесчисленны жреческие палаты, склады, помещения для поклоняющихся... Все это создавало сильное впечатление и утверждало величие, могущество и богатство Вавилона, подобного которому человек не мог встретить ни в каком другом месте обширного царства».

С вершины зиккурата-обсерватории жрецы вели постоянные наблюдения за небом.

Нововавилонское царство просуществовало всего лишь 73 года, но успехи астрономии за это время превзошли все достигнутое ранее, и прежде всего в качественном отношении. Созерцательная астрономия прошлых эпох стала все более превращаться в точную науку. В частности, было введено понятие зодиака почти в том виде, в котором мы его знаем сегодня. Повысилась точность данных о затмениях и о видимом движении планет.

Не отставала при этом и астрология. Гороскопы стали более распространенными и составлялись даже для отдельных простых людей; все больше расцветала фантазия и изощренность астрологов.


Еще один знаменитый зиккурат находился в Уре – самый известный из частично сохранившихся зиккуратов. Это величественное сооружение позволяет хотя бы немного понять, как высоко развита была цивилизация его построившая, не зря же греки и римляне не переставали восхищаться шумерской культурой, их астрономическими и архитектурными познаниями. Зиккурат Уре был составлен из трех уровней, первый из которых был 60 метров в длину и 45 в ширину. Высота яруса была 15 метров. Верхние ярусы были меньше и опирались на нижний. На последнем уровне находился храм, посвященный лунному богу Нанна. К зиккурату были пристроены лестницы, массивные и хорошо укрепленные, по ним шли праздничные процессии. В свое время сооружение было выкрашено в разные цвета, нижняя терраса – черная, средняя – красная, верхняя – белая. А сам храм, вероятно, был голубого цвета, цвета неба.

Еще зиккурат Уре интересен тем, что в нем есть дренажные отверстия, призванные осушать внутренние части сооружения, построенные из необоженного кирпича. Ученые долго ломали голову, зачем же они нужны, ведь даже необоженный кирпич за время строительства должен был высохнуть, и поэтому не к чему было создавать дополнительные дренажные отверстия. В итоге, благодаря древним рукописям, рассказывающих о шумерских зиккуратах, исследователи узнали, что на террасах зданий были разбиты настоящие сады. Ярусы зиккурата не были выложены кирпичами, они были засыпаны землей, в которую высаживались растения.

Вероятно, зиккурат в Уре выглядел просто божественно, ведь яркие террасы, выкрашенные в разные цветы, были украшены сказочными цветами и деревьями. Создавалось впечатление огромной цветущей горы, на вершине которой высился храм. Вероятно, поэтому зиккурат в Уре еще называют «Горой бога». До горы, конечно, сооружению было далеко, но оно было высотою более чем 53 метра.

В 539 г. до н.э. Вавилоном завладел Кир, царь персов, но город не утратил своего величия. Персы приобщились к астрономии и тоже вели наблюдения. Они проявили большую терпимость в области религии, хотя верования двух народов существенно различались. Культурные достижения Нововавилонского царства устояли и перед новой политической властью, и перед экономическими кризисами. В упадок же они стали приходить под действием одного особенного процесса. Еще в начале I тысячелетия до н.э. наряду с аккадо-вавилонским разговорным языком вошел в употребление арамейский, а шумерские идеограммы постепенно стали заменяться арамейскими буквами. Этот процесс ускорился под действием еще одного фактора – вторжения «завоевателя мира» Александра Македонского. В его армии были греки, сирийцы, египтяне и другие народы. Они частично восприняли местную культуру, но привнесли и свою.

В 400 г. до н.э. еще существовали школы клинописи, но она применялась все реже. Из раскопанных до сих пор глиняных табличек с клинописью последняя была написана в 75 г. до н.э. Тогда же окончательно перестал употребляться разговорный аккадо-вавилонский язык.

Тем не менее многие из достижений народов Двуречья, в том числе в области астрономии, через финикийцев и хеттов попали в Грецию и сохранились там, пока страна не встала на самостоятельный путь развития. Более того, ряд ученых считает, что древний Вавилон был колыбелью всего последующего развития науки, новый расцвет которой начался в древней Элладе.



Продолжение читать ЗДЕСЬ



Комментариев нет:

Отправить комментарий