Дэйн Радьяр : Цикл Меркурия и функционирование ума.


По Радьяру, в астропсихологии пара Прометей/ Эпиметей олицетворяется планетой Меркурий,в контексте двух (четырех 2X2) типов мышления.

В обычной геоцентрической астрологии нет различия между двумя типами соединения Меркурия и Солнца; она учитывает только, что в нижнем соединении Меркурий движется ретроградно, а в верхнем — директно. В гелиоцентрической астрологии дело обстоит иначе, поскольку при нижнем геоцентрическом соединении Меркурия и Солнца Земля находится в соединении с Меркурием, а при верхнем геоцентрическом соединении — в оппозиции. Таким образом, когда Меркурий в геоцентрическом смысле ретрограден, гелиоцентрически он наиболее близок к Земле; при этом образуется линия, соединяющая Солнце, Меркурий и Землю, причем Меркурий находится между Солнцем и Землей — в наименьшем удалении от Земли.

Ситуация такого гелиоцентрического соединения Меркурия и Земли (в геоцентрической астрологии это будет нижнее соединение ретроградного Меркурия с Солнцем) аналогична новолунию, когда Луна проходит между Солнцем и Землей, то есть оказывается в геоцентрическом соединении с Солнцем. Такое соединение Солнца и Луны принято считать началом лунного цикла. В это время, говоря символически, исполнители функции Луны (задачей которой является построение организмов) оплодотворяются и направляются Солнцем; воля и цель Солнца воздействуют на них, подобно тому, как звуковые волны — на рассыпанную по пластине графитную пыль, или как поле магнита — на железные опилки.

Гелиоцентрическое соединение Меркурия и Земли означает примерно то же самое в сфере ума. Воля (или энергетический потенциал) Солнца достигает Земли и людей через канал Меркурия, а он уже дифференцирует ее в ту электрическую силу, которая является скрытой сущностью ума (понимаемого как «творческая энергия», а не как ассоциативная память). Этим начинается новый цикл взаимоотношений между Землей и Меркурием — цикл, который измеряется временным периодом между двумя последовательными нижними соединениями Меркурия и Солнца в геоцентрической астрологии.


Огонь Демиурга ассоциируется с энергией Солнца, его "доставкой" :

Циклическое оплодотворение Меркурия-ума солнечной целью и потенциалом происходит примерно каждые 116 дней, то есть трижды в году. Меркурий в этот период движется ретроградно; это, очевидно, проливает новый свет на значение его ретроградной фазы. Почему же Меркурий движется — с точки зрения земного наблюдателя — против движения Солнца именно тогда, когда солнечный потенциал наиболее фокусированным образом передается Земле?

Этот кажущийся парадокс прояснится, если иметь в виду, что интенсивная и концентрированная умственная деятельность на самом деле означает для человека более или менее очевидное восстание против диктата жизненных инстинктов и иррациональности биопсихических образов, против идолов.

Прометея изображают мятежником — как и космических представителей Разумности в индийской мифологии (Манасапутра), которые дают людям «огонь ума» и тем самым делают их потенциальными богами. Для обычных людей на геоцентрической и эгоцентрической стадии эволюции Солнце является «великим Самодержцем Вселенной», символом эмоциональной и порождающей эмоции принуждающей силы. Поэтому Лев, знак максимальной интенсивности Солнца, является знаком диктаторов и драматических особ, щедрость которых лишь подчеркивает их абсолютизм.

Жизнь щедро дает, но безжалостно приказывает. Ее дары уравновешены принуждениями, она возвышает лишь тех, кто беспрекословно подчиняется ее правилам. И лишь восставая против этих правил — и против вторичных законов юпитерианской религии и культуры (а интегрируя личность, они одновременно связывают ее), — ум впервые запечатлевает свой характер в обусловленном Землей, биологически и социально управляемом человеке. Когда человек начинает воспринимать в себе пробуждающийся ум и переносить центр сознания из области биофизических инстинктов в область ясного мышления и творческих идей, эта новая умственная деятельность неизбежно должна поначалу казаться ему врагом инстинктивной жизни. Во всяком случае, развитие ума должно казаться направленным против естественного течения витальности и даже — из-за диктата юпитерианской религии и родового духа единства — против божественности.

Развитие ума — способности самоопределяться в ясном мышлении и индивидуализированным образом ставить себе цели — вот ядро развития индивидуальности.

На первых порах индивидуализация вредит витальности, так что дару Прометея сопутствуют болезни и психологические затруднения. Действительно, Меркурий-Прометей предлагает человеку стать мыслителем и индивидуальностью и дает в помощь солнечный огонь, исторгнутый с небес — но этот огонь сжигает и разрушает. Хотя ум и един по сути с источником всей жизни, первоначально он кажется действующим против жизни; поэтому вполне естественно, что Прометей символизируется прежде всего ретроградным Меркурием.

Но постепенно противоположность «ума» и «жизни» сглаживается. Меркурий становится стационарным, затем директным и не только движется в том же направлении, что и Солнце, но и приближается (с геоцентрической точки зрения) к Солнцу. Он достигает Солнца в верхнем соединении, когда (уже с гелиоцентрической точки зрения) находится в оппозиции к Земле, а Солнце находится между этими двумя планетами — как при полной Луне Земля находится между Луной и Солнцем. У Меркурия тоже есть фазы, соответствующие фазам Луны. Он является «полным» в своем верхнем соединении с Солнцем, когда максимально удален от Земли и имеет наименьшие видимые размеры.

Прометеанский характер Меркурия вступает в силу при нижнем соединении, когда Меркурий ретрограден между Землей и Солнцем. Эпиметеанский характер открывается верхним соединением, когда Меркурий директен и находится за Солнцем. Меркурий-Прометей соответствует прибывающей половине лунного цикла, характеристики которой заданы новолунием. Меркурий-Эпиметей соответствует убывающей половине.


1. ПРОМЕТЕАНСКИЙ-РЕТРОГРАДНЫЙ ум стремится к независимости от инстинктивной природы, более или менее активно противостоит ей. Это ум, переживающий «тайну», «посвящение» в новую сферу бытия, пусть даже ограниченное или случайное. В результате ум утрачивает доверие или интерес к привычным импульсам и пытается освободиться от них. Ум «устремлен», но часто связан многим из того, что желал бы забыть, или же ослеплен тем, что понял и возвещает. Этот конфликт может вести к внутреннему росту личности, а также к субъективному отождествлению себя с великими символами или образами, которые личность стремится актуализировать.


2. ПРОМЕТЕАНСКИЙ - ДИРЕКТНЫЙ ум основывается на своей собственной природе и пребывает в гармонии с требованиями жизни. Он энергично устремляется к будущему и стремится задать личности ритм завтрашнего дня. Через несколько дней после начала «директного» периода Меркурий наиболее удален от Солнца с геоцентрической точки зрения. По-видимому, в это время Прометеанский ум более всего способен проецировать свои видения в символах или значимых образцах поведения, конкретизируя собой потенции и цели Солнца. Гелиоцентрически, Меркурий находится в фазе первой четверти по отношению к Земле. Интенсивная умственная деятельность проективного рода.

По мере возрастания геоцентрической скорости Меркурия он спешит, так сказать, встретить Солнце в верхнем соединении (фаза «полного» Меркурия), и эпиметеанские тенденции ума постепенно усиливаются. Быстрее всего Меркурий движется как раз перед верхним соединением или около этого времени; затем его движение замедляется. Другими словами, в прометеанской фазе ума движение Меркурия постоянно ускоряется — отсюда его целеустремленость и «забегание вперед». А для эпиметеанской фазы характерно понижение скорости, постоянное замедление, торможение умственной деятельности.


3. ЭПИМЕТЕАНСКИЙ-ДИРЕКТНЫЙ УМ - это «полный» ум, который стремится по мере возможности объективно отражать смысл жизни и событий — после того, как они произошли. Это историчный, объективный ум, он составляет себе понятие о вещах на основе прошлого опыта. Часто он оказывается и наиболее эффективным, поскольку не забегает вперед жизни, но следует за вещами и людьми. Когда во время «убывающей» фазы меркуриального цикла скорость движения Меркурия равна скорости Солнца, условия для объективности ума становятся наилучшими. Это приблизительно последняя четверть фазы Меркурия, за которой следует эпиметеанский-ретроградный период.

Эпиметеанский ум склонен к формализму в подходе к жизненным отношениям и поведению; в лучшем случае, это «олимпийский» ум (в противоположность «дионисийскому» характеру прометеанского ума), а в худшем — узко материалистический и детерминистский ум.


4. ЭПИМЕТЕАНСКИЙ-РЕТРОГРАДНЫЙ УМ представлен Меркурием, который движется к остановке чтобы вновь оплодотвориться волей и целью Солнца.

Ум обеих этих категорий ищет интроспективного единства с внутренней реальностью, ищет возвращения, так сказать, к источнику. Традиции отдается значительная дань — но как средству, а не как цели. Ум не удовлетворяется мертвой буквой прошлого; его уделом может стать обостренное ощущение социальной неудовлетворенности, понимание того, что «надо копать глубже» и выступать против давления социальных шаблонов и ортодоксии, обновляясь в духе и истине.

Итак, четыре категории умственной деятельности (сказать «ментальные типы» было бы не совсем точно) могут дать нам ценные астро-психологические указания, но лишь в тех случаях, когда они связаны с огромным числом других факторов в карте рождения.


*


Современная астрология нередко ассоциирует архетип Прометея с планетой Уран. Данная тема была особо полно раскрыта Ричардом Тарнасом в его книге «Prometheus the Awakener: an Essay on the Archetypal Meaning of the Planet Uranus» (1995). Тарнас предположил , что характеристики , связанные с мифологической фигурой бога Урана не соответствуют астрологическим свойствам планеты Уран, и что более точно в этом контексте идентифицирует себя мифологическая фигура Прометея. Однако данные выводы являются спорными и к единому решению астрологическое сообщество пока так и не пришло.


***



Комментариев нет:

Отправить комментарий